Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:23, реферат
Малый бизнес помогает «насытить» рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.
Актуальность темы – это проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны.
Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства, развития и его характеристик, рассмотрении проблем малого бизнеса в России.
Для написания данной работы были использованы следующие источники: учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, Интернет.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Малый бизнес- развитие и проблемы становления в России ………………4
1.1. Развитие малого предпринимательства в России ……………………........4
1.2.Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса………..10
2.Проблемы развития малого бизнеса в России……………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
Здесь на второе место в
ряду проблем развития малого
бизнеса в России выходит
Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Между тем об эффективности
инвестиций в основной капитал
предприятий малого бизнеса
Как видно из таблицы, предприятия малого бизнеса почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал вкладывают в активную часть основных фондов – машины, оборудование, инструмент и инвентарь, в то время как по всем инвестициям в основной капитал на этот вид основных фондов приходится лишь 35,7%.
В то же время в пассивную часть основных фондов - здания и сооружения эти предприятия направляют 26,5% инвестиций, тогда как по всем инвестициям в основной капитал на данный вид основных фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малого бизнеса имеются равные условия лучшего, более эффективного использования инвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания, создают реальную продукцию.
Таблица 2. Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам основных фондов, % к итогу
|
Источник: Российский статистический ежегодник .2002 Стат.сб. М.:Госкомстат России. 2002. С. 328.
Между тем удельный вес инвестиций в основной капитал из года в год падает (табл.3).
Таблица 3. Инвестиции в основной капитал малых предприятий ( в фактически действовавших ценах – млрд руб., до 1998г. – трлн руб.)
|
Рассчитано
по: Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб.
М.: Росстат. 2004. С. 357; Малое предпринимательство
в России: Стат. сб. М.: Госкомстат России.
2004. С. 73.
Как видно из таблицы, если удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общем объеме инвестиций в 1996 г. Составлял 6,8%, в 1997-5,4, в 1998-4,7, то в 1999 и 2000 гг. он упал до 2,6 и лишь в 2003 г. Составил 3,2%. Если учесть, что доля предприятий малого бизнеса в общем выпуске продукции составляла в эти годы 10-12%, то ясно, что при соответствующем увеличении инвестиций в основной капитал этих предприятий они могли бы существенно увеличить свои объемы производства продукции. Эти данные свидетельствуют также о том, что при относительно низких инвестициях предприятия малого бизнеса приносят большую отдачу, нежели крупные.
Требуется тщательно
Следует создавать механизмы
льготного кредитования, налогообложения,
различного рода льгот,
Следующая проблема –
В настоящее время малый
Отсутствует система
Материально-техническое
Машины, оборудование, приборы, предназначенные
для таких предприятий и
Еще одна проблема – кадровая.
Квалифицированных
Непростая проблема связана и
с социальной защитой
В первой половине 2005 г. Общероссийская
общественная организация
Было выявлено, что главным источником
финансирования предприятий
Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита. Самое неприятное состоит в том, что небольшое предприятия в данном банке, имеют не больше привилегий. Чем новые клиенты.
Как правила, предприятия
Осуществление сотрудничества
Можно выделить несколько
Во-вторых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного пакета документации и длительностью сроков рассмотрения их заявок.
В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов при одновременном служении перечня имущества, принимаемого в залог. В значительной степени это относится «старым» клиентам, обслуживающихся в данном банке более трех лет.
В-четвертых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Прежде всего, это касается скорости и условий обслуживания, стоимости услуг.
Ряд московских банков