Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Малый бизнес помогает «насытить» рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.
Актуальность темы – это проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны.
Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства, развития и его характеристик, рассмотрении проблем малого бизнеса в России.
Для написания данной работы были использованы следующие источники: учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, Интернет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Малый бизнес- развитие и проблемы становления в России ………………4
1.1. Развитие малого предпринимательства в России ……………………........4
1.2.Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса………..10
2.Проблемы развития малого бизнеса в России……………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике -малый бизнес в России.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Здесь на второе место в  ряду проблем развития малого  бизнеса в России выходит недоступность  финансовых ресурсов. По данным  А.В. Рунова, председателя правления  Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства, свободный  доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют 13-15 тыс.  предпринимателей. Это означает, что в России организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.

      Предприятия малого бизнеса в  России  в своей деятельности  сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.  Практически речь идет о создании нового сектора экономики.  В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь  существенной  степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных  предпринимателей. У основной  массы населения, жившей от получки до получки, не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

     Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.

      Между тем об эффективности  инвестиций в основной капитал  предприятий малого бизнеса свидетельствуют   данные единовременного обследования  по результатам их работы в  2000 г. (табл. 1).

      Как видно из таблицы, предприятия малого бизнеса  почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал вкладывают в активную часть основных фондов – машины, оборудование, инструмент и инвентарь, в то время как по всем инвестициям в основной капитал на этот вид основных фондов  приходится лишь 35,7%.

     В то же время в пассивную  часть основных фондов - здания и сооружения эти предприятия направляют 26,5% инвестиций, тогда как по всем инвестициям в основной капитал на данный вид основных  фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малого бизнеса имеются равные условия лучшего, более эффективного использования  инвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания, создают реальную продукцию.

 

Таблица 2. Структура инвестиций в основной капитал малых                  предприятий по видам основных фондов, % к итогу

 

Показатели Инвестиции  в основной капитал малых предприятий Все инвестиции в основной капитал
Инвестиции-всего 100 100
В жилища 9,4 10,7
В здания (кроме жилых) и сооружениях 26,5 43,6
В машины, инвентарь. 59,2 35,7
Прочие 4,9 10

                Источник: Российский статистический ежегодник .2002 Стат.сб. М.:Госкомстат России. 2002. С. 328.

                                                                                                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Между тем удельный вес инвестиций в  основной капитал из года в год падает (табл.3).

Таблица 3. Инвестиции в основной капитал малых предприятий ( в фактически действовавших ценах – млрд руб., до 1998г. – трлн руб.) 

Показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Общие ин-

вестиции в  основной капитал.

376 408,8 407,1 670,4 
 
 
1165,2 1504,7 1762,4 1843,6
В том  чис-

ле основной капитал малых предприятий.

25,7 22,1 19,3 17,9 29,8 43,5 49,7 59,7
В % к  общим 

инвестициям.

6,8 5,4 4,7 2,6 2,7 2,9 2,8 3,2
 

 Рассчитано по: Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб.  М.: Росстат. 2004. С. 357; Малое предпринимательство в России: Стат. сб. М.: Госкомстат России. 2004. С. 73. 

      Как видно из таблицы, если  удельный вес инвестиций в  основной капитал предприятий  малого бизнеса в общем объеме  инвестиций в 1996 г. Составлял  6,8%, в 1997-5,4, в 1998-4,7, то в 1999 и  2000 гг.  он упал до 2,6 и лишь  в 2003 г. Составил 3,2%. Если учесть, что доля предприятий малого бизнеса в общем выпуске продукции составляла в эти годы 10-12%, то ясно, что при соответствующем увеличении инвестиций в  основной капитал этих предприятий они могли бы существенно увеличить свои объемы производства продукции. Эти данные свидетельствуют также о том, что при относительно низких инвестициях предприятия малого бизнеса приносят большую отдачу, нежели крупные.

      Требуется тщательно выверенная, последовательно приводимая в  жизнь система отбора, позволяющая  предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. На сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при  детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.

      Следует создавать механизмы  льготного кредитования, налогообложения,  различного рода льгот, включая  и связанные с внешнеэкономической  деятельностью. Смысл их в том,  чтобы обеспечить лучшее удовлетворение  потребностей людей при создании условий  для последовательного развертывания предпринимательства.

      Следующая проблема – законодательная  база, на которую сейчас может  опираться малый бизнес. Пока  она, мягко говоря, несовершенна, а во многих  очень существенных  положениях  вообще  отсутствует.

      В настоящее время малый бизнес  находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным  отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и.т.п.

      Отсутствует система проведения  глубокого анализа деятельности  предприятий малого бизнеса, нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателем, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

      Материально-техническое обеспечение  предприятий малого бизнеса осуществляется  в недостаточном объеме и несвоевременно.               

      Машины, оборудование, приборы, предназначенные  для таких предприятий и учитывающие  их специфику, отсутствуют. Ограничен  для них доступ к высоким  технологиям, так как их покупка  требует значительных одноразовых  финансовых затрат.

      Еще одна проблема – кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем  реально нужно экономике.       

      Непростая проблема связана и  с социальной защитой предпринимательской  деятельности. Известно, что ранее  существовавшая  на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

      В первой половине 2005 г. Общероссийская  общественная организация малого  и среднего предпринимательства  «Опора России» совместно с  ВЦИОМ провела исследование условий  функционирования малого бизнеса в стране.

      Было выявлено, что главным источником  финансирования предприятий малого  бизнеса служит его собственная  прибыль. Одна треть предпринимателей  использует для этого личные  накопления, и лишь 16% пользуется  полученными в банке кредитами.  Всего же опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют, по данным исследования, лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время  24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита оказались невыгодными ,либо банк отказал в кредите, почти половина предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше одной четверти  предпринимателей (27%) – отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банкам объемах.

      Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос  малого предприятия на получение кредита. Самое неприятное состоит в том, что небольшое предприятия в данном банке, имеют не больше привилегий. Чем новые клиенты.

      Как правила, предприятия малого  и среднего бизнеса получают в банках только расчетно-кассовое обслуживание. Исследование, проведенное в конце 2005 г., ходе которого были опрошены главные бухгалтера и финансовые директора 200 московских предприятий малого и среднего бизнеса, показало, что такие банковские услуги, как кредитование и зарплатные проекты, мало используются в основном из-за политики самих банков. И это притом, что небольшие предприятия являются наиболее постоянными и надежными банковскими клиентами: 65% таких предприятий работают с банками более трех лет, 2,2% - от года до трех лет и только 13%- менее одного года. При этом более половины предприятий (51%) пользуются услугами только одного банка. Выбирая банк, предприятия малого и среднего бизнеса ориентируются главным образом  на качество обслуживания  ( более 1/4 респондентов), а также на финансовое состояние и надежность банка (еще 1/4 опрошенных). Ценовой фактор вторичен: лишь 20% респондентов назвали его фактором, определяющим выбор банка.

     Осуществление сотрудничества с  одним банком позволяет предприятиям  малого и среднего бизнеса  сократить издержки на управление  банковскими счетами, снизить  риски утечки информации о бизнесе. Помимо того, в данном случае предприятия надеются на получение определенных льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.

     Можно выделить несколько причин, которые в наибольшей степени  вызывают недовольство предприятий  малого бизнеса качеством кредитования. Во-первых, это отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительное время.

     Во-вторых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного пакета документации и длительностью сроков рассмотрения их заявок.

     В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов при одновременном служении перечня имущества, принимаемого в залог. В значительной степени это относится «старым» клиентам, обслуживающихся в данном банке более трех лет.

     В-четвертых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Прежде всего, это касается скорости и условий обслуживания, стоимости услуг.

     Ряд московских банков предпринимает  определенные действия улучшения  обслуживания клиентов из числа  малых и средних предприятий.  «Стройкредит» и некоторые другие  закрепляют за каждым своим  клиентом персонального менеджера.  Увеличивается время обслуживания клиентов, предпринимаются шаги для сокращения срока рассмотрения кредитных заявок, внедряются упрощенные технологии кредитования и др.

Информация о работе Малый бизнес в России