Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Малый бизнес помогает «насытить» рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.
Актуальность темы – это проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны.
Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства, развития и его характеристик, рассмотрении проблем малого бизнеса в России.
Для написания данной работы были использованы следующие источники: учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, Интернет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Малый бизнес- развитие и проблемы становления в России ………………4
1.1. Развитие малого предпринимательства в России ……………………........4
1.2.Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса………..10
2.Проблемы развития малого бизнеса в России……………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике -малый бизнес в России.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

         Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников.      

         Полному товариществу не требуется  устав. Оно создается и действует  на основе учредительного договора, который подписывают все его  участники. В нем указываются  наименование товарищества, место  его нахождения, порядок управления его деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого из его участников. В учредительном договоре содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.

         Прибыль и убытки полного товарищества  распределяются между его участниками  пропорционально их долям в  складочном  капитале. Каждый участник  уплачивает налоги с суммы  своей доли прибыли и имеющегося  у него дохода. Участники полного товарищества несут солидарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

         Несколько иное положение в  смешанном (коммандитном)  товариществе, или товариществе на вере. Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных им вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществляемой товариществом предпринимательской деятельности.

         Товарищество на вере, как и  полное товарищество, не имеет  устава. Оно создается и действует  на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.

         Следующая группа предпринимательских  (коммерческих) предприятий малого  бизнеса – хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества.

         На начальном этапе перехода  экономики России к рыночным  отношения широкое распространение  получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Гражданским кодексом сохранены основные принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

         В отличие от общества с  ограниченной ответственностью  участники общества с дополнительной ответственностью солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

         Широкое распространена такая  форма малого бизнеса, как  акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

         Акционерные общества могут быть  открытыми и закрытыми. Участники  открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

         В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами.

         Гражданским кодексом РФ впервые определены дочерние и зависимые общества. Дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

         Несколько иной экономический  статус имеет зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество в случае, если другое, преобладающее или участвующее общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества, или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

         Своеобразной организационно-правовой  формой предприятий малого бизнеса  являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии.

         Важная особенность производственного  кооператива состоит в том, что он не вправе выпускать акции, а также в том, что каждый его член имеет один голос при принятии решений общим собранием.

         В особом ряду организационно-правовых  форм предприятий малого бизнеса  стоят государственные и муниципальные  унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия или другими лицами.

         В форме унитарных могут быть  созданы только государственные  и муниципальные предприятия.  Их имущество находится соответственно  в государственной или муниципальной  собственности и принадлежит  им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием.

         Среди малых предприятий превалирует  частная форма собственности.  Так, на конец 2004 г.  97,2% малых предприятий представляли собой частную форму стоимости и лишь 2,8% - смешанную. Удельный вес частной формы стоимости из года в год возрастал в целом по малым предприятиям и по отдельным отраслям экономики (табл. 1).           
 
 
 
 

Таблица 1. Распределение числа малых предприятий по формам собственности и отраслям экономики1 (на конец года), % общего числа предприятий 

 
Отрасль
2000 2002 2004
Ча-

стная

Сме-

шанная2

Ча-

стная

Сме-

шанная

Ча-

стная

Сме-

шанная

Всего

В том  числе:

промышленность

сельское  хозяйство

строительство

транспорт

связь

торговля  и общественное питание

здравоохранение,

физическая  культура и социальное обеспечение

наука и научное обслуживание

93,4 

90,7 

90,3

94,4

90,8

81,1

96,1 
 

91,4 
 
 
 

85,4

6,6 

9,3 

9,7

5,6

9,2

18,9

3,9 
 

8,6 
 
 
 

14,6

96,0 

94,3 

93,6

96,5

93,6

89,7

97,5 
 

94,2 
 
 
 

89,4

4,0 

5,7 

6,4

3,5

6,4

10,3

2,5 
 

5,8 
 
 
 

10,6

97,2 

96,2 

96,7

97,9

96,4

95,5

97,8 
 

96,2 
 
 
 

92,5

2,8 

3,8 

3,3

2,1

3,6

4,5

2,2 
 

3,8 
 
 
 

7,5

 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Проблемы становления малого бизнеса в России 

     При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок

     Требовалось подобрать и обучить  менеджеров, способных работать  в условиях рыночной системы  и вести конкурентную борьбу  у себя в стране  и на мировом  рынке. Следовало также добиться  признания населением  новых правил  игры.

     Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских частных монополий.

     Следовало определить порядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей  и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.

     Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций, как во время переходного периода, так и после его завершения.                   

   Большинство этих проблем в  полной мере относятся и к  малому бизнесу:

    • Недостаточность с получением банковских кредитов;
    • Усиление давления криминальных структур;
    • Нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
    • Сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
    • Ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
    • Отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

      Среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.3

     В начале 2003 г. Министерство экономического  развития и торговли по поручению  Президента  РФ провело инвентаризацию  контрольных функций государственных  органов и выяснило, сколько людей  имеют прямое отношение к надзору.  В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля в России нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральных министерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из них трудятся 1056 человек. Более 423 тыс.  из них наделены правом непосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают.  

      В регионах действуют свои  контрольные органы. Только в  Москве их 29, при этом государственными  служащими в этой массе контролеров  являются лишь 18 тыс.  человек, остальные – привлеченные специалисты , которых заботят не столько проверки, сколько банальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникам рынка. Можно не сомневаться в то, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, а нередко и сковывая их деятельность.        

     Специалисты, анализирующие оборот  теневой экономики, оценивают  его не менее чем в 40 % валового  национального продукта.

     По данным журнала  «Эксперт»  доля теневой заработной платы снизилась с 35,2% в 2000 г.  До 27- 28% в 2002 г., занимая по- прежнему значительный удельный вес. При этом речь идет  прежде  всего о малом и среднем бизнесе в России. Называются три главные причины такого положения:

    • Сохраняющиеся высокие ставки налогов, и прежде всего единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;
    • Недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;
    • Боязнь криминальных структур.

     По степени важности некоторые  авторы располагают основные  проблемы малого бизнеса в  России в следующем порядке: 

    • Высокий уровень налогообложения
    • Недоступность кредитных ресурсов;
    • Административные барьеры.

Информация о работе Малый бизнес в России