Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Моя работа посвящена малому бизнесу в Республике Беларусь. Развитие малого бизнеса является важным фактором формирования рынка. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма.

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!!!.doc

— 184.00 Кб (Скачать)
 

                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      4. Банкротство.

Одним из наиболее важных законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность, является закон о банкротстве. Его основное назначение состоит  в том, чтобы дать возможность  честным должникам, неспособным  оплатить все свои долги, юридически освободиться от обязательств путем справедливого распределения их имущества между кредиторами. Закон о банкротстве предоставляет предпринимателю право на ошибку, которого до его принятия он не имел.

    Из  многочисленных исторических источников известно, что до появления законодательства о банкротстве предприниматели, которые не могли по каким-либо причинам своевременно рассчитаться с долгами, наравне с другими должниками попадали под действие гражданского законодательства. Для них существовали специальные долговые тюрьмы, в которых они находились до того времени, пока долг не возвращался. Результатом такого положения явилось то, что большинство предприимчивых, энергичных людей, занимающихся бизнесом, рано или поздно оказывались в тюрьме. От этого, как оказалось, никто не выигрывал: деловая активность находилась на самом низком уровне, налоговые поступления сокращались, новые рабочие места практически не создавались, а нерешенных социальных и экономических проблем становилось все больше. Выходом из создавшегося положения явилось, в частности, принятие закона о банкротстве, который и предоставил честному предпринимателю, т.е. действующему по закону, право на ошибку.

    В настоящее время банкротство  относится к нормальным издержкам  бизнеса. Те предприятия, которые не могут адаптироваться на рынке, а значит убыточные, должны исчезнуть. как свидетельствует статистика, в рыночной экономике каждый год оказываются банкротами от 2 до 6% всех предприятий.

    Объявить  банкротом предпринимателя или  фирму может только суд. Дата принятия хозяйственным судом постановления о несостоятельности является датой банкротства. Банкрот теряет право на собственность, а руководство фирмы – право распоряжаться ею. После принятия решения судом о банкротстве банкрот юридически освобождается от всех своих обязательств (никто больше не в праве требовать от него возврата долгов) и свободен начать свой бизнес снова.

    Банкротство может быть добровольным или принудительным.  Инициаторами добровольного банкротства  выступают сами должники, а принудительного  – кредиторы.

    Банкротство связано с неплатежеспособностью, вызванной нехваткой или отсутствием  средств в момент наступления  платежа. Неплатежеспособность бывает двух видов – практической и абсолютной. Практическая неплатежеспособность наступает в том случае, если должник не может рассчитаться с кредиторами, так как не имеет в данный момент свободных денег в связи с задержкой их поступлениям (он должен, но и ему должны), а его активы значительно больше его долговых обязательств. . Практическая неплатежеспособность не влечет за собой банкротства. Она может быть достаточно быстро ликвидирована в результате осуществления одной или нескольких процедур:

  • получение собственных кредитов в результате погашения дебиторской задолженности;
  • продажа долговых обязательств (кредиторской задолженности) фирме, которая на определенных условиях берется в срок погасить задолженность кредиторам;
  • получение дополнительных кредитных ресурсов у различных финансово-кредитных учреждений под залог части активов;
  • продажа части наиболее ликвидных активов;
  • передача кредиторам права собственности на часть имущества предприятия.

    Абсолютная  неплатежеспособность может возникнуть в двух случаях. В первом случае реальная стоимость активов должника оказывается  меньше его обязательств. Это может  произойти в результате потерь, вызванных плохим управлением бизнесом, снижением рыночных цен на отдельные материально-вещественные элементы бизнеса и т.д. Внешним признаком абсолютной неплатежеспособности в данном случае является приостановление внешних текущих платежей, а внутренними – превышение обязательств над имуществом и неспособность удовлетворить требования кредиторов.

    Во  втором случае активы должника превышают  его обязательства, но наблюдается  недостаточная степень ликвидности  его имущества: скопление на складах неконкурентоспособной продукции, устаревшее оборудование, которое невозможно продать по остаточной стоимости, большая безнадежная дебиторская задолженность. Такое положение должника не позволяет ему за счет своего имущества обеспечить погашение обязательств перед кредиторами. Внешним признаком абсолютной неплатежеспособности здесь также выступает приостановление текущих платежей, а внутренними - неудовлетворительная структура баланса и неспособность удовлетворить требования кредиторов. Подтвержденная судом абсолютная неплатежеспособность называется банкротством.

    Если  кредиторов несколько, судебный процесс  может быть конкурентным. В этом случае кредиторам разрешается самим  договориться о способах раздела  имущества. На практике это достигается  посредством проведения собрания кредиторов. На собрании кредиторов может быть принято решение о будущем фирмы-банкрота: будет она ликвидирована  или необходима санация, т. е. смена руководства и осуществление контроля над ней кредиторами.

    Ликвидация  фирмы-банкрота не всегда выгодна кредиторам, так как продажа ее чаще всего не может возместить кредиторам их убытков. Зарубежная практика свидетельствует, что реальная цена фирмы-банкрота всегда оказывается значительно ниже ее балансовой стоимости. Кроме того, как правило, на часть активов такой фирмы вообще не находится покупателей. Принимая решение о санации, кредиторы, изменив стратегию управления и проведя реструктуризацию фирмы, получают реальный шанс не только вернуть за счет будущей прибыли все свои долги, но и компенсировать материальные и моральные издержки, связанные с проведением процесса о банкротстве и нарушением сроков выплат по долговым обязательствам. [1, с. 296] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  5. Государственное  регулирование предпринимательской  деятельности.

    Переход к рыночным отношениям в экономике и создание условий для свободного развития бизнеса не исключает необходимости государственного регулирования предпринимательской деятельности. Оно призвано решать прежде всего такие проблемы, как:

  • обеспечение равных условий хозяйствования субъектам всех форм собственности и развитие конкурентной среды;
  • повышение ответственности субъектов бизнеса за результаты своей хозяйственной деятельности;
  • защита потребителей от некачественных товаров и услуг.

    Административно-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности, осуществляется рядом методов. Это – лицензирование отдельных видов деятельности, подтверждение соответствия продукции, услуг, персонала требованием нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, государственная гигиеническая регистрация, контроль за соблюдением законодательства, запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с нарушением установленных норм и требований и др. 
 

    5.1. Лицензирование.

    В интересах общественной безопасности,  общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды  государство может устанавливать  определенные требования для отдельных видов деятельности путем выдачи специальных разрешений – лицензий – на их осуществление.

    Лицензирование  – это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их приостановлением, возобновлением, продлением срока действия, а также контролем за соблюдением лицензионных требований и условий.

    Перечень  лицензируемых видов деятельности,   а также отношения, связанные  с получением лицензий, определены Декретом Президента РБ от 14 июля 2003 г. №17 «О лицензировании отдельных видов  деятельности» и утвержденным им Положением.

    В соответствии с Положением в качестве соискателя лицензии могут выступать  юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, ходатайствующие  о предоставлении им права занятия  адвокатской или частной нотариальной деятельностью.

    Согласно  Декрету в Республике Беларусь подлежат лицензированию 49 видов деятельности, 36 из которых включает составляющие работы и услуги (банковская, ветеринарная деятельность, деятельность в области  авиации, промышленной безопасности, связи, а также деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и др.).

    Лицензия  выдается на конкретный вид деятельности (с указанием составляющих его  работ и услуг) и действует  на всей территории Беларуси и ее чести  в соответствии с законодательством.

    Положения о лицензировании конкретных видов  деятельности с указанием составляющих их работ и услуг, срока действия лицензии, перечней лицензионных требований и условий, необходимых документов и требований к их содержанию, а  также полномочий лицензирующих органов и порядка контроля за соблюдением лицензионных требований и условий утверждаются Советом Министров.

    Лицензирующими  органами, уполномоченными выдавать специальные разрешения, являются республиканские  органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные правительству, национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы.

    Для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензирующий  орган документы, которые должны быть рассмотрены в месячный срок с момента их подачи. Указанный срок может быть продлен на период проведения проверки или экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензионным требованиям и условиям( но не более чем на 15 дней). Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии и лицензирующим органом в равных долях. Таким образом, общий срок не может превышать 45 дней.

    В выдаче лицензии может быть отказано в следующих случаях:

  • при наличии в документах недостоверных сведений;
  • при несоответствии представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности;
  • при наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки или экспертизы.

    Лицензия  выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок ее действия по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Действие лицензии прекращается:

    • по истечении срока, на который она выдана;
    • по решению лицензирующего органа (в случае аннулировании лицензии, ликвидации или реорганизации лицензиата, принятия им решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности);
    • по решению суда (об аннулировании лицензии либо в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что привлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде). [3, с. 219]
 
 

      6. Развитие малого предпринимательства в Беларуси.

    Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

    В текущем пятилетии Правительство  делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства  в развитие экономики страны. К  концу 2010 года его долю в объеме валовой  выручки планируется увеличить  до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны.

    Количество  малых предприятий на 1 января 2009 года в Беларуси составило 66,42 тыс., увеличившись за 2008 год на 18%. Численность  индивидуальных предпринимателей возросла на 1,3% до 215,584 тыс. По предварительным данным, производство продукции, работ (услуг) промышленного характера субъектами малого предпринимательства за 2008 год возросло в текущих ценах на 40,5% к уровню 2007 года, потребительских товаров – на 8,4%, выручка от реализации товаров, продукции, работ (услуг) увеличилась на 25,2%. [6]

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь