Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 06:41, курсовая работа
Моя работа посвящена малому бизнесу в Республике Беларусь. Развитие малого бизнеса является важным фактором формирования рынка. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма.
Одним из наиболее важных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, является закон о банкротстве. Его основное назначение состоит в том, чтобы дать возможность честным должникам, неспособным оплатить все свои долги, юридически освободиться от обязательств путем справедливого распределения их имущества между кредиторами. Закон о банкротстве предоставляет предпринимателю право на ошибку, которого до его принятия он не имел.
Из многочисленных исторических источников известно, что до появления законодательства о банкротстве предприниматели, которые не могли по каким-либо причинам своевременно рассчитаться с долгами, наравне с другими должниками попадали под действие гражданского законодательства. Для них существовали специальные долговые тюрьмы, в которых они находились до того времени, пока долг не возвращался. Результатом такого положения явилось то, что большинство предприимчивых, энергичных людей, занимающихся бизнесом, рано или поздно оказывались в тюрьме. От этого, как оказалось, никто не выигрывал: деловая активность находилась на самом низком уровне, налоговые поступления сокращались, новые рабочие места практически не создавались, а нерешенных социальных и экономических проблем становилось все больше. Выходом из создавшегося положения явилось, в частности, принятие закона о банкротстве, который и предоставил честному предпринимателю, т.е. действующему по закону, право на ошибку.
В настоящее время банкротство относится к нормальным издержкам бизнеса. Те предприятия, которые не могут адаптироваться на рынке, а значит убыточные, должны исчезнуть. как свидетельствует статистика, в рыночной экономике каждый год оказываются банкротами от 2 до 6% всех предприятий.
Объявить банкротом предпринимателя или фирму может только суд. Дата принятия хозяйственным судом постановления о несостоятельности является датой банкротства. Банкрот теряет право на собственность, а руководство фирмы – право распоряжаться ею. После принятия решения судом о банкротстве банкрот юридически освобождается от всех своих обязательств (никто больше не в праве требовать от него возврата долгов) и свободен начать свой бизнес снова.
Банкротство может быть добровольным или принудительным. Инициаторами добровольного банкротства выступают сами должники, а принудительного – кредиторы.
Банкротство
связано с
Абсолютная неплатежеспособность может возникнуть в двух случаях. В первом случае реальная стоимость активов должника оказывается меньше его обязательств. Это может произойти в результате потерь, вызванных плохим управлением бизнесом, снижением рыночных цен на отдельные материально-вещественные элементы бизнеса и т.д. Внешним признаком абсолютной неплатежеспособности в данном случае является приостановление внешних текущих платежей, а внутренними – превышение обязательств над имуществом и неспособность удовлетворить требования кредиторов.
Во
втором случае активы должника превышают
его обязательства, но наблюдается
недостаточная степень
Если кредиторов несколько, судебный процесс может быть конкурентным. В этом случае кредиторам разрешается самим договориться о способах раздела имущества. На практике это достигается посредством проведения собрания кредиторов. На собрании кредиторов может быть принято решение о будущем фирмы-банкрота: будет она ликвидирована или необходима санация, т. е. смена руководства и осуществление контроля над ней кредиторами.
Ликвидация
фирмы-банкрота не всегда выгодна кредиторам,
так как продажа ее чаще всего не может
возместить кредиторам их убытков. Зарубежная
практика свидетельствует, что реальная
цена фирмы-банкрота всегда оказывается
значительно ниже ее балансовой стоимости.
Кроме того, как правило, на часть активов
такой фирмы вообще не находится покупателей.
Принимая решение о санации, кредиторы,
изменив стратегию управления и проведя
реструктуризацию фирмы, получают реальный
шанс не только вернуть за счет будущей
прибыли все свои долги, но и компенсировать
материальные и моральные издержки, связанные
с проведением процесса о банкротстве
и нарушением сроков выплат по долговым
обязательствам. [1, с. 296]
5.
Государственное
регулирование
Переход к рыночным отношениям в экономике и создание условий для свободного развития бизнеса не исключает необходимости государственного регулирования предпринимательской деятельности. Оно призвано решать прежде всего такие проблемы, как:
Административно-правовое
регулирование общественных отношений,
складывающихся в сфере предпринимательской
деятельности, осуществляется рядом методов.
Это – лицензирование отдельных видов
деятельности, подтверждение соответствия
продукции, услуг, персонала требованием
нормативных правовых актов в области
технического нормирования и стандартизации,
государственная гигиеническая регистрация,
контроль за соблюдением законодательства,
запрещение и пресечение деятельности
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность с нарушением установленных
норм и требований и др.
5.1. Лицензирование.
В
интересах общественной безопасности,
общественного порядка, защиты прав
и свобод, нравственности, здоровья
населения, охраны окружающей среды
государство может
Лицензирование – это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их приостановлением, возобновлением, продлением срока действия, а также контролем за соблюдением лицензионных требований и условий.
Перечень
лицензируемых видов
В соответствии с Положением в качестве соискателя лицензии могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью.
Согласно Декрету в Республике Беларусь подлежат лицензированию 49 видов деятельности, 36 из которых включает составляющие работы и услуги (банковская, ветеринарная деятельность, деятельность в области авиации, промышленной безопасности, связи, а также деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и др.).
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием составляющих его работ и услуг) и действует на всей территории Беларуси и ее чести в соответствии с законодательством.
Положения о лицензировании конкретных видов деятельности с указанием составляющих их работ и услуг, срока действия лицензии, перечней лицензионных требований и условий, необходимых документов и требований к их содержанию, а также полномочий лицензирующих органов и порядка контроля за соблюдением лицензионных требований и условий утверждаются Советом Министров.
Лицензирующими органами, уполномоченными выдавать специальные разрешения, являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные правительству, национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы.
Для
получения лицензии соискатель представляет
в соответствующий
В выдаче лицензии может быть отказано в следующих случаях:
Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок ее действия по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Действие лицензии прекращается:
6. Развитие малого предпринимательства в Беларуси.
Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.
В
текущем пятилетии
Количество малых предприятий на 1 января 2009 года в Беларуси составило 66,42 тыс., увеличившись за 2008 год на 18%. Численность индивидуальных предпринимателей возросла на 1,3% до 215,584 тыс. По предварительным данным, производство продукции, работ (услуг) промышленного характера субъектами малого предпринимательства за 2008 год возросло в текущих ценах на 40,5% к уровню 2007 года, потребительских товаров – на 8,4%, выручка от реализации товаров, продукции, работ (услуг) увеличилась на 25,2%. [6]