Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Моя работа посвящена малому бизнесу в Республике Беларусь. Развитие малого бизнеса является важным фактором формирования рынка. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма.

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!!!.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

    С формированием новой экономической  политики значительно расширились  возможности развития малого  бизнеса. С одной стороны, новые технологии позволяют создать небольшие  предприятия с эффективным производством, на котором все большее число людей могло реализовать свое стремление к независимости в хозяйственной жизни. С другой – опыт последних десятилетий показал, что более высокий эффект коллективного творчества достигается в рамках относительно небольших рабочих коллективов.

    Естественно, небольшие эффективные хозяйственные структуры убедительно доказали свое преимущество по сравнению с крупными и особенно принадлежащими государству. И еще один весьма существенный довод в пользу малого бизнеса – малые предприятия оказывают значительно меньшее давление на окружающую среду.

    Под влиянием указанных процессов начали меняться отношение государственных  структур к малому бизнесу и сама государственная политика. Во многих странах государство перешло  к активной поддержке малых предприятий, начало осуществлять приватизацию государственной собственности. [3, с. 35] 
 

    2.3. Достоинства малого  бизнеса.

    Для развития малого бизнеса необходим  отдельный комплекс общих и специфических  предпосылок социально-экономического, инфраструктурного, правового, организационного и кадрового характера. Малый бизнес – это длинный рабочий день, высокая степень риска, большая конкуренция и ограниченный потенциал для получения прибыли. Считается, что без реальной поддержки государства малый бизнес не может успешно развиваться. Всеми своими достижениями, которыми располагает малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой, он обязан прежде всего государственной политике. Малому бизнесу в этих странах оказывается всесторонняя помощь и предоставляются различные льготы. В их числе создание сети бесплатных консультативных  пунктов, где начинающие предприниматели могут получить необходимые знания по бизнесу и информацию, связанную с выбором сферы деятельности, разработкой бизнес-планов, организацией управления и бухгалтерского учета, взаимодействием с внешними партнерами и клиентами. Кроме того, малые предприятия и индивидуальные предприниматели под гарантии государства могут воспользоваться льготными кредитами, получить реальную материальную помощь различных предпринимательских фондов.

    К   достоинствам малого бизнеса относят:

  • сравнительно низкая капиталоемкость и поэтому широкая доступность всем желающим открыть свое дело;
  • гибкость и оперативность в действиях и решениях, что позволяет в короткие сроки наладить производство,  торговлю разнообразными товарами и услугами;
  • личное общение с клиентами, ориентация на потребителя , быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель, например, идеально приспособлен для изучения пожеланий, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;
  • возможность быстрого накопления капитала, высокая его оборачиваемость, свободный и оперативный перелив капитала в наиболее доходные сферы деятельности, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и изменяться. Благодаря высоком обороту доходность малых предприятий может быть нисколько не ниже, а нередко и выше, чем крупных фирм.
  • большая склонность к сбережениям и инвестированию, всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается на деятельности предприятия в целом;
  • низкие эксплуатационные издержки, что позволяет малым фирмам оставаться «на плаву» даже в самые тяжелые периоды развития экономики;
  • небольшой размер рынка для обеспечения прибыльности рынка;
  • независимость действий, возможность реализовать свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что особенно важно для людей с ярко выраженными индивидуальными чертами характера. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, система принятия управленческих решений значительно упрощена, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, а энергичному и инициативному предпринимателю – свободу действий;
  • мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует достижению высоких научно-технических результатов;
  • занятость большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями,  что содействует подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний.[1, с. 111]
 
 

    2.4. Недостатки малого  бизнеса.

    Несмотря  на большое значение малого бизнеса  для экономики, его становление  и развитие сопряжено с определенными  трудностями и недостатками. Главная  проблема в малом бизнесе –  это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы и т.д.

    К  недостаткам относят:

  • большая физическая и умственная интенсивность, которую требует предпринимательская деятельность, особенно на ее начальном этапе;
  • более высокий уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;
  • длинный рабочий день и большая ответственность, поэтому предпринимателю уже с первых шагов необходимо настраиваться на долгие часы тяжелой работы и редкие часы отдыха. Владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя;
  • значительная зависимость от других лиц, фирм и государства. Малые предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнерам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и др.;
  • недостатки в управлении делом, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования, трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • личные проблемы предпринимателей. Просчеты и ошибки в бизнесе нередко отражаются на жизненном уровне семьи, а это, в свою очередь, становится причиной появления дополнительных проблем личного характера. Поэтому предприниматели без поддержки семья редко преуспевают. [1, с. 113]

    Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго  существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельца. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследования отмечается, что преуспевают те предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

    На  неудачах малого бизнеса сказывается  невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует  не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения бизнеса в кризисные периоды.

  Постоянный  риск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты рассматривают малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.[2, с. 205] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Отличия малых предприятий от больших.

    Цели  деятельности малых предприятий, как  правило, не отличаются от целей больших. Но, как показывает опыт, предприятия  небольших размеров, играя важную социально-экономическую роль в  обществе, имеют значительно меньшую  степень выживаемости в рыночной экономике и потому нуждаются в государственной поддержке. Учитывая это, многие государства начали применять различные классификации, чтобы отделить малые предприятия от больших и законодательно защитить первые от быстрого разорения. Позже наряду с законодательными появились и другие классификации предприятий – статистические, бухгалтерские.

    Понятия «малое» и «большое» содержат количественную характеристику предприятия. По отношению к размеру последнего они выражают масштаб потенциальной  или реальной экономической деятельности, но масштабом можно пользоваться при условии, что он имеет размерность.

    Масштабы  определения размера предприятия  могут быть одно- или многомерными. Использование какой-нибудь одной  меры, например числа работников, объема продукции, позволяет довольно точно определить размеры предприятия, хотя и дает очень малое представление о его сути. Многомерные масштабы лучше подходят для разграничения предприятий, но их использование предполагает более высокие требования к качеству измерений по всем параметрам.

  В нашей  республике официальная классификация  малых предприятий впервые была введена постановлением Совета Министров  от 20.05.1991 г. № 192. В последующие годы в нее неоднократно вносились  изменения (табл. 1.1).  Для сравнения  взята аналогичная классификация в Российской Федерации. [3, с. 39] 
 
 

  Таблица 1.1

  Классификация предприятий в Российской Федерации  и 

  Республике  Беларусь

Российская  Федерация Число работающих, чел. Республика  Беларусь Число работающих, чел.
1 2 3 4
Промышленность, строительство и транспорт, не более  
100
Промышленность  и транспорт, не более  
100
Наука и научное обслуживание, не более  
60
сельское хозяйство, включая фермерское хозяйство и  научно-техническую сферу, не более  
60
Сельское  хозяйство, не более  
60
Строительство и оптовая торговля, не более  
50
Оптовая торговля, не более  
50
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения, не более  
30
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения, не более  
30
Другие отрасли  непроизводственной сферы, не более  
25
В остальных  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности, не более  
50
   
 
 

    Ученые  разных стран предпринимали попытки установить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причиной тому были некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран:

  • статистическая структуризация экономик стран;
  • содержание экономического и социального законодательства;
  • претензии на получение льгот со стороны государства;
  • масштабы хозяйствования и емкость рынка и др.

    При разграничении предприятий наряду с количественными используются и качественные критерии. Первые подходят для этой цели лучше, так как дают однозначную оценку. С помощью вторых точное разграничение предприятий по размерам невозможно, поскольку типичный признак малого предприятия может подходить и для большого. В совокупности же они позволяют составить довольно полное представление о сути предприятия, масштабах его деятельности. Качественные признаки больше используются при организации управления производством.

    Выявление качественных отличий малых предприятий  от больших шло по пути создания каталогов отличительных функциональных признаков. Достижения западных ученых в этом направлении обобщил в своих исследованиях Й. Муглер, составив каталог, который включает качественные признаки отличий малых предприятий от больших по отдельным сферам их деятельности (табл. 1.2). [3, с. 40]

Таблица 1.2

Каталог признаков отличия малых предприятий  от больших

ПРИЗНАК ПРЕДПРИЯТИЯ
  Малые Большие
1 2 3
    I. Управление
Кто управляет Собственник-предприниматель Менеджер
Наличие знаний по управлению Неглубокие Фундаментальные
Планирование Слабое Обширное
Как принимаются  решения Редко коллективно Часто коллективно
Уровень управления Патриархальный По принципам  менеджмента
База  принятия решения Много импровизации и интуиции Мало импровизации и интуиции
Связь управляющих с производством Непосредственно участвуют в производственных делах Отдалены от непосредственного производства
Возможности выхода из трудностей при ошибках  управления Малые Большие
Образование управляющих Технически  ориентированное Профессиональное. Технические знания предоставляются специальными подразделениями
Возможность замены персонала управления Отсутствует Имеется
Степень разделения труда Персональное  разделение труда, концентрация функций  управления Глубокое функциональное разделение
Информационная  база Недостаточная, чтобы использовать преимущества гибкости производства Большая формализованная  информационная база
II. Организация производства
Система организации Ориентированная на предпринимателя однолинейная система, обозримая им самим или с помощью  немногих помощников Персонально независимая, ориентированная на вещественные компоненты комплексная организационная система
Степень разделения труда Концентрация  функций Высокая
Наличие организационных структур Образование подразделений  практически исключено Создание многих подразделений
Система использования информации Короткий прямой путь информации Предписанные  пути движения информации
Взаимосвязи персонала Сильные личные связи Незначительные  личные связи
Система инструктажа и контроля Инструкции  и контроль при персональных контактах Формализованные бесконтактные отношения по инструктажу  и контролю
Сфера делегирования полномочий Ограниченная Многоуровневая
Наличие проблем координации деятельности Практически отсутствуют Имеются
Степень формализации процедур Незначительная Высокая
Степень гибкости организационной системы Высокая Низкая
III. Финансирование
Источник  финансирования Владельцы или  члены семьи Как правило, многие владельца
Возможности получения средств со стороны Отсутствие  доступа к анонимному рынку капиталов, отсюда ограниченные возможности финансирования Неограниченный  доступ к рынку капиталов, отсюда многообразные возможности финансирования
Возможности выхода из кризиса Отсутствие  предпринимательской индивидуальной поддержки. Малая вероятность широкой государственной поддержки в кризисной ситуации И та, и другая поддержка вероятны
IV. Сбыт
Позиция на рынке Удовлетворение  маломерного индивидуализированного спроса в узком пространстве вещественном сегменте рынка Удовлетворение  многомерного спроса в широком пространстве и (или) вещественном сегменте рынка
Позиция в конкуренции  Нестабильная Прочная
V. Производство
Интенсивность Интенсивно  для работников Интенсивно  в использовании капитала
Разделение  труда Низкое Высокое
Используемое  оборудование Преимущественно универсальное Преимущественно специальное
Динамика  затрат Незначительное  снижение удельных затрат с ростом объема производства Сильное снижение затрат
Основа  производства Часто долго  связана с определенным базисным нововведением Отсутствие  связи с нововведением
VI. Исследования и  развитие
Организация работ Отсутствие  продолжительно функционирующих специально созданных подразделений, занимающихся исследованиями и развитием Наличие таких  подразделений
Технология  работ Краткосрочно интуитивно направляемые исследования и развитие Долгосрочные  и систематически проводимые исследования и развитие
Связь с производством Совершенствование продукции и методов изготовления почти исключительно направлено на спрос, фундаментальные исследования почти не проводятся Совершенствование продукции и методов ее изготовления проводится в тесной связи с фундаментальными исследованиями
Скорость  освоения результатов исследования Относительно  быстрое хозяйственное освоение Относительно  продолжительное хозяйственное освоение
VII. Получение материальных  ресурсов
Позиция на рынке ресурсов Слабые Сильные
Способы получения ресурсов Чаще ориентация на заказы (исключение – торговля) Преимущественно ориентированные на долгосрочные контракты  с поставщиками
VIII. Персонал
Число занятых Небольшое Большое
Квалификационный  состав кадров Часто незначительная доля необученных и обученных  работников Часто большая  доля тех и других работников
Уровень профессионализма кадров Наличие преимущественно  широких профессиональных знаний Сильная тенденция  к специализации
Образовательный состав кадров Как правило, небольшое  число специалистов с высшим образованием Большое число  занятых высшим образованием
Взаимоотношения между сотрудниками Четко выраженные личные контакты между всеми занятыми Персональные  контакты возможны только внутри группы занятых
Удовлетворенность в труде Сравнительно  высокая  Более низкая

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь