Малый бизнес в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Моя работа посвящена малому бизнесу в Республике Беларусь. Развитие малого бизнеса является важным фактором формирования рынка. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма.

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!!!.doc

— 184.00 Кб (Скачать)
          1. Введение.

    Моя работа посвящена малому бизнесу  в Республике Беларусь. Развитие малого бизнеса является важным фактором формирования рынка.  История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма.

    При отнесении предприятий к малому бизнесу используются обычно следующие  критерии: прежде всего численность  работников, объем реализованной  продукции и услуг, отраслевая принадлежность, величина годовой балансовой прибыли, возможности и характер деятельности. В большинстве стран основными считаются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность. [1, с. 108]

    В Европейском союзе принята такая  классификация малых и средний предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым – с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним - с числом работающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть  менее 40 млн евро либо общий баланс  менее 27 млн евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 500 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн евро. Доля внешних собственников в собственности малого  предприятия должна составлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым – с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним предприятиям (малым) – с числом работающих от 100 до 199 человек, к средним предприятиям (большим) – с числом работающих от 200 до 499 человек.  [2, с. 202]

    По  характеру деятельности предприятия можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий.  [1, с. 108]

    В своей работе я раскрою такие понятия как причины развития малых предприятий; отличия малых предприятий от больших; банкротство; государственное регулирование предпринимательской деятельности и развитие малых предприятий в РБ; также я рассмотрю достоинства и недостатки малого бизнеса, его становление в мировой экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРИЧИНЫ МАССОВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

    2.1 Мотивы развития  малого бизнеса.

    Малый бизнес в западных странах оказался в последнее десятилетие настоящим  экономическим феноменом. Масштабы и темпы его развития, роль в обществе оказались настолько впечатляющими, что стало важным выявить причины этого явления. Особенно актуально это в настоящее время, так как в нашей республике (как и во всем бывшем СССР), где экономика представляет собой монополистическое крупномасштабное производство, явно недооценивается малый бизнес как эффективное средство ускорения экономического роста.

      Ученые разных стран не обходят  вниманием проблемы развития  малого бизнеса, но высказывают  при этом совершенно различные, порой неожиданные точки зрения. Так, в соответствии с классической и неоклассической экономическими теориями рыночных отношений необходимость объединения индивидуалов-предпринимателей в экономические структуры исключается, так как при достаточной информации о рынке каждый из них может добиться цели в одиночку, продавая свою продукцию.

    Но, как писал Р. Коуз, недостаток информации о возможностях рынка вынуждает  предпринимателей наряду с затратами  на производство и его обслуживание нести еще и затраты на получение информации, что позволяет им добиваться наибольшей выгоды при заключении сделок.

    С одной стороны, благодаря объединению  в предприятия появляется возможность  снижать затраты, что, по мнению Р. Коуза, определило тенденцию увеличения предприятий. С другой стороны, с ростом размеров предприятия растут и затраты на протекающие внутри них информационные процессы. И если затраты на организацию этих процессов превышают те, которые необходимы для координации экономической активности посредством внешнего рынка, то дальнейший рост предприятий экономически не оправдан.

    Таким образом, с помощью теории о затратах на сделки можно объяснить, почему возникают  малые и большие хозяйственные  структуры, если максимизация прибыли  является для них единственной или доминирующей целевой установкой. Технологические особенности и условия производства не принимаются при этом во внимание.

    Но  зачастую предприятия работают не только для достижения максимальной прибыли. Их возникновение размеры могут  определять другие мотивы предпринимательской деятельности. Так, наиболее частый мотив для создания нового предприятия – стремление к экономической независимости, достижению свободы деятельности и принятия решений. Такой мотив предполагает существование значительного числа мелких хозяйственных структур, в которых он может быть реализован лучше, чем на больших предприятиях.

    Интересное  наблюдение о мотивах малых предприятий  сделал бывший советский гражданин, эмигрант Ч. Кагов. Он пишет, что в  США люди, начиная с определенного  возраста, стараются уйти из крупных предприятий в свой бизнес, как правило, малый. Они либо основывают свои предприятия, либо идут в качестве партнеров в уже существующие. Поводов для этого немало.

    Многие  будущие предприниматели преднамеренно  начинают свою трудовую жизнь с работы по найму. Наблюдая чужой бизнес изнутри, его успехи и ошибки, они накапливают необходимый опыт, капитал, налаживают минимальные деловые связи и после этого начинают свое дело.

    Другой  мотив – боязнь со временем потерять работу в компании. Людей с многолетним опытом, так называемых командиров производства, на любом предприятии требуется всегда меньше, чем молодых, энергичных исполнителей. И если человек проработал на заводе  десяток лет и не занял руководящего поста, то ему не выдержать конкуренции с молодыми. Рано или поздно его уволят.

    При наличии возможности начать свое дело и поощрительном отношении  государства складывается общественное мнение, согласно которому человек, много  лет проработавший по своей специальности  по найму и не сумевший открыть свое дело, теряет авторитет  в глазах своих работодателей и может попасть в число кандидатов на увольнение. Теряя авторитет в глазах других, такой человек начинает терять и самоуважение.

    Совершенно  неожиданную точку зрения по поводу развития малых предприятий высказал ученый-химик О. Лебедев. Он считает, что возникновение на Западе огромного количества мельчайших фирм – это результат действия второго закона термодинамики, направляющего все процессы в сторону распыления.

    Итак, выше представлены различные подходы ученых к проблеме массового появления малых предприятий: экономический – стремление снизить  расходы; психологический – стремление быть независимым; естественный – воздействие закона термодинамики.

    Хотя  против таких подходов и трудно что-либо возразить, но все же есть мнения, что ни одна из приведенных точек зрения не может дать достаточно полного представления о рассматриваемой проблеме, так как не учитывает общие тенденции развития, эволюцию общественного производства. [3, с. 32] 
 

    2.2. Становление малого бизнеса в мировой экономике.

    Интересная  точка зрения П. Олдака позволит уяснить  причины взрывного появления  миллионов малых предприятий  и прогнозировать перспективы их развития. По его мнению, на протяжении всей индустриальной эпохи, начавшейся в промышленной революции XVI I  в. и длившейся до новейшей НТР с конца 70-х гг. ХХ в., первостепенное значение среди факторов экономического роста имело накопление капитала (материальных средств производства).

    Это нашло отражение в экономических  воззрениях. Господствовали представления о том, что труд в отраслях материального производства является производительным, а в нематериальной сфере – непроизводительным, что производство средств производства большую народнохозяйственную значимость, чем производство потребительских товаров и услуг. Логическим дополнением этих воззрений было казавшееся аксиомой утверждение о том, что рост масштабов производства – важнейший фактор повышения эффективности использования ресурсов. Именно отсюда с 30-гг. ХХ в. пошла гигантомания в развитии производства.

    Качественные  преобразования в производственном потенциале, огромные масштабы производства способствовали быстрому нарастанию совокупных общественных издержек. В результате длительная тенденция к снижению цен сменилась на противоположную. Основными удорожающими факторами явился рост затрат на :

    • оборудование и увеличение стоимости рабочего места;
    • рабочую силу;
    • исследование и разработки новых продуктов и рекламу.

    На  рост издержек и цен большое влияние  оказывала и гонка перевооружений. Перелом в послевоенном развитии мировой экономики наступил в 70-е гг. ХХ в. Гигантские масштабы хозяйствования, опустошающие природные ресурсы вызвали в начале 70-х гг ХХ в. глобальные кризисы – экологический, продовольственный, сырьевой.

    Капиталистические страны столкнулись с невиданной ранее инфляцией и безработицей. Резко снизились темпы роста национального продукта и производительности труда. В развивающихся странах скопилась огромная внешняя задолженность, в социалистических – резко упала эффективность  производственного потенциала, замедлились темпы НТП.

    Такие результаты развития экономики свидетельствовали  о том, что традиционные методы хозяйствования уже исчерпали свои возможности  и ведут к краху. Чтобы сохранить  цивилизацию, необходимо было искать новые пути. И они были найдены в западных странах, накопивших огромный опыт использования рыночных механизмов в экономике и государственных структурах  для стимулирования новых факторов роста и защиты природы, человека и общества от произвола бизнеса.

    В конце 70-х гг. прошлого века западная экономика, по мнению П. Олдака, начала входить в новый этап своего развития, главной характеристикой которого является качественный рост. Такое  мнение обосновывается прежде всего  формируемым технологическим укладом производства, базирующимся на принципиально новых формах соединения науки с производством. Затем создаются новые элементы производительных сил – ПЭВМ, микроэлектроника, лазерная технология, генная инженерия и др. И наконец, на качественно новый уровень поднимается использование творческих способностей человека.

    Все это дало возможность так перестроить  производственную деятельность, что  начало кардинально меняться соотношение  между ее совокупными затратами  и конечными результатами.

    Первое  проявление нового курса – это увеличение суммарной ценности создаваемых потребительских благ без роста ( а в ряде случаев даже при сокращении) масштабов производства, парка станков, затрат сырья и энергии, нагрузки на природные на природные системы. Так, если в 60-е гг. ХХ в. для удовлетворения 1000 человек населения в потребительских товарах в США требовалось 16 металлорежущих станков со сроком службы не менее 10 лет, то в 80-е - примерно 10.

    Второе  – это сокращение промежуточных  технологических этапов при производстве конечного продукта, т.е. уменьшение «окольности» получения изделия. До последнего времени существовало традиционное представление, что в условиях общественного разделения труда наличие длинных технологических цепей неизбежно при изготовлении достаточно сложной продукции.  Следствием такой технологии является усложнение организации народнохозяйственной системы как единого целого и создание резервов мощностей на случай локальных сбоев. И если на каком-либо этапе система выходит на «порог устойчивости», то за ним происходит сбой или авария.

    Только  в последние десятилетия начали осознаваться порочность, тупиковость  традиционного технологического мышления и практики и  стали предприниматься  попытки сокращения «окольности» общественного  производства. Уже накопленный значительный опыт создания новых технологий показал, что открывается возможность резкого сокращения затрат труда в таких сферах, как добыча, выплавка и обработка металлов, а следовательно, и связанных с ними затрат в сфере транспорта и хранения.

    И наконец, третье – это накопление знаний как важнейшего фактора экономического роста, что нашло отражение в расширении сферы образования, науки, наукоемких отраслей, сокращении доли традиционных отраслей и изменении их роли в экономике.

    Под влиянием этих изменений происходит переход к новому типу экономической структуры: вместо структуры, где доминировало промышленное производство, формируется структура, где доминирует информационный сектор. Например, во Франции уже в начале 80-х гг прошлого века в этом секторе было занято от 33 до 45 % экономически активного населения. Отсюда начали формироваться новая социально-экономическая политика развитых стран, курс на развитие информационного сектора общественного производства и возможно более полное использование творческой энергии человека.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Беларусь