Малые предприятия в нефтяной и газовой промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому развитие России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание

Введение.........................................................................................................с.3
Глава 1. Малый бизнес. Краткая характеристика его развития
в Российской Федерации...............................................................................с.
1.1 Понятие малого бизнеса..........................................................................с.
2.2 Становление малого бизнеса в Российской Федерации.......................................................................................................с.
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой
промышленности...........................................................................................с.
2.1 Малый бизнес в нефтяной и газовой промышленности.......................с.
2.2 Роль малых отраслевых предприятий в развитии международных отношений.......................................................................................................с.
Заключение......................................................................................................с.
Список использованной литературы..............................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭК-ка отрасли 3 курс.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

8.Создать  систему экономических стимулов, ориентированную на расширение роли внебюджетного финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы за счёт недропользователей. Данная система должна предусматривать не только налоговые каникулы на период проведения геологоразведочных работ, но и также и возможность вычета затрат на эти цели из налогооблагаемой базы недропользователей, а также переход от налогообложения на основе валового дохода к налогообложению на основе прибыли.  

9.Обеспечивать  не дискриминационный доступ  предприятий малого и среднего горного бизнеса к транспортной и перерабатывающей инфраструктуре независимо от форм её собственности.  

10.Законодательно  закрепить отнесение недр к  участкам федерального, регионального  и местного значения, разграничение  на этой основе прав и обязанностей соответствующих органов государственной власти, расширение полномочий регионов в разработке и реализации программ геологического изучения и подготовки условий пользования участками недр, проведений аукционов и конкурсов.  

Рассмотреть возможность проведений аукционов на разработку месторождений до 10 млрд. тонн только среди предприятий малого и среднего бизнеса.  

11. Рассмотреть  возможность существенного повышения  порога по доходам малых горнодобывающих  компаний, дающего права перехода  на упрощенную систему налогообложения и позволяющего снизить налоговую нагрузку за счет продления срока налоговых каникул до 10 лет.  

12.Усилить  контроль антимонопольных служб  за тарифной политикой государственных  монополий, созданием равных и  в необходимых случаях льготных условий доступа к средствам энергообеспечения, транспортировки и переработки сырья, в том числе путем внедрения давальческих схем работы НПЗ.  

13.Предусмотреть  в бюджете расширение льготных  условий привлечения инвестиций, в том числе долгосрочных кредитов, за счет снижения процентных ставок для малых и средних компаний, компенсируемого их прозрачностью, а также эффективностью их функционирования на рынке ценных бумаг.  

14.Усилить  государственную поддержку сервисной  инфраструктуры (сервисного сектора), развития лизинга, использования наиболее эффективных технологий, минимизации издержек и уменьшения рисков применения таких технологий.  

15.Расширить  применение конкурсных процедур  предоставления права пользования  участками недр. Усилить публичность  и информированность общественности и заинтересованного профессионального и бизнес-сообщества относительно условий предоставления прав пользования недрами и хода их выполнения.  

16.Сделать  информацию о недрах общедоступной  и бесплатной, имея в виду, что  сбор и хранение данной информации ранее уже были оплачены налогоплательщиками.  

17.Расширить  качественные характеристики нефти  для месторождений, в отношении  которых может применяться нулевая  ставка налогообложения.  
 

Специфики малых  нефтяных и газовых предприятий, специалисты отмечают ряд особенностей им присущие, которые не свойственный другим хозяйствующим субъектам. Как показывает мировой опыт, для обеспечения их эффективной деятельности законодательно-нормативная база должна адекватно отражать конкретные технико-экономические условия при соблюдении следующих аспектов.

    Во-первых, для всех малых горных предприятий  общим является их основная деятельность, которая обусловлена невосполнимостью полезных ископаемых. Доступ к этим запасам законодательно регулируется правами собственности, которые различны в каждом суверенном государстве. Деятельность малых предприятий, независимо от вида полезного ископаемого, ориентирована исключительно на небольшие, малоэффективные по различным параметрам залежи.

    Во-вторых, на них должны в полной мере распространяться все положения законодательства по поддержке малого предпринимательства с учетом специфики антимонопольного характера.

    В-третьих, методы добычи полезных ископаемых, относящиеся  к топливно-энергетическим, определяются конкретными критериями в виде экономико-технологических характеристик. Например, в мировой практике помимо численности работающих, масштабы горного предприятия в ряде случаев определяются по объемам годовой добычи.

    Принятый  в 1995 году Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который по замыслу должен распространяться на все отрасли хозяйственной деятельности, мог оказать поддержку и нефтедобывающим предприятиям. Но на деле критерии, по которым предприятие может быть отнесено к категории малых, оказались неприменимы к нефтедобывающим предприятиям по нескольким позициям. Например, согласно этому закону, малые предприятия - это такие, численность которых в промышленности не превышает сто человек. Но, каждая отрасль имеет свои масштабы, и то, что считается большим в одной, в силу отраслевой специфики оказывается малым в другой. В добывающих отраслях наряду с крупными, вертикально интегрированными, компаниями действуют также и малые независимые компании. Ввиду специфики добывающей промышленности малые компании в добывающей отрасли выходят за рамки определения малых компаний для большинства отраслей. Поэтому этот закон нуждается в пересмотре. Количество человек, занятых в малой нефтяной компании не следует считать определяющим фактором. Примером тому может служить предприятия «Волгодеминойл» и «Белые ночи», добывающие за год примерно одинаковое количество нефти (примерно по 450 тыс.т). Первое насчитывает менее ста человек, на втором же работают почти 500 человек. [3]

    Необходимость развития малого и среднего бизнеса зафиксирована в документах Правительства Российской Федерации. В качестве одного из перспективных направлений государственной политики в нефтяной отрасли "Энергетическая стратегия России до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительством Российской Федерации от 28 августа 2003 г. №1234-р, предусматривает "поддержку развития малых и средних независимых нефтедобывающих компаний, использующих передовые технологии, эксплуатацию месторождений на завершающей стадии разработки, при работе в сложных горно-геологических условиях".

    Развитие  независимых инновационно-ориентированных  малых и средних компаний является одним из условий устойчивого  функционирования нефтегазового сектора  как с точки зрения изменения  динамики добычи, так и поддержания деловой активности в смежных отраслях экономики, особенно при ухудшении условий разработки месторождений, имеющих значительную степень выработки запасов.

    В настоящее время в секторе  нефтяной отрасли насчитывается  почти 160 независимых малых производителей нефти, эксплуатирующих 400 месторождений с суммарными запасами более 1 млрд. тонн нефти, работающих во всех  23-х основных нефтедобывающих регионах России. К крупнейшим малым нефтяным компаниям России относятся: Sibir Energy PLC, West Siberian Resources, ОАО "Группа 'Синтез'", ЗАО "Самара-Нафта", ЗАО "НК 'Нобель Ойл'", Urals Energy PLC, НК "Альянс", ООО "Северное сияние", Lundin Petroleum, ОАО "Южуралнефтегаз", Arawak Energy, ООО ИНК (Иркутская нефтяная компания). [9]

    В последние годы доля малых нефтяных компаний в общем объеме добычи нефти в России неуклонно снижается: в 2001 году — 10%, в 2006 году - 9%, в 2007 году — 6%. Но к концу 2008 года, в связи с проблемами, возникшими в отрасли из-за мирового экономического кризиса: отсутствием кредитных средств, падением мировых цен на нефть при сохранении высокой экспортной пошлины, высокими издержками производства сырья, вынужденным сокращением добычи, - она снизилась до 4 %.

      Сегодня (2009 г.) они добывают 401 тысячу  баррелей в сутки. Это также составляет приблизительно 4% от всей российской добычи.

    С начала 2009 года по всей России примерно треть малых нефтяных компаний скважины заморозили. Основная причина —  низкая рентабельность. Дело в том, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рассчитывается в зависимости от цены нефти на мировом рынке. Однако большинство малых компаний просто не имеет возможность экспортировать свою нефть (лишь 30% нефти,  малыми компаниями, идет на экспорт) и поэтому, они вынуждены реализовывать ее на внутреннем рынке, где цена меньше мировой в 2-3 раза. К примеру, в декабре 2008 г., на мировом рынке, нефть марки “Юралс” стоила около 8,8 тыс. руб. за тонну. В России цена составляла не более 3 тыс. руб. за тонну. При этом малые нефтяные компании платили НДПИ в размере 2,2 тыс. руб. за тонну, а средние расходы на добычу составляли еще около 1, 5-2 тыс. руб., таким образом, компании работали себе в убыток. [12]

    В числе основных причин уменьшения роли и значения малых и средних  нефтяных и газовых компаний в  современных условиях в России следует отметить:

    1. отсутствие нормативно-правовой базы развития процесса активного образования и малых и средних организаций в нефтяной и газовой промышленности;
    2. отсутствие государственной поддержки малого и среднего бизнеса в нефтяной и газовой промышленности;
    3. поглощение существовавших малых и средних организаций крупными вертикально интегрированными компаниями;
    4. отсутствие стимулирующих механизмов, направленных на повышение эффективности разработки месторождений углеводородного сырья.

    Наиболее  значимыми проблемами правового  обеспечения поддержки и стимулирования малых и средних предприятий  нефтяной и газовой промышленности представляются следующие:

    1. отсутствие в законодательстве Российской Федерации в качестве субъекта права малых и средних независимых организаций нефтяной и газовой промышленности;
    2. налогообложение добычи нефти и газа по единым ставкам, не учитывающим специфические условия деятельности малых и средних нефтегазодобывающих организаций, а также качество добываемого сырья;
    3. возможности доступа к ключевым объектам производственной инфраструктуры (услуги по подготовке, хранению, учету, внутри и межпромысловой транспортировке), обеспечивающей свободный выход углеводородного сырья на рынки сбыта;
    4. условия реализации нефти и газа на экспорт всеми видами доступного транспорта;
    5. отсутствие нормативных актов об аренде земли у их собственников, препятствующее использованию земельных участков для недропользования (бурение скважин и их эксплуатация).

    Несмотря  на неравные по сравнению с вертикально интегрированными компаниями конкурентные условия, малые и средние производители нефти и газа заняли свою нишу в нефтяной и газовой промышленности России.  
Как показывает мировой опыт малые и средние нефтегазодобывающие компании существуют в тех странах, где развиты рыночные отношения. Например, в национальной добыче нефти в США их доля составляет 40 %, в Канаде - 33 %, а на мировом рынке сырой нефти - 15 %.

    В настоящее время структура ресурсов жидкого углеводородного сырья, а также результаты производственно-хозяйственной деятельности малых и средних независимых производителей нефти, включая геологоразведочные работы и бурение, указывает на необходимость создания новых предприятий для освоения небольших по запасам месторождений углеводородного сырья, а также условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса в нефтегазодобыче. Это также относится и к нераспределенному фонду недр, в котором на настоящее время числится около 600, главным образом, мелких нефтяных месторождений, и который представляет собой основной источник восполнения минерально-сырьевой базы нефтедобывающей отрасли страны.

    Дальнейшее  развитие малого и среднего бизнеса  в нефтегазодобыче требует от государства содействия в решении  накопившихся проблем, в том числе  на законодательном уровне, что будет отвечать как частным, так и государственным интересам, которые в данном случае совпадают. Сегодня назрела необходимость подготовки пакета законодательных и других нормативных правовых актов, которые регулировали бы деятельность малых и средних нефтегазодобывающих организаций.

    Стимулирование  и создание нормальных условий деятельности этого сектора должно обеспечить надежный резерв добычи нефти и газа в России и рационального недропользования, направленного на применение методов, способствующих наиболее полному извлечению нефти и газа. 
 

    2.2 Роль малых отраслевых предприятий  в развитии международных отношений 

  • Офшорные  зоны.

Основная  цель использования офшорного центра — минимизация налоговых обязательств, как в стране осуществления деятельности, так и в стране постоянного местонахождения предприятия . Эта цель достигается путем легального (законного) выведения всех или части доходов, оборотов, имущества из-под налоговой юрисдикции стран с высоким уровнем налогообложения .

В последние десятилетия темпы роста оборота, осуществляемого с применением института офшорных зон, превосходят темпы роста общих оборотов во внешнеэкономической деятельности . В практике международного налогового планирования активно используются налоговые особенности и преимущества сорока — пятидесяти стран и территорий . Наибольшее число таких стран и территорий расположено в Европе и Карибском регионе .

В настоящее  время самым активным деятелем в  этом направлении является ОАО «Лукойл»

  • Создание ТНК (транснациональных корпорации)

Транснациональная компания (корпорация)компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% её общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.

Информация о работе Малые предприятия в нефтяной и газовой промышленности