Малые предприятия в нефтяной и газовой промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому развитие России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание

Введение.........................................................................................................с.3
Глава 1. Малый бизнес. Краткая характеристика его развития
в Российской Федерации...............................................................................с.
1.1 Понятие малого бизнеса..........................................................................с.
2.2 Становление малого бизнеса в Российской Федерации.......................................................................................................с.
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой
промышленности...........................................................................................с.
2.1 Малый бизнес в нефтяной и газовой промышленности.......................с.
2.2 Роль малых отраслевых предприятий в развитии международных отношений.......................................................................................................с.
Заключение......................................................................................................с.
Список использованной литературы..............................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭК-ка отрасли 3 курс.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Не менее драматично для малых компаний складывается ситуация с доступом к трубопроводам. Это связано с тем, что данная инфраструктура в МНК попросту не успела сформироваться и малые предприятия работают (в большинстве) на имуществе крупных компаний, арендуя их мощности. Крупные, вертикально интегрированные нефтяные компании монополизируют пользование трубопроводом, который проходит вблизи больших месторождений. Государственное регулирование в этой области практически отсутствует.[16, c.28]

Одной из мер поддержки  малых компаний могло бы стать  предоставление независимым предприятиям права доступа к системе российских магистральных трубопроводов и  терминалов при экспорте нефти в пределах до 60% от добытой нефти, а не 35-40%, как установлено для отрасли в целом. Причем в эту квоту необходимо включить не только дальнее, но и ближнее зарубежье, поставки куда сейчас как бы не считаются экспортом. [6-04, с.14]

И, наконец, о проблеме доступа малых и средних предприятий  к рынкам сбыта. Малые компании не имеют своих перерабатывающих мощностей  ни внутри страны, ни за ее пределами. Это  не результат их «недоработки» или  плохого, неэффективного хозяйствования, а особенность, соответствующая мировой практике. Вследствие этого они лишены возможности «продуктового маневра» в случае ухудшения ценовой конъюктуры на сырую нефть, то есть переноса центра прибыли на производство нефтепродуктов и продажу их на внутреннем и внешнем рынках. У малых и средних компаний практически нет доступа и к размещению своей нефти на рынках ближнего зарубежья, а равные пропорции экспорта нефти применяются, вопреки законодательству, только для рынков дальнего зарубежья.[14, c.13]

Но, несмотря на все проблемы отечественный бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Стране необходимо главное - создать благоприятный климат для развития малого бизнеса, как это делается во многих промышленно развитых странах.

Прежде всего следует  оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. По возможности нужно максимально искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, извращает конкуренцию.

Кроме того, требуется  разработать критерии отнесения  нефтедобывающих предприятий к  категории малых и средних. Действующий закон одним из главных признаков малого предпринимательства в промышленности называет численность работающих менее 50 человек. Однако этот критерий не подходит для нефтедобывающего предприятия. Дело в том, что большинство нефтяных месторождений находится в отдаленных и труднодоступных районах страны, где для создания добывающего предприятия необходимо предварительно построить дороги, линии электропередач, объекты производственной инфраструктуры и социально-культурного назначения. Кроме того, нефтедобывающие предприятия, прежде чем начать основное производство, должны провести сложные геологоразведочные и буровые работы, которые также требуют дополнительного персонала. Поэтому практика пошла по другому пути. В тех случаях, когда требовалось решить вопрос об отнесении предприятия к малому или среднему, во внимание принимался объем добываемой ими нефти. При этом к числу малых принято относить предприятия, не являющиеся дочерними по отношению к ВИНК, с добычей до 500 тыс.т. нефти, к числу средних - с добычей до 1 млн.т. в год. Этот критерий должен найти нормативное закрепление.

Необходимо существенно  изменить налоговую нагрузку на малый  бизнес. Руководитель организации «Ассонефть»  Елена Корзун, например, полагает, что  ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для малых предприятий необходимо установить от внутренней цены на нефть, а не от мировой, как это делается сейчас. «Малые компании не имеют возможности поставлять нефть на экспорт, поэтому мировая цена для них является виртуальной. Но нельзя же платить налог с виртуальной цены, по которой они никогда не могут продать нефть», - говорит она. Иначе необходимо предоставить ННК право поставлять на экспорт 75% добытой нефти.[10, c.36]

Следует сосредоточить  внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, всевозможные внебюджетные источники), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий (поручительств) кредитования.

Для вновь создаваемых  предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает  у нас в стране все больше и  больше позиций, то система лизинга  находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, о развитии различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое малое предприятие должно иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит  в области подготовки и повышения  квалификации предпринимательских  кадров. В сфере малого бизнеса  работает более 8 млн.человек, или около 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходит все больше молодых, энергичных людей, которых необходимо обучать.[18, c.423]

Наконец, ресурсы  малых компаний можно было бы использовать для активизации внутреннего  нефтяного рынка и создания государственных резервов нефтепродуктов, необходимых для регулирования цен на них. Для этого уполномоченные государством структуры могли бы закупать нефть малых предприятий через нефтяную биржу и перерабатывать ее на НПЗ в рамках установленных правительством квот. Полученные нефтепродукты можно было бы использовать для интервенций на внутреннем рынке с целью регулирования цен. 
 

ухудшается положение  малого и среднего бизнеса в недропользовании. В последнее время в этой сфере  можно констатировать стагнацию и даже "выдавливание" малого бизнеса с топливного рынка, особенно в части независимых компаний. По данным ОАО "АССОнефть" число малых нефтяных компаний снизилось до 159, в том числе независимых - до 36, а их удельный вес в общей нефтедобыче составляет всего 2,3%. Компании не могут заниматься работой по получению прав недропользования в пределах перспективных площадей, поскольку не способны конкурировать с крупными компаниями в получении лицензий. Действующий порядок выдачи лицензий нарушает право геологических компаний на интеллектуальную собственность. Они открывают месторождения, но не могут получить лицензии на их разработку

Энергетической  стратегией Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается  обеспечить годовой объем добычи нефти на уровне 535 - 595 млн тонн. Эти планы по наращиванию объемов добычи нефти обусловлены рядом серьезных факторов: выходом российских нефтяных компаний на новые рынки, новыми обязательствами перед партнерами, заинтересованностью государства в получении дополнительных поступлений в государственный бюджет и другими.  
 
 

Освещая проблему специВ данной связи представляется весьма ценным позитивный опыт поддержки  малого и среднего предпринимательства  нефтегазового сектора органами государственной власти Республики Татарстан. Малые компании республики, ориентированные на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение инноваций при добыче нетрадиционных запасов, обеспечение стабильного уровня добычи углеводородного сырья, успешно реализуют свои сильные стороны (склонность к инновациям, быстрая реакция на рыночные изменения, более высокая производительность труда, гибкость в управлении). В республике умело используются эти преимущества в условиях затухающей нефтегазовой провинции с позиций повышения социальной ценности недр: рационального недропользования, поддержания высокого уровня занятости, формирования бюджетных доходов. Предполагается, что в 2010 году доля малого предпринимательства в ВРП республики достигнет 27,9%.  

Государственная политика в отношении малого и среднего нефтяного бизнеса во всей мировой практике однозначно уважительная. Это объяснимо. Почти половину технических нововведений в мировой практике нефтедобычи осуществляется именно малыми предприятиями. Сегодня только в США зарегистрировано 10 тыс. малых предприятий в нефтяном деле, у нас же сегодня числится 130 независимых малых и средних нефтяных компаний (ННК). Добычу нефти в России ведут свыше 200 нефтедобывающих организаций. При этом более 90% всего объема добываемой нефти приходится на долю вертикально интегрированных нефтяных компаний.  

Везде существует четкое разделение добывающих компаний - крупные корпорации разрабатывают  большие месторождения, малые или  независимые как они сами себя называют, - истощенные. В США из 600 действующих скважин 460 — малодебитные, работают на них, в основном, средние или малые предприятия, которые добывают из них более 40% нефти и 60% природного газа - для них хорошо и тонна и полтонны нефти в сутки. У наших интегрированных компаний, как мы знаем, скважина, дающая менее 4 - 6 тонн уже рассматривается как нерентабельная.  

Необходимо  создать такое же, как в мировой  практике, уважительное отношение к  ННК. Определить, наконец-то, законодательно статус малого, среднего предприятия; его параметры: какие предприятия  нужно относить к этой категории. Принятый в 2007 году федеральный закон о малом и среднем бизнесе все эти вопросы не решает. Сегодня пока ни в одном законе или подзаконных актов, регламентирующих деятельность нефтяного комплекса, специфика малого бизнеса не учтена. Соответственно Энергетическая стратегия также не учитывает такой “род войск” как малые предприятия.  

Следует заметить, что малые компании не требуют для себя ни льгот, ни преимуществ, необходимо только учитывать свою специфику  в контексте развития отрасли, законодательно определить механизмы в системе природопользования.  

Участники заседания настоятельно считают, что  интересы независимых производителей должны учитываться:  

при разработке любой энергетической стратегии;  

при разработке стратегии развития трубопроводного  транспорта;  

при разработке нового законодательства, особенно в  разработке законодательства “О стимулировании добычи на низкопродуктивных местрождениях”.  

Участники заседания отмечают, что без изменения  положения дел в отмеченных выше направлениях невозможна реализация параметров Энергетической стратегии до 2020 и 2030 гг.  

С учетом государственных стратегических интересов, а также корпоративных интересов  национальных компаний нефтегазового  сектора экономики Российской Федерации, Совет Союза нефтегазопромышленников и Высший горный совет НП «Горнопромышленники России» считают необходимым кардинально изменить ситуацию в минерально-сырьевом комплексе и принимают решение:  

В виду большой значимости и актуальности обсуждаемой темы, ходатайствовать  перед Президентом Российской Федерации  о проведении специального заседания  Государственного Совета РФ по теме развития малого и среднего бизнеса в промышленной сфере России 

РЕКОМЕНДОВАТЬ Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации:  

1.Считать  проекты федеральных законов,  направленные на поддержку малого  и среднего бизнеса в нефтегазовом  комплексе, в горном деле приоритетными.  

2.Выработать  критерии и условия отнесения в качестве отдельной категории субъекта права малого и среднего продпринимательства предприятий горнодобывающей промышленности, прежде всего малых и средних организаций нефтяной промышленности, специализирующихся на разведке и разработке мелких и мельчайших месторождений (залежей), остаточных запасов, на внедрении инновационных технологий и повышении эффективности и интенсификации добычи трудноизвлекаемых запасов и нетрадиционных видов сырья.  

Определить  законодательно статус малого и среднего предприятия; его параметры. Закрепить указанные условия и критерии в налоговом законодательстве о недрах.  

3.Принять  директивный документ (указ президента  или постановление правительства)  об арендных отношениях крупных  нефтяных компаний-недропользователей и малых компаний в отношении использования простаивающих нефтяных скважин.  

4.Внести  изменения в ФЗ «О недрах»,  Налоговый, Земельный и Лесной  кодексы, направленные на устранение  противоречий в указанных законодательных  актах, создание прозрачных процедур по выделению участков земли для работ по недропользованию, упрощение документации договора аренды лесных участков для проведения геологоразведочных работ.  

5.Упростить  процедуру и сократить сроки  согласования документов и принятия  решения по предоставлению лицензий на разведку и добычу по факту открытия месторождения в результате работ, проведённых за счёт средств недропользователей.  

6.Предоставить  первооткрывателю месторождений  право переуступки права недропользования  добывающим компаниям. Устранить барьеры для добросовестных недропользователей при получении прав на пользование недрами, а также при последующей реализации данных прав.  

7.Восстановить  двухуровневую систему управления  и регулирования недропользованием,  воссоздать единые территориальные структуры управления недрами в субъектах Федерации. Уменьшение размеров открываемых месторождений и увеличение числа таких объектов остро ставит вопросы децентрализации системы регулирования и управления.  

Информация о работе Малые предприятия в нефтяной и газовой промышленности