Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства в Республике Бурятия.
Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты малого предпринимательства;
- изложить основные критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым ;
- осуществить статистический анализ состояния малого предпринимательства в Республике Бурятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………….…............2-4
Глава I. Малое предпринимательство: общие подходы и критерии……….5-17
Сущность малого предпринимательства……………………..………...5-9
Критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым…………………………………………………………………...9-12
Понятие предпринимательские ресурсы……………………………...12-17
Глава II . Малое предпринимательство в Республике Бурятии .................18-34
2.1 Состояние малого предпринимательства в Республике Бурятия.……18-23
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства в Бурятии....…..23-27
2.3 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России и республике Бурятия……………………………………….………27-34
Заключение……………………………………………..…...……..…………35-36
Список использованной литературы………………………………………..37-38

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 95.91 Кб (Скачать)

Подавляющая часть российских предпринимателей испытывает недостаток ресурсов (финансовых и материально-технических). При размещении различных государственных  заказов и проведении государственных  закупок, а также при выделении  бюджетных средств и предоставлении государственных гарантий малые  предприятия оказываются в неравных условиях с крупными. Не учитывается их специфика и при кредитовании. Российские банки еще слабо развивают спектр финансовых услуг для малых предприятий, соответствующий западным стандартам.

Кредит, как источник стартового капитала, играет, особенно для представителей малого бизнеса, огромное значение. Проблема кредитования малого бизнеса в нашей стране остаётся нерешённой на протяжении длительного периода.

Сложность получения кредита связана  с исключительно высокими требованиями по наличию залога, или поручителей, а также со сложной процедурой оформления самого кредита.

Одной из существенных причин, вызывающих трудности кредитования малого и среднего предпринимательства, является отсутствие у предпринимателей надежных залогов и серьезных антикризисных планов. Ситуация с кредитованием малого и среднего предпринимательства приобретает очень острый характер, что может повлечь за собой разорение большого числа малых предприятий. Перед кризисом кредитные ставки для малых и средних предприятий составляли 14-16 % годовых при наличии залога и 20-22 % при его отсутствии. В ноябре-декабре 2008 г. даже при залоге кредитные ставки выросли до 22-25 %, а в отдельных случаях превышали 30 %.

Перечисленные в данной главе основные причины, препятствующие развитию малого бизнеса в России и регионах, приводят к постоянному обновлению субъектов предпринимательской деятельности в секторе малого предпринимательства из-за их добровольной или принудительной ликвидации. Стремление выжить и невозможность преодолеть официальные бюрократические барьеры, при открытии предприятия и самой его деятельности, является также дополнительным «стимулом» ухода предпринимателей в тень.

2.3 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России и республике Бурятия

Развитие малого и среднего предпринимательства в России регулируется Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства  в РФ». Предметом регулирования этого закона являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в РФ основывается на Конституции РФ и осуществляется настоящим ФЗ, другими ФЗ, принимаемыми в соответствии с иными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Среди них нужно отметить Постановление Правительства РФ «О распределении и предоставлении субсидий» от 27.02. 2009 г. № 178. В соответствии с Постановлением Правительства РФ средства предоставляются на:

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

- поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

- развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;

- реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
- ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

А также приказ Минэконом развития «О мерах по реализации в 2010 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 16. 02. 2010 г. № 59.

Согласно Приказу Минэкономразвития  средства предоставляются на:

- поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку, внедрение и реализацию инновационной продукции;

- содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства;

- содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства;

-  создание промышленных парков;

-  поддержку начинающих (гранты на создание собственного бизнеса);

-технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;

- содействие развитию микрофинансирования;

- создание гарантийных фондов (фондов поручительств);

  - формирование закрытых паевых инвестиционных фондов акций и/или фондов смешанных инвестиций в малые компании;

- содействие развитию молодежного предпринимательства;

- поддержку деятельности бизнес-инкубаторов;

-реализацию массовых программ обучения и повышения квалификации.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных образовательных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов.

Основными целями государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются:   

1) формирование конкурентной  среды;

2) обеспечение благоприятных  условий;

3) продвижение товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынки РФ и рынки иностранных государств;

4)увеличение количества  субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) обеспечение занятости населения и развития самозанятости;

6) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта;

7) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах.

Основными принципами поддержки  являются:

1) заявительный порядок  обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки,;
2) доступность инфраструктуры  поддержки для всех субъектов;
3) равный доступ субъектов  малого и среднего предпринимательства к участию в программах;
4) оказание поддержки  с соблюдением требований, установленных  ФЗ от 26 июля  2006 №135-ФЗ «О защите  конкуренции»;
5) открытость процедур  поддержки.

Финансовая поддержка  субъектов малого и среднего предпринимательства не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространённых полезных ископаемых.

Одним из наиболее важных направлений  государственной поддержки малого предпринимательства, является льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства. Упрощенная система  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее  системой налогообложения, учета и  отчетности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Государственная поддержка  предпринимательства в Республике Бурятия осуществляется в рамках республиканской целевой программы  государственной поддержки и  развития малого предпринимательства  в Республике Бурятия на 2008 - 2012 годы.

Поддержка предпринимательства  на период с 2008 по 2012 годы осуществляется по следующим приоритетным направлениям:

- производство экспортоориентированной продукции;

- переработка сельхозпродукции;

- сбор и переработка  дикоросов;

- промышленное производство;

- развитие инновационного  и молодежного предпринимательства;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- туризм;

- транспорт;

- бытовое обслуживание;

- развитие малого предпринимательства  в сельской местности;

- предпринимательская деятельность  в социально значимых направлениях;

- трудоустройство инвалидов;

- строительство;

- выставочно-ярмарочная  деятельность.

Субсидии предоставляются на возмещение части расходов субъектов малого предпринимательства по:

  - уплате процентов по кредитам;

  - лизинговым платежам по договорам финансовой аренды (лизинга);

  - услугам, предоставляемым в бизнес-инкубаторе;

  - арендной плате за торговые площади;

  - осуществлению внешнеэкономической деятельности;

  - оплате за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

  - выплате вознаграждения по банковской гарантии банку или иной кредитной организации;

  - выплате вознаграждения по договорам поручительства;

  - оплате услуг по подтверждению соответствия продукции и др.;

  - оплате услуг по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

   - расходам действующих инновационных компаний – юридических лиц, действующих на момент принятия решения о предоставлении субсидии более 1 года.

Начинающим предпринимателям выделяются субсидии на организацию  бизнеса и реализацию инновационных  проектов на основе проведения республиканского конкурса предпринимательских проектов "Лучший проект начинающего предпринимателя" на безвозмездной и безвозвратной  основе на условиях долевого финансирования в целях возмещения целевых затрат.

Большую роль в поддержке  малого предпринимательства играют фонды поддержки малого предпринимательства.

Фонд  поддержки малого предпринимательства  Республики Бурятия является некоммерческой организацией и действует в соответствии с законами Российской Федерации от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Республики Бурятия от 07.11.2008 №568-IV «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия».

Предметом деятельности Фонда является финансовое или иное обеспечение  выполнения региональных программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку  и развитие малого предпринимательства  в Республике Бурятия.

Основными целями деятельности Фонда являются:

- Развитие и поддержка малого предпринимательства в Республики Бурятия;

- Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых и иных ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;

- Участие в реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, сохранения и создания новых рабочих мест;

- Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

- Поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

- Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.

Подводя итог второй главе, можно сделать вывод о том, что для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса.

 

 

 

 

Заключение.

Высокий уровень развития такого сектора экономики, как малое предпринимательство, свидетельствует о социально-экономическом здоровье общества, о благоприятном инвестиционном и предпринимательском климате в регионе, в стране в целом.

Для вывода Российского малого предпринимательства из кризисного положения необходимо концептуальное обоснование модели его устойчивого  развития в регионе и выработка  действенных подходов к регулированию, сочетающему методологические принципы и инструментально-методические средства. Модель  устойчивого развития должна предполагать: реализацию нового подхода к регулированию развития малого предпринимательства на основе учета отраслевой специфики и характера воздействия факторов региональной экономики.

Информация о работе Малое предпринимательство