Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства в Республике Бурятия.
Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты малого предпринимательства;
- изложить основные критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым ;
- осуществить статистический анализ состояния малого предпринимательства в Республике Бурятия;
Введение…………………………………………………………….…............2-4
Глава I. Малое предпринимательство: общие подходы и критерии……….5-17
Сущность малого предпринимательства……………………..………...5-9
Критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым…………………………………………………………………...9-12
Понятие предпринимательские ресурсы……………………………...12-17
Глава II . Малое предпринимательство в Республике Бурятии .................18-34
2.1 Состояние малого предпринимательства в Республике Бурятия.……18-23
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства в Бурятии....…..23-27
2.3 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России и республике Бурятия……………………………………….………27-34
Заключение……………………………………………..…...……..…………35-36
Список использованной литературы………………………………………..37-38
Необходимо конкретизировать социально-экономическую
сущность малого предпринимательства
с учетом количественных и качественных
критериев. К количественным критериям
можно отнести среднюю
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.
В Федеральном Законе РФ
«О государственной поддержке
На сегодняшний момент
понятие субъектов малого и среднего
предпринимательства и
Согласно этому закону,
к субъектам малого и среднего
бизнеса (МСБ) относятся потребительские
кооперативы и коммерческие организации
(за исключением ГУП –
а) для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно;
б) для малых предприятий до 100 человек включительно;
в) для микропредприятий до 15 человек (микропредприятия входят в состав малых предприятий).
Критерием отнесения субъектов хозяйствования к МСБ так же является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, установленная Постановлением Правительства РФ от 22.07. 2008 г. за № 556 и применяемая к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г., которая не должна превышать следующие предельные значения:
а) для средних предприятий – 1 000 млн. руб.;
б) для малых предприятий – 400 млн. руб.;
в) для микропредприятий – 60 млн. руб.
Предпринимательская деятельность осуществляется
перечисленными субъектами с целью
получения прибыли, на свой страх
и риск. Прибыль является интегральным
показателем эффективности
Почему малое
Малое предпринимательство – явление региональное, даже муниципальное. Предприниматель привязан к своей работе и своему месту жительства. Он чувствует себя хозяином. Его деятельность способствует развитию конкретной территории, а значит, и страны в целом.
1.3. Понятие предпринимательские ресурсы.
Вначале утверждалось, что предприниматель это любой индивид, обладающим предвидением и желающий принять на себя риск, готовый получить не только доход, но и в случае неудачи потери (Р.Кантильон, XVIII в.). Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883-1950) трактовал предпринимателя как новатора. Функция предпринимателя, утверждал он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста. Лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г., американец австрийского происхождения Фридрих Альфред фон Хайек (1899-1984) также отмечал, что сущностью предпринимателя является поиск и изучение новых возможностей, и это более характеристика его поведения, а не вид деятельности. Значительный вклад в развитии теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер. По его мнению, под предпринимателем понимается человек, который открывает свой собственный новый мелкий (малый) бизнес. При этом он должен создавать новый рынок, формировать новых покупателей.
Таким образом, ряд функций, таких как принятие решений, несение ответственности, связывает предпринимателя и менеджера. Однако отождествлять предпринимательство и менеджмент не следует. Понятие «предпринимательство» шире понятия «менеджмент». Главное, предприниматели это собственники своих предприятий и новаторы, а менеджеры могут быть наемными, и нововведения не являются их главной задачей. Вместе с этим следует отличать предпринимателя от собственника. Собственник получает доходы в виде дивидендов на акции, процентов по депозитам, арендной платы за землю, имущество и другое, т. е. он фигура пассивная. В отличие от него предприниматель активный агент рынка. Следовательно, главный капитал предпринимателя это не деньги, не орудия или предметы труда, а его воля, целеустремленность, воображение и знание психологии потребителя.
В. М. Набатников наряду с волей, целеустремленностью, воображением и знанием психологии потребителя, выделяет физическую культуру предпринимателя:
-Личное здоровье предпринимателя. Хилый «умник» в предпринимательстве, по его мнению, равноценен здоровому дураку.
-Работоспособность. Некурящий, непьющий и хорошо развитый физически человек способен выполнить больший объем работ и с лучшим качеством.
-Имидж руководителя. Внешний вид, манеры, походка, осанка, голос все должно соответствовать его статусу.
-Облик руководителя. Предприниматель ассоциируется со спортивным типом личности, личностью интеллектуальной, несовместимый с вредными привычками (курение, пьянство, наркомания).
Возможности, это наличие условий:
1) государственная поддержка
предпринимательства, защита
2) образование, подготовка
предпринимателя.
3) первичный капитал.
Для создания собственного
Основными причинами неудач предпринимателей (малого бизнеса), в том числе семейного, являются:
- Неспособность вести дела в силу физических, моральных или интеллектуальных причин (более 40%).
- Отсутствие управленческого опыта (15-17%). Человек никогда раньше не руководил и не умеет этого делать.
- Недостаточность жизненного опыта и знаний (15-17%). Например, знает технологию, но мало осведомлен в вопросах маркетинга, финансирования, снабжения и т.п.
- Отсутствие профессиональных навыков (13-15%). Человек берется за дело, специфику которого не знает (например, сельское хозяйство).
Примерный психологический
портрет предпринимателя
Во-первых, это люди с внутренней мотивацией, т.е. они склонны надеяться только на себя и у них выражено стремление к независимости. Иначе эту черту характера можно назвать – опора на собственные силы.
Другой особенностью предпринимателя отмечается – стремление к независимости и жажда успеха. Эта черта характера тесно связана с первой, т.е. опорой на собственные силы. Предприниматель это такой человек, который все делает по-своему и тогда, когда сам считает нужным. Таким людям трудно работать на кого-то другого.
Следующей чертой предпринимателя является готовность к риску. В предпринимательской деятельности умение рисковать – будь это в финансовом, социальном или психологическом плане, является неотъемлемой ее частью. Поэтому без наличия данного качества невозможно заниматься предпринимательством.
Предприниматель по натуре является лидером, творческой личностью, умеет пользоваться моментом и обладает развитой интуицией. Предприниматели, как правило, хорошие руководители, т.е. отменные менеджеры. Однако в отличие от менеджеров у них сильнее развита интуиция, умение правильно выбрать момент, яркая индивидуальность.
Предприниматели способны постоянно совершенствоваться, умеют работать с людьми, должны ясно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
При этом следует иметь в виду, что психологические качества человека трудно формируются, почти не корректируются и являются, как правило, сущностной характеристикой личности.
Основные направления, формирующие
профессионализм
Экономическая и технологическая подготовка к ведению дела:
- Знание основ предпринимательства.
- Знания в области техники.
- Знания в области технологии.
- Экономическая подготовка.
- Юридическая подготовка.
- Знание основ маркетинга.
Приобретение навыков «уметь работать с людьми»:
-Знание правил общения с партнерами и сотрудниками.
- Владение стратегией развития дела.
- Знание основ управления персоналом.
- Личный имидж.
Формирование личной организованности (самоорганизации):
- Планирование личного времени.
- Планирование рабочего времени.
- Владение техникой личной работы.
- Четкость исполнения обязанностей (обещаний).
Повышение общей эрудиции:
- Знание правил риторики.
- Знание правил полемики.
- Грамотность письма и речи.
- Логика изложения (устно и письменно).
- Политическая зрелость.
- Общая культура.
Делая выводы по первой главе, можно сказать, что выявляется необходимость четкого разделения малого, среднего и крупного предпринимательства и недопустимости обобщения малого и среднего предпринимательства в одну группу. Малое предпринимательство – это, в первую очередь, единство функций собственника, менеджера и, нередко, работника в одном лице. Каждая экономическая эпоха формирует свои оптимальные размеры предприятий, качественные параметры, которые во многом определяются технологией производства, специализацией и кооперацией труда, принципами и системами управления.
Глава II . Малое предпринимательство в Республике Бурятия.
В годы широкомасштабной индустриализации на территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края размещались преимущественно крупные предприятия так называемой союзной специализации, ориентированные на производство и поставки продукции (в основном сырья и полуфабрикатов) за пределы Сибири (и даже страны). Развитию малых производств, работающих на региональный потребительский рынок, почти не уделялось внимания. Они находились в положении третьестепенных.
Основной упор был сделан на возведение
на данной территории энергопромышленных
и горнодобывающих гигантов. Это
деформировало структуру
Подобный перекос до сих пор
сдерживает рост малых предприятий
в регионе. Однако необходимость
развития потребительского рынка создает
благоприятную среду для
Современное развитие российских регионов
связано с особенностями
Динамика развития. Малый бизнес становится заметным явлением в экономике Байкальского региона. За годы экономических преобразований наши предприниматели приобрели большой опыт, повысился их профессиональный уровень, они создали много предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, УФНС России по РБ, органов местного самоуправления на 1 января 2012 года, в Бурятии только в сфере бытового обслуживания работает 2,4 тыс. различных предприятий. Зарегистрировано 504 парикмахерских, 208 предприятий по пошиву и ремонту одежды, ритуальные услуги предоставляют 83 организации и фотоуслуги – 132. В 2011 году различными субъектами малого предпринимательства населению оказано почти 40% от всего объема платных услуг. Индивидуальные предприниматели занимали преобладающую долю в объеме таких видов услуг, как бытовые (67,2%), транспортные (63,2%) и туристские услуги (46,6%). Количество малых предприятий 1 тыс. жителей в республике составило 3,3, при значении показателя в среднем по Российской Федерации — 6,8. По показателю плотности малых предприятий Бурятия входит в группу регионов со средним уровнем плотности малых предприятий (от 301 до 700 малых предприятий на 100 тыс. человек), которая включает 67% регионов РФ.