Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства в Республике Бурятия.
Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты малого предпринимательства;
- изложить основные критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым ;
- осуществить статистический анализ состояния малого предпринимательства в Республике Бурятия;
Введение…………………………………………………………….…............2-4
Глава I. Малое предпринимательство: общие подходы и критерии……….5-17
Сущность малого предпринимательства……………………..………...5-9
Критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым…………………………………………………………………...9-12
Понятие предпринимательские ресурсы……………………………...12-17
Глава II . Малое предпринимательство в Республике Бурятии .................18-34
2.1 Состояние малого предпринимательства в Республике Бурятия.……18-23
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства в Бурятии....…..23-27
2.3 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России и республике Бурятия……………………………………….………27-34
Заключение……………………………………………..…...……..…………35-36
Список использованной литературы………………………………………..37-38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Малое предпринимательство: общие подходы и критерии……….5-17
Глава II . Малое предпринимательство в Республике Бурятии .................18-34
2.1 Состояние малого предпринимательства в Республике Бурятия.……18-23
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства в Бурятии....…..23-27
2.3 Государственная поддержка малого
и среднего предпринимательства в России
и республике Бурятия……………………………………….………27-
Заключение……………………………………………..…
Список использованной литературы………………………………………..37-
В настоящее время постановка
вопроса о роли малого бизнеса
в региональной экономике не вызывает
непонимание. Проблему развития малого
предпринимательства в
В ряду актуальных направлений научных
исследований современного развития российских
регионов находится проблематика особенностей
формирования малого предпринимательства.
Назрела необходимость
С одной стороны, малое предпринимательство
как сложный и многообразный
феномен современного мира по-разному
воздействует на региональную экономику.
Но от характера, механизма и последствий
этого влияния в значительной
мере зависят перспективы социально-
С другой стороны, география распространения
малого предпринимательства
Актуальность темы исследования заключается в том, что в экономической сфере произошел отказ от плановой экономики и идет установление рыночных отношений. Данные глобальные изменения в экономической инфраструктуре нашей страны тесно сопряжены с проблемой формирования, развития и регулирования предпринимательства, особенно той ее составной и существенной части как субъекты малого бизнеса.
Целью данной курсовой работы является исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства в Республике Бурятия.
Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты малого предпринимательства;
- изложить основные критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым ;
- осуществить статистический анализ состояния малого предпринимательства в Республике Бурятия;
Объектом исследования работы являются малые предприятия Республики Бурятия.
Предмет исследования курсовой работы – малое предпринимательство в Республике Бурятия.
При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы: обзор и анализ научной литературы, проработка материалов интернета, статистические методы.
Теоретической базой курсовой работы послужили научные труды таких авторов, как В. Ю. Буров, В. С. Потаев, А. П. Суходолов и др.
Информационной базой курсовой работы послужили материалы сети Internet, данные Федеральной Службы Государственной Статистики РФ и ее Управления по Республике Бурятия.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении раскрыта актуальность проблемы. Поставлена цель работы и основные задачи.
При рассмотрении первой главы были освещены основные понятия и определения малого предпринимательства.
Во второй главе проанализировано состояние малого предпринимательства в Республике Бурятия и его поддержка со стороны государства.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования данной проблемы.
Глава I. Малое предпринимательство: общие подходы и критерии.
Впервые понятие «предпринимательство» ввел в научный оборот Ричард Кантильон (конец XVII в. и начало XVIII в.) – французский экономист шотландского происхождения. По его мнению, предпринимательство это действия человека в условиях риска (1725). Позже, в конце XVIII и начале XIX в., другой известный французский экономист Жан Батист Сэй (1803) сформулировал определение предпринимательства как соединения, комбинирования трех классических факторов производства – земли, капитала и труда. Предприниматель, указывал он, это лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт.
Более расширенное понятие предпринимательской деятельности, на рубеже XIX – XX вв. дал французский экономист Андре Маршалл (1907-1968). Он предпринимательство рассмотрел как уже 4-й экономический фактор производства, следом за классическими: земля, труд, капитал, обозначив его как организацию.
И, наконец, определение
американского ученого-
В результате критического анализа различных теорий выделяют следующие этапы развития теории предпринимательства и процесса научного осмысления практики предпринимательства:
-Первый этап возник в XVIII в., изучение предпринимательства было связано с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Такая позиция нашла отражение в трудах классиков экономической теории Р.Кантильона, М.Питерса, Р.Хизрича, А.Смита и др.
- Второй этап в научном осмыслении предпринимательства зародился в начале XIX в., и связан с выделением такой его основной отличительной черты как новаторство. Эта точка зрения принадлежит ученым экономистам Ж.Б.Сэю, Й.Шумпетеу, П.Друкеру и др.
- Третий этап – конец XIX – XX вв. отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя, в числе которых способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей; и на роли предпринимательства как регулирующего начала в экономической системе. Значительный вклад в развитие этих идей внесли Р.Хизрич, М.Питерс, А.Хоскинг и др.
- Можно выделить современный этап развития теории предпринимательства, связанный с переносом акцента на управленческий и инновационный аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно, с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
Выделяют, по крайней мере, пять определений «предпринимателя» в зависимости от выполняемых им функций. В таблице 1 видно, как основные функции предпринимателя понимались представителями разных экономических школ.
Таблица 1
Основные функции
Функция предпринимателя |
Представители экономических теорий и школ |
Финансист (создатель, поставщик капитала). |
Классики политической экономии: Ф.Кенэ, А. Смит |
Организатор производства (может не обладать правами собственности). |
Ж.Б.Сэй, Дж.С.Милль |
Несение бремени ответственности, риска и неопределенности в процессе хозяйственной деятельности. |
Р.Кантилъон, Дж.Тюнен, Д. де Трэси, Г.Мангольт, Ф.Найт |
Выбор между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек. |
Институциональная экономическая теория: Р.Коуз, О.Уильям-сон |
Инновационный, либеральный характер предпринимательства, создание новых рыночных возможностей. |
Л.Мизес, Ф.Хайек, Г.Шмоллер, Ф.Тоссиг, И.Шумпетер, П.Дру-кер |
В настоящее время, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (1995), «Предпринимательская деятельность – самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном в законе порядке».
Малое предпринимательство обладает
множеством важных свойств как экономического,
так и социального характера,
а его сущность заключается в
частнопредпринимательской
Малое предпринимательство - сложный
и многообразный феномен, развитие
его отдельных видов по-
Вследствие диктуемых
- Расширение ассортимента и увеличение производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций.
- обслуживание крупных предприятий, изготовление для них комплектующих изделий, отдельных узлов, организация сбыта готовой продукции.
- Преодоление монополизма, развитие конкуренции, формирование рыночных отношений в российской экономике является одной из главнейших экономических функций малого предпринимательства.
- Многие исследователи выделяют как важнейшую экономическую функцию малого бизнеса - вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения.
- Одной из центральной функции малого предпринимательства является разработка и внедрение инновационных технологий в производство.
- Малое предпринимательство выполняет в обществе важнейшие функции социально-политического характера. Особенно наглядно они просматриваются и поднимают роль и значимость малого бизнеса в «переломные», кризисные периоды развития национальной экономики.
Одной из главных функций социального характера является обеспечение национальной экономики новыми рабочими местами.
Таким образом, понятие малого предприятия,
несмотря на его широкую распространенность
в социально-экономических
В определении экономической
Представляется целесообразным выделить следующие основные моменты:
- определения малых и средних предприятий разнятся не только по странам, но и в том числе внутри страны по отраслям и территориям;
- всякая характеристика дается в зависимости от практических потребностей и служит конкретным целям;
- большая дифференциация определений показывает, что малые предприятия не имеют четко выделенных границ.
В зарубежной статистике для отнесения предприятия к сектору малого бизнеса, как правило, используются следующие количественные показатели: численность персонала, объем валовой продукции или оборота капитала (продаж) и объем производственных фондов.
Среди качественных характеристик малого предпринимательства можно выделить:
- единство права собственности и непосредственного управления предприятиями и связанного с ним риском;
- небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
- правовая независимость;
- персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвует во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия решений.
Значительная часть