Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства в Республике Бурятия.
Руководствуясь этой целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты малого предпринимательства;
- изложить основные критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым ;
- осуществить статистический анализ состояния малого предпринимательства в Республике Бурятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………….…............2-4
Глава I. Малое предпринимательство: общие подходы и критерии……….5-17
Сущность малого предпринимательства……………………..………...5-9
Критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым…………………………………………………………………...9-12
Понятие предпринимательские ресурсы……………………………...12-17
Глава II . Малое предпринимательство в Республике Бурятии .................18-34
2.1 Состояние малого предпринимательства в Республике Бурятия.……18-23
2.2 Проблемы развития малого предпринимательства в Бурятии....…..23-27
2.3 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России и республике Бурятия……………………………………….………27-34
Заключение……………………………………………..…...……..…………35-36
Список использованной литературы………………………………………..37-38

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 95.91 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….…............2-4

Глава I. Малое предпринимательство: общие подходы и критерии……….5-17

  1.     Сущность малого предпринимательства……………………..………...5-9
    1. Критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым…………………………………………………………………...9-12
    2. Понятие предпринимательские ресурсы……………………………...12-17

Глава II . Малое предпринимательство в Республике Бурятии .................18-34

2.1  Состояние малого предпринимательства в Республике Бурятия.……18-23

2.2 Проблемы развития малого предпринимательства в Бурятии....…..23-27

2.3 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России и республике Бурятия……………………………………….………27-34

Заключение……………………………………………..…...……..…………35-36

Список использованной литературы………………………………………..37-38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время постановка вопроса о роли малого бизнеса  в региональной экономике не вызывает непонимание. Проблему развития малого предпринимательства в современной  России  начали исследовать с  момента проведения экономических  реформ, и за этот период было опубликовано большое количество  отечественных  научных работ.  Но развитие малого бизнеса на региональном уровне, его  состояние и причины, мешающие его  развитию,  остается на сегодняшний  день узким местом науки.

В ряду актуальных направлений научных  исследований современного развития российских регионов находится проблематика особенностей формирования  малого предпринимательства. Назрела необходимость проанализировать состояние малого предпринимательства  в регионе, что связано, главным  образом, с двумя обстоятельствами.

С одной стороны, малое предпринимательство  как сложный и многообразный  феномен современного мира  по-разному  воздействует на региональную экономику. Но от характера, механизма и последствий  этого влияния в значительной мере зависят перспективы социально-экономического развития российских регионов. В реализации идеи регионального экономического развития российскому малому предпринимательству  принадлежит важная роль, что особенно подчеркивает экономический кризис.

С другой стороны, география распространения  малого предпринимательства свидетельствует  о крайней неравномерности его  развития по регионам России. При этом региональное разнообразие условий  функционирования малых предприятий  привело к тому, что сформировалось два типа малого предпринимательства: центральный и провинциальный. Если малые предприятия, находящиеся  в экономически активных регионах, имеют большую свободу выбора видов предпринимательской деятельности и соответственно форм их реализации, то положение провинциального малого предпринимательства очень сильно зависит от субъективных факторов регионального и локального значения.

Актуальность  темы исследования  заключается в том, что в экономической сфере произошел отказ от плановой экономики и идет установление рыночных отношений. Данные глобальные изменения в экономической инфраструктуре нашей страны тесно сопряжены с проблемой формирования, развития и регулирования предпринимательства, особенно той ее составной и существенной части как субъекты малого бизнеса.

Целью данной курсовой работы является исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства в Республике Бурятия.

Руководствуясь этой целью  необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты малого предпринимательства;

- изложить основные критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым ;

- осуществить статистический  анализ состояния малого предпринимательства в Республике Бурятия;

Объектом исследования работы являются малые предприятия Республики Бурятия.

Предмет исследования курсовой работы – малое предпринимательство в Республике Бурятия.

При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы: обзор и анализ научной литературы, проработка материалов интернета, статистические методы.

Теоретической базой курсовой работы послужили научные труды таких авторов, как В. Ю. Буров, В. С. Потаев, А. П. Суходолов и др.

Информационной  базой курсовой работы послужили материалы сети Internet, данные Федеральной Службы Государственной Статистики РФ и ее Управления по Республике Бурятия.

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении раскрыта актуальность проблемы. Поставлена цель работы и  основные задачи.

При рассмотрении первой главы  были освещены основные понятия и  определения малого предпринимательства.

Во второй главе проанализировано состояние малого предпринимательства  в Республике Бурятия  и его поддержка со стороны государства.

В заключении подводятся итоги  проведенного исследования данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Малое предпринимательство: общие подходы и критерии.

  1. Сущность малого предпринимательства.

Впервые понятие  «предпринимательство» ввел в научный  оборот Ричард Кантильон (конец XVII в. и начало XVIII в.) – французский экономист шотландского происхождения. По его мнению, предпринимательство это действия человека в условиях риска (1725). Позже, в конце XVIII и начале XIX в., другой известный французский экономист Жан Батист Сэй (1803) сформулировал определение предпринимательства как соединения, комбинирования трех классических факторов производства – земли, капитала и труда. Предприниматель, указывал он, это лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт. 

Более расширенное понятие предпринимательской деятельности, на рубеже XIX – XX вв. дал французский экономист Андре Маршалл (1907-1968). Он предпринимательство рассмотрел как уже 4-й экономический фактор производства, следом за классическими: земля, труд, капитал, обозначив его как организацию.

И, наконец, определение  американского ученого-экономиста Роберта Хизрича (1985). Предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.

В результате критического анализа различных теорий выделяют следующие этапы развития теории предпринимательства и процесса научного осмысления практики предпринимательства:

-Первый этап возник в XVIII в., изучение предпринимательства было связано с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Такая позиция нашла отражение в трудах классиков экономической теории Р.Кантильона, М.Питерса, Р.Хизрича, А.Смита и др.

- Второй этап в научном осмыслении предпринимательства зародился в начале XIX в., и связан с выделением такой его основной отличительной черты как новаторство. Эта точка зрения принадлежит ученым экономистам Ж.Б.Сэю, Й.Шумпетеу, П.Друкеру и др.

- Третий этап – конец XIX – XX вв. отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя, в числе которых способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей; и на роли предпринимательства как регулирующего начала в экономической системе. Значительный вклад в развитие этих идей внесли Р.Хизрич, М.Питерс, А.Хоскинг и др.

- Можно выделить современный этап развития теории предпринимательства, связанный с переносом акцента на управленческий и инновационный аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно, с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

Выделяют, по крайней мере, пять определений «предпринимателя»  в зависимости от выполняемых  им функций. В таблице 1 видно, как  основные функции предпринимателя  понимались представителями разных экономических школ.

Таблица 1

Основные функции предпринимателя

Функция предпринимателя

Представители экономических теорий и школ

Финансист (создатель, поставщик  капитала).

Классики политической экономии: Ф.Кенэ, А. Смит

Организатор производства (может  не обладать правами собственности).

Ж.Б.Сэй, Дж.С.Милль

Несение бремени ответственности, риска и неопределенности в процессе хозяйственной деятельности.

Р.Кантилъон, Дж.Тюнен, Д. де Трэси, Г.Мангольт, Ф.Найт

Выбор между контрактными отношениями свободного рынка и  организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек.

Институциональная экономическая  теория: Р.Коуз, О.Уильям-сон

Инновационный, либеральный  характер предпринимательства, создание новых рыночных возможностей.

Л.Мизес, Ф.Хайек, Г.Шмоллер, Ф.Тоссиг, И.Шумпетер, П.Дру-кер


В настоящее время, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (1995), «Предпринимательская деятельность – самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном в законе порядке».

Малое предпринимательство обладает множеством важных свойств как экономического, так и социального характера, а его сущность заключается в  частнопредпринимательской инициативе широких слоев населения. Малое  предпринимательство является частным  по своей сути (хотя иногда может  принимать общественные формы, например, кооперативные). И в этом контексте  малое предпринимательство выступает  в виде множества небольших независимых  частных компаний, каждая из которых  принадлежит одному лицу или небольшой  группе лиц (как правило - семье). Малое  предпринимательство находится  в обособленном положении относительно государственного (общественного) и  корпоративного (коллективного) секторов экономики, также и с точки  зрения реализации права собственности: в малом предпринимательстве  практически отсутствует делегирование  реализации права собственности  наемным менеджерам.

Малое предпринимательство - сложный  и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному  воздействует на экономику.

Вследствие диктуемых хозяйственной  действительностью задач, экономические  функции малых предприятий в  российской экономике можно определить следующие:

- Расширение ассортимента и увеличение производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций.

- обслуживание крупных предприятий, изготовление для них комплектующих изделий, отдельных узлов, организация сбыта готовой продукции.

- Преодоление монополизма, развитие конкуренции, формирование рыночных отношений в российской экономике является одной из главнейших экономических функций малого предпринимательства.

- Многие исследователи выделяют как важнейшую экономическую функцию малого бизнеса - вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения.

- Одной из центральной функции малого предпринимательства является разработка и внедрение инновационных технологий в производство.

- Малое предпринимательство выполняет в обществе важнейшие функции социально-политического характера. Особенно наглядно они просматриваются и поднимают роль и значимость малого бизнеса в «переломные», кризисные периоды развития национальной экономики.

Одной из главных функций социального  характера является обеспечение  национальной экономики новыми рабочими местами.

Таким образом, понятие малого предприятия, несмотря на его широкую распространенность в социально-экономических исследованиях, до сих пор не имеет устойчивой дефиниции.

    1. Критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым.

В определении экономической природы  малого предпринимательства в экономической  литературе как отечественной, так  и зарубежной до настоящего времени  нет единого мнения. Авторы многих научных исследований дают более  или менее произвольные определения  этому сектору, исходя из численности  рабочей силы или размера вложенного капитала.

Представляется целесообразным выделить следующие основные моменты:

- определения малых и средних предприятий разнятся не только по странам, но и в том числе внутри страны по отраслям и территориям;

- всякая характеристика дается в зависимости от практических потребностей и служит конкретным целям;

- большая дифференциация определений показывает, что малые предприятия не имеют четко выделенных границ.

В зарубежной статистике для отнесения  предприятия к сектору малого бизнеса, как правило, используются следующие количественные показатели: численность персонала, объем валовой  продукции или оборота капитала (продаж) и объем производственных фондов.

Среди качественных характеристик  малого предпринимательства можно  выделить:

- единство права собственности и непосредственного управления предприятиями и связанного с ним риском;

- небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

-  правовая независимость;

- персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвует во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия решений.

Значительная часть отечественных  ученых определяет малые предприятия  как технически и технологически передовое, специализированное, мобильное, экономически эффективное производство, имеющее относительно небольшую  численность работающих. Сегодня  некоторые мелкие предприятия (фирмы) по технической вооруженности, производительности часто не уступают крупным компаниям, все больше превращаясь в составные  звенья крупного общественного производства. В этом плане противопоставление мелкого и крупного производства теряет всякий смысл.

Информация о работе Малое предпринимательство