Максимизация прибыли на хлебопекарнных предприятиях России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена теми изменениями, которые происходят на рынке хлебобулочных изделий страны. Начиная с 1991 года и по настоящее время, в результате сокращения производства в сельском хозяйстве и промышленности, отсутствия эффективной региональной политики в области хлебопечения, практически все предприятия хлебопекарной промышленности России находятся в состоянии ближнего банкротства. С начала 90-х гг. произошло резкое снижение производства хлеба, в первую очередь, из-за резкого сокращения объемов посевных площадей и, соответственно, объемов выращиваемого зерна; ухудшилось качество хлебобулочных изделий и снизилось его потребление.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Носуленко.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

3.Хлеб из муки высшего сорта (цена производителя),руб./т

9085

9405

10580

12231

12576

14571

15004

% к предыдущему году

100,0

103,5

112,5

115,6

103,0

115,8

103,0

4.Хлеб из муки высшего сорта (розничная цена), руб./т

12190

13700

14400

18690

19460

20678

22234

% к предыдущему году

100,0

112,4

105,0

130,0

104,0

106,2

107,5

 

Среднерыночные цены на зерно в россий­ских регионах за рассматриваемый период имели устойчивую тенденцию роста. Динами­ка цен на муку находится в прямой зависи­мости от изменения цен на зерно.

В конечном итоге сложившаяся ситуация привела не только к существенному снижению рентабельности хлебопекарных предприятий, но и в ряде случаев - к отрицательному ее зна­чению, приостановлению работ по техничес­кому обновлению производства, к уходу вы­сокопрофессиональных кадров и, как след­ствие, сокращению ассортимента и некоторо­му ухудшению качества. Однако такое поло­жение дел не останавливает руководителей многих регионов, требующих, в том числе и от низкорентабельных и близких к банкротству предприятий, удерживать цены на хлеб.

Согласно данным, представленным Фе­деральным агентством по сельскому хозяй­ству хлебопеки России в условиях посто­янного увеличения стоимости оборудования, сырья, материалов, тарифов на энергоносите­ли, воду и другие услуги стремятся макси­мально сдерживать рост цен, повышать каче­ство продукции и расширять ассортимент. Для снижения непроизводственных затрат большинство хлебозаводов и пекарен реали­зуют продукцию через собственную торговую сеть. Это ускоряет продвижение товара к по­купателю и снижает розничные цены.

3. Бурное развитие малого хлебопечения в городских и сельских населенных пунктах, вы­пускающего более конкурентоспособную по цене продукцию из-за использования дешевой низкокачественной муки и нередко допускае­мых отклонений от стандартной технологии приготовления хлеба и хлебобулочных изделий.

Методы качественной конкуренции, ко­торые уменьшают значение цены как факто­ра, определяющего спрос населения, связаны с гарантированием безупречного качества продукции, ее оригинальностью и неповтори­мостью. Предприятия хлебопекарной про­мышленности России в последние годы час­то сталкиваются с проблемой качества муки.

За последние годы существенно изменилась структура производства зерна, муки и хлеба, а также их качество и потребление.

Для получения хлебопекарной муки, отве­чающей всем требованиям государственного стандарта, необходимо в помольной партии иметь средневзвешенное содержание клейкови­ны не менее 24%. Только в этом случае, жестко соблюдая технологический процесс размола пшеницы, можно получить хлебопекарную муку с содержанием клейковины в высшем сор­те не менее 28%, в 1 сорте - не менее 30%. Если в помольной партии клейковина пшеницы ме­нее 24%, то вырабатывается мука по техничес­ким условиям с содержанием клейковины от 23% до 27%. За последние годы наблюдается тенденция снижения главных показателей ка­чества пшеницы - белка и клейковины.

В данных обстоятельствах мукомольные предприятия вынуждены работать в услови­ях ограниченного выбора, поскольку только в ряде регионов производят муку по техни­ческим условиям [6, с. 10]. В целом по Рос­сии такой муки вырабатывается примерно 30% от общего объема.

Высокая цена на муку и возможность производить хлеб из муки по техническим ус­ловиям привели к практически повсеместно­му ухудшению качества хлеба. Участились слу­чаи выработки фальсифицированных хлеба и хлебобулочных изделий, когда один сорт муки заменяется другим, более дешевым, использу­ется непредусмотренное по рецептуре сырье.

Определенная роль в решении этой зада­чи отводится созданию качественных адекват­ных регламентов. Требует пересмотра устарев­шая база документов, регламентирующих ис­пользование ресурсов (нормы выходов, расхо­да тароупаковочных материалов, топлива, электроэнергии и многое другое).

Система технического регулирования по­высит культуру управления, будет способ­ствовать формированию эффективной систе­мы управления процессами производства, снабжения, сбыта, обслуживания. Это напря­мую связано с формированием сети бизнес- процессов и построением системы процессно­го управления, включающей регламенты вы­полнения бизнес-процессов, разработку поло­жений о подразделениях, должностных и ра­бочих инструкций, соответствующих требованиям бизнес-процессов. В результате мож­но предположить, что произойдет улучшение качества хлеба и хлебобулочной продукции. Преобразования в области управления необ­ходимы, так как они являются основой дина­мичного развития предприятий.

4. Кризисное состояние экономики, вы­ражающееся в недостатке реальных возмож­ностей для инвестирования средств в произ­водство, несовершенном налогообложении, использовании методов недобросовестной конкуренции, несовершенстве законодатель­ной базы, что не способствует стабильному и эффективному функционированию отраслей и предприятий.

Современное состояние технологического оборудования хлебозаводов и пекарен вызыва­ет тревогу. Величина износа техники на хлебо­заводах и пекарнях составляет 65-75%, и эти проценты продолжают увеличиваться. Лишь 30% предприятий находится в удовлетвори­тельном состоянии, значительная часть техно­логического оборудования эксплуатируется более 20 лет. Основное оборудование (хлебопе­карные печи) разработано еще в 30-е годы.

Одной из серьезных проблем хлебопекар­ных предприятий является острая нехватка инвестиций, при этом хлебопекарная про­мышленность является одной из наименее привлекательных для инвестиций отраслью пищевой промышленности. Несмотря на ус­тойчивый спрос на хлеб и хлебобулочные из­делия, действие таких негативных факторов, как относительно низкие показатели эффек­тивности крупного хлебопекарного бизнеса и политика сдерживания цен на массовые сор­та хлеба (1 и 2 сортов), которую практикуют региональные органы власти, не приводит к увеличению инвестиционной активности в данной отрасли.

Таким образом, в связи со спадом произ­водства за последние 10 лет выработка хле­бобулочных изделий значительно уменьши­лась, а также в связи с ограничениями рента­бельности (в регионах) у большинства пред­приятий не оказывается средств не только для технического перевооружения, но и для заме­ны изношенного оборудования. Поскольку оборудование для хлебопекарной промыш­ленности постоянно совершенствуется, его износ на предприятиях и ограниченность финансовых возможностей предопределяют отставание отрасли в своем развитии.

5. Низкий уровень использования имею­щихся производственных мощностей, выз­ванный падением объемов производства и ре­ализации продукции.

В связи с ростом числа хлебопекарных предприятий, усилением конкуренции, с уменьшением объемов выпускаемой продук­ции снижается использование производствен­ных мощностей. Использование производ­ственных мощностей предприятий хлебопе­карной промышленности отражено на рис. 2

Рисунок 2.Использование производственных мощностей предприятий хлебопекарной промышленности за 2003-2009гг.

Мощность предприятий отрасли, по дан­ным на конец 2009 г., составляет 25 млн. т в год. В 2009 году предприятиями было выпу­щено 7,702 млн. т хлеба и хлебобулочных из­делий. Таким образом, мощности большин­ства хлебопекарных предприятий использу­ются на 30-40%. Это негативно сказывается на ценовой конкурентоспособности выпуска­емой продукции, т. к. увеличивается доля ус­ловно-постоянных расходов (амортизация основных фондов, заработная плата управ­ленческого персонала, расходы по содержа­нию зданий и оборудования, ремонт и т. д.) в себестоимости единицы продукции. Соответ­ственно растут цены на продукцию хлебопе­карных предприятий.

Сокращение использования производ­ственных мощностей на хлебопекарных пред­приятиях вызвано рядом причин:

-                 отсутствие гибких технологических це­почек, допускающих остановку оборудования в случае падения спроса, а также невозможность выпечки разных по массе изделий в одной печи, что снижает их загрузку и производительность;

-                 высокая энергоемкость печного оборудо­вания, работающего по непрерывному циклу;

-                 мощность имеющегося оборудования рассчитана на выпуск большого суточного объема продукции, что затрудняет эффектив­ность его использования для производства малых серий;

-                 разнотипность оборудования, которое не всегда обосновано технологической необ­ходимостью и повышает трудоемкость его об­служивания;

-                 отсутствие ритмичности в завозе сырья, что приводит к остановке производства и сры­ву выполнения заявок торговых организаций;

-                 либерализация цен и отсутствие конт­роля со стороны государства позволили пред­приятиям увеличить размеры прибыли и рен­табельности производства не за счет увели­чения выпуска продукции, внедрения новей­ших технологий, а за счет повышения цен;

-                 отсутствие стратегии поведения на рын­ке привело к деформации производства, т. е. хлебопекарные предприятия работают как ку­старная ремесленная мастерская с низкой эко­номической эффективностью, слабой техни­ческой и технологической базой.

Теоретически задачу поиска решений про­блем низкой эффективности хлебопекарной промышленности можно свести к разработке различных вариантов маркетинговых стратегий предприятий данной отрасли. Особенность раз­вития маркетинговых стратегий предприятий хлебопекарной промышленности определяется несовпадением процесса производства и про­цесса потребления. В этой связи в формирова­нии стратегий важно учесть диалектику потре­бительского спроса, возможности его удовлет­ворения на основе мониторинга, знания тенден­ций конъюнктуры рынка и т.д.

Еще одной существенной особенностью маркетинговых стратегий предприятий хлебо­пекарной промышленности является неравномерность, неравнозначность и различный уро­вень развития маркетинговой системы, вклю­чающей в себя исследование потребительско­го спроса, производство, хранение, переработ­ку, реализацию товара конечному потребите­лю в соответствии с его нуждами, потребнос­тями, запросами. Недостаточный уровень мар­кетингового обеспечения только в одном зве­не цепочки приводит к неудовлетворительно­му результату и существенно снижает эффек­тивность бизнеса. Например, довольно слож­но своевременно реагировать на перспективу изменения спроса потребителей на этапе раз­работки производственной программы [2].

Следовательно, роль маркетинговой стра­тегии в развитии хлебного производства зак­лючается в том, что она способствует не толь­ко повышению качества выпускаемой продук­ции, расширению ассортимента и обновле­нию производства, но и внедрению новых форм управления, повышению имиджа пред­приятия и этики ведения бизнеса с целью мак­симального удовлетворения потребителей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время предприятия многих отраслей промышленности находятся в финансовом затруднении. Поэтому финансирование научно-технического прогресса из собственных средств ограничено. Однако предприятия в ряде отраслей промышленности функционируют рентабельно. Искусство при использовании прибыли, остающейся в их распоряжении, заключается в оптимальном их распределении на накопление и потребление. Как бы ни было тяжело, рентабельные предприятия промышленности должны в первую очередь направлять прибыль и иные финансовые средства на техническое перевооружение, инновационную деятельность и другие актуальные направления научно-технического прогресса. С преодолением сложившихся трудностей в отечественной промышленности, дальнейшим динамичным развитием ее предприятия промышленности будут поступать именно таким образом.

Информация о работе Максимизация прибыли на хлебопекарнных предприятиях России