Максимизация прибыли на хлебопекарнных предприятиях России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена теми изменениями, которые происходят на рынке хлебобулочных изделий страны. Начиная с 1991 года и по настоящее время, в результате сокращения производства в сельском хозяйстве и промышленности, отсутствия эффективной региональной политики в области хлебопечения, практически все предприятия хлебопекарной промышленности России находятся в состоянии ближнего банкротства. С начала 90-х гг. произошло резкое снижение производства хлеба, в первую очередь, из-за резкого сокращения объемов посевных площадей и, соответственно, объемов выращиваемого зерна; ухудшилось качество хлебобулочных изделий и снизилось его потребление.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Носуленко.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

В результате всего этого сформируется регулируемое, цивили­зованное рыночное хозяйство, которое явится действенным сред­ством, стимулирующим рост производительности труда, повыше­ние эффективности всего общественного производства, приумно­жение общественного богатства в интересах повышения благосо­стояния народа.

 

 

2.ХЛЕБОПЕКАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ

 

Хлебопекарная промышленность, отрасль пищевой промышленности, вырабатывающая различные сорта хлеба, хлебобулочных и бараночных изделий, лечебных и диетических хлебных изделий, сдобных и простых сухарей.

Хлебопекарная промышленность России относится к ведущим пищевым отраслям АПК.

В России имеется сегодня более 10 тысяч хлебозаводов (в том числе 1,5 тысячи крупных) и пекарен, способных вырабатывать около 70 тысяч тонн хлеба в ассортименте (более 700 наименований), или 500 г хлеба на человека. Мощности их составляют приблизительно 25 млн. тонн в год.

В последние годы условия работы хлебопекарной отрасли изменились, и прежде всего, организационно. Почти все хлебозаводы и пекарни стали приватизированными акционерными предприятиями. На хлебозаводах складываются рыночные отношения, начинают действовать законы конкуренции.

Уровень среднедушевого потребления хлеба в России составляет 120—125 кг в год (325—345 г в сутки), в том числе для городского населения 98—100 кг в год (245-278 г в сутки), для сельского 195— 205 кг в год (490—540 г в сутки). Эти нормы зависят от возраста, пола, степени физической и умственной нагрузки, климатических особенностей мест проживания.

Если рассматривать объемы реализации хлеба и хлебобулочной продукции, то можно увидеть что во многих регионах страны доля потребления хлеба на одного человека гораздо ниже норм потребления пшеничного и ржаного хлеба, установленных постановлением правительства РФ №192.

 

 

Уменьшение потребления хлеба может быть следствием следующих факторов:

             снижение сырьевых ресурсов хлебопекарной промышленности;

             «недопотребление», в связи со значительным снижением уровня жизни населения, при котором невозможно даже приобретение в необходимом количестве товаров повседневного спроса для поддержания жизнедеятельности организма;

             переход части населения страны на домашнее хлебопечение (например, в ряде районов Омской области автомашина, развозящая товар по сельским магазинам, привозит вместо хлеба мешки с мукой);

             рост среднедушевых денежных доходов, переориентация спроса населения на приобретение более дорогих и полноценных продуктов питания.

Вместе с тем, анализ показывает, что с 1991 г. наметилось снижение выработки хлеба, годовое потребление хлеба на человека к 1995 г. упало до 70 кг. Потребление хлеба уже существенно ниже рациональной нормы питания, что несомненно отразится на здоровье населения.

Такое положение вызывает необратимые процессы в хлебопекарной промышленности: хлебозаводы вынуждены консервировать технологические линии, сокращать рабочие места, увеличивать затраты на производство и реализацию продукции, прекращать инвестиции.

В новых условиях работы хлебопекарной промышленности требуются новые подходы к разработке ассортимента изделий, роль которого в организации потребления должна существенно возрасти. Если раньше ассортимент обусловливался, главным образом, условиями производства и диктатом механизированных линий, теперь условия производства и состав оборудования определяются ассортиментом и спросом. При этом следует больше, чем ранее, учитывать спрос и потребности разных групп населения.

Задача повышения объемов потребления хлеба требует особого внимания и изучения проблем повышения его качества.

В новых экономических условиях имеются предпосылки для внедрения пекарен, вырабатывающих широкий ассортимент хлебобулочных и мучных кондитерских изделии. В настоящее время основан выпуск отечественного оборудования для пекарен производительностью 0,2—5,0 т в сутки. Эти предприятия позволяют вырабатывать широкий ассортимент хлебобулочных изделий и продавать их в свежем виде непосредственно в магазинах при этих пекарнях. Для обеспечения этого производства оборудованием разработаны новые машины, которые вошли в комплекты оборудования А2-ХПО, Л4-ХПМ-500 и другие для пекарен малой мощности.

Одни из важнейших направлений повышения эффективности производства и улучшения качества продукции хлебопекарной промышленности — создание рациональной структуры предприятий отрасли, механизация и автоматизация производственных процессов на базе новейших технологий.

Решение основных задач научно-технического прогресса в хлебопекарной отрасли тесно связано с разработкой довременных технологий упаковки и автоматизированных приборов для контроля свойств сырья, полуфабрикатов и качества готовых изделий.

Объем выработки диетических изделий незначителен, потребность в них удовлетворяется лишь на 10-20%. Низок уровень производства изделий профилактического назначения для населения в зонах экологического неблагополучия, хлеба длительного хранения (от 3 до 30 суток) для людей, проживающих в труднодоступных и отдаленных районах, в условиях техногенных катастроф, аварийных ситуаций, спецконтингентов и др.

Решение проблемы сбалансированного питания населения, имеющее государственное значение, возможно лишь при условии разработки и внедрения в производство технологий, с помощью которых будут реализованы:

             обеспечение безопасности сельскохозяйственного и продовольственного сырья, пищевой продукции;

             снижение уровня заболеваемости детей из-за неполноценного питания и загрязнения окружающей среды;

             уменьшение продовольственной и сырьевой зависимости России от зарубежных стран;

             охрана окружающей среды при производстве пищевой продукции;

             экологически чистые продукты питания нового поколения массового и диетического назначения с учетом современных гигиенических требований;

             принципиально новые технологии, основанные на использовании нетрадиционных методов, способствующих ускорению процесса;

             научные основы создания технологических процессов производства продуктов детского питания нового поколения.

Создание ассортимента хлебных изделий группы «Здоровье» ведется по двум направлениям:

             моделирование рационального ассортимента хлебной продукции для отдельных регионов с учетом их климатических, демографических и др. особенностей;

             разработка разнообразного ассортимента изделий для профилактического и лечебного питания.

Для выработки таких изделий используют специальные композитные мучные смеси с отрубями, зародышевой мукой, дробленным и плющенным зерном, витаминно-минеральными компонентами и др; осуществляют производство этих смесей.В новых условиях большое значение и развитие приобретает упаковка хлеба. Упаковка хлеба предохраняет его от преждевременного высыхания, сохраняет его потребительскую свежесть, повышает санитарно-гигиенические условия его хранения и увеличивает сроки реализации.

3.ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

 

Особую значимость проблемы эффек­тивности бизнеса имеют для социально зна­чимых отраслей, ориентированных непос­редственно на обеспечение потребностей на­селения: пищевой и легкой промышленнос­ти, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Пищевая промышленность России объе­диняет около 30 отраслей, которые характе­ризуются определенными биотехнологиями изготовления продукции и различной органи­зацией производства.

От результа­тов работы предприятий пищевой промыш­ленности во многом зависит экономическая и продовольственная безопасность страны, здоровье населения. Целью развития пище­вой промышленности с позиций нацио­нальных интересов является обеспечение по­требности населения страны в высококаче­ственных продуктах питания. Таким образом, пищевая отрасль промышленности - это стра­тегическая отрасль.

Хлебопекарная промышленность отно­сится к ведущим пищевым отраслям АПК и выполняет задачу по выработке продукции первой необходимости.

Одной из особенностей хлебопекарной отрасли является концентрация производственных мощностей на крупных предприя­тиях и одновременно наличие большого ко­личества малых предприятий различных форм собственности. Отрасль представлена как новичками - частными пекарнями, так и бывшими государственными хлебозаводами, которые в ходе приватизации были акциони­рованы. В России основной объем производ­ства хлеба сконцентрирован на крупных пред­приятиях. Здесь вырабатывается более 80% всех хлебобулочных изделий. Однако падение выработки на предприятиях этой группы со­ставило в 2009 году 2,8%.

Большое распространение получили хле­бопекарные предприятия сравнительно не­большой мощности, которые принято назы­вать мини-пекарнями. При этом на малых пекарнях производство возросло на 11% (с 715 тыс. т до 772 тыс. т), однако этот объем составляет менее 10% в общей выработке про­дукции в России.

В последнее десятилетие примерно 200 хлебозаводов из 1500 прекратили свое суще­ствование. В очень трудном положении ока­зались некоторые хлебозаводы; ряд предпри­ятий в регионах перепрофилирован на про­изводство водки; многие десятки хлебозаво­дов снизили выработку хлеба в несколько раз. Динамика производства хлеба и хлебо­булочных изделий за 2001-2009 гг. представ­лена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Динамика производства хлеба и хлебобулочных изделий за 2001-2009гг

Производство хлебобулочных изделий, по данным официальной статистики, в пос­ледние годы сокращается: в 2003 г. было про­изведено 9,1 млн. т продукции, в 2006 г. - 7,8 млн. т. В 2007-2008 гг. происходит хотя и не­значительный, но рост объемов производства (8,1 млн. т и 8,4 млн. т соответственно). Од­нако в 2009 году вновь наблюдается падение анализируемого показателя до 7,7 млн. т.

Снижение производства хлебобулочных изделий по стране, падение спроса и рост из­держек, естественно, негативно отражаются на экономических показателях работы предпри­ятий [5, c. 8]. Рентабельность хлебопекарного производства составила в 2006 году менее 10%, а количество убыточных предприятий, т. е., по существу, банкротов, постоянно возрастает. Низкая рентабельность напрямую влияет на перспективу развития отрасли в целом. Таким образом, наблюдается тенденция ухудшения показателей эффективности функционирова­ния хлебопекарной промышленности России.

Основными причинами, обусловившими такое развитие хлебопекарной промышленно­сти, явились:

1. Падение потребительского спроса на про­дукцию хлебопекарных предприятий, прежде всего на хлеб низких сортов вследствие прекра­щения его скармливания на корм скоту.

Потребление хлеба и хлебобулочных из­делий в России традиционно находится на вы­соком уровне. В хлебе содержатся многие важ­нейшие пищевые вещества, необходимые че­ловеку, среди них белки, углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна. За счет потребления хлеба человек почти напо­ловину удовлетворяет свою потребность в уг­леводах, на треть - в белках, более чем наполовину - в витаминах группы В, солях фосфо­ра и железа. Для большинства народов мира хлеб имеет нравственное значение и всегда был мерилом человеческих ценностей.

Потребление хлеба в России сокращалось в течение нескольких лет (из-за снижения жизненного уровня) и достигло минимально­го значения в 2009 году, когда на одного чело­века приходилось всего 45 кг хлеба в год, в то время как норма потребления данного про­дукта составляет 100 кг в год на одного чело­века. Следовательно, среднедушевое потреб­ление на 55% меньше нормативного уровня.

2. Рост цен, снижение покупательной спо­собности денежных доходов населения, а так­же более экономное расходование хлеба и хле­бобулочных изделий из-за их дороговизны.

В рыночных условиях хлебопечение дол­жно развиваться в строгом соответствии с по­требностями потенциальных потребителей хлеба - жителей городов, поселков, других на­селенных пунктов. Планируя объемы произ­водства хлебопродуктов, нужно учитывать, что каждая категория потребителей предъяв­ляет «свои» требования к качеству, ориенти­руется на «свой» ассортимент и считает при­емлемым для себя определенный уровень цен.

Хлебопекарная отрасль, как и вся промыш­ленность, находится в рыночных условиях, и на федеральном уровне нет законодательных ак­тов, предусматривающих влияние государства на ценовую политику хлебопекарных предпри­ятий. Однако в России, где хлеб традиционно занимает важное место в рационе, цены на хлеб - это политика.

Цены на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, наиболее часто исполь­зуемой в хлебопечении, с 2000 года к 2006 году выросли почти в два раза, что вызвано рос­том затрат на сырье, электроэнергию и услу­ги. Рост цен на муку - основной фактор, по влиявший на рост цен на хлеб, при этом тем­пы роста цен на хлеб значительно ниже роста цен на муку и другие виды сырья. Динамика цен на зерно и продукты его переработки представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Динамика цен на зерно и продукты его

переработки в РФ за 2003-2009гг

 

Виды продукции

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Пшеница (цена производителя), руб./

2226

2104

1598

3049

3270

4060

4755

% к предыдущему году

100,0

94,5

76,0

191,0

107,0

124,2

117,1

2.мука пшеничная высшего сорта (цена производителя), руб./т

4989

4894

4002

7329

7672

9100

9737

% к предыдущему году

100,0

98,0

82,0

183,0

105,0

115,8

103,0

Информация о работе Максимизация прибыли на хлебопекарнных предприятиях России