Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы - расходы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрыть понятие макроэкономического равновесия в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы-расходы».

Объектом исследования курсовой работы является макроэкономическое равновесие.

Исходя из целей курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- дать понятие макроэкономического равновесия;

- особенности динамики совокупного спроса и совокупного предложения;

- основные проблемы поддержания равновесия;

- рассмотреть равновесие товарного рынка в модели «доходы-расходы» в Беларуси.

Содержание

Введение
1. Макроэкономическое равновесие: понятие, сущность, условие и факторы его обеспечивающие
2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического
равновесия на рынке товаров, их сравнительный анализ

3. Состояние и тенденции развития товарного рынка национальной экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

_Макроэкономическое равновесие_Сарвиров_.doc

— 533.50 Кб (Скачать)

     Источник: [2, с.37] 

     Наряду  с уровнем доходов населения  существенное влияние на формирование потребительских предпочтений также имеет ценовая политика государства и отдельных производителей. В Беларуси в 2007-2008 гг. не допущен резкий скачок цен на производимые продовольственные товары: индекс цен на них в декабре 2008 г. по отношению к уровню декабря 2007 г. составил 115,9% (изменение цен на продовольственные товары за указанный период дало 7,9% прироста сводного индекса потребительских цен). Более всего подорожали масло растительное и животное, молоко и молочные продукты, сыры, крупы, овощи, макаронные изделия, мука. Сравнение внутренних белорусских цен со средними розничными в России показывает, что в 2007 г. население Республики Беларусь значительно выигрывало по сравнению с россиянами при покупке основных видов продовольственных товаров. Цены на молоко в Беларуси в среднем составляли 52,9% российского уровня, творог жирный - 56,6, сыры сычужные - 58,9, сметану - от 68,3, хлеб ржаной и ржано-пшеничный - 68,5, говядину - 69,7, свинину -63,7, картофель - 52,6, яйца - 80.7% [2, с.37].

     В целях сокращения импорта и насыщения  внутреннего рынка более доступными продовольственными товарами отечественного производства в республике увеличивается выпуск импортозамещающей продукции. В результате увеличивается удельный вес продаж продовольственных товаров отечественного производства в общем объеме их розничного товарооборота (за 2008 г. он достиг 85,9%). Основная масса ввозимых продуктов питания (рыба морская и морепродукты, чай. кофе, виноград, цитрусовые, бананы, крупа, масло растительное и др. товары) в республике не производится или производится в недостаточном количестве, и их импорт необходим для обеспечения сбалансированного питания населения.

     Потребительский рынок Республики Беларусь, демонстрировавший  стабильный рост в последнее десятилетие, определяется широким кругом показателей. Среди них важными статистическими, измеряющими величину реализованных населению потребительских товаров и услуг, являются розничный товарооборот и платные услуги населению. Розничный товарооборот есть денежное выражение стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, проданных населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве в организациях торговли и общественного питания, на вещевых, смешанных, продовольственных рынках и в специально оборудованных помещениях. Общий его объем определяется как объем продажи товаров населению торговыми организациями всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства, и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью на вещевых, смешанных, продовольственных рынках и в специально оборудованных помещения.

     Платные услуги населению - это результат деятельности предприятий, организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, предназначенной для удовлетворения личных потребностей населения по их заказам. В соответствий с Общегосударственным классификатором услуг населению выделяются следующие основные виды платных: бытовые; транспортные; связи; жилищно-коммунальные; учреждений культуры; туристические и экскурсионные; физической культуры и спорта; медицинские: санаторно-оздоро-вительные; ветеринарные; правового характера; банков; образования; гостиниц и других средств размещения; прочие.

     Согласно  статистическим данным, в 2008 г.темп роста  розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 120,5% к уровню 2007 г., а платных услуг населению - 113,9% (при прогнозе 110-111 и 109-110% соответственно). Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 459, в 2009 г. розничный товарооборот прогнозируется в сопоставимых ценах по отношению к 2008 г. на уровне 116-117%, платные услуги - 113-114%.

     Динамика  потребительского рынка свидетельствует об уровне жизни населения. Это связано с тем, что расходы на покупку товаров и оплату услуг составляют свыше 80% (рис. 3.4) от всех денежных расходов населения (65,2-67,2% приходится на розничный товарооборот и 15,2-16,5% - па платные услуги). В 2008 г. на покупку товаров они выросли, а па оплату услуг снизились.

     

 

     Рисунок 3.4 - Структура денежных расходов населения

     Республики  Беларусь 

       В 2008 г. розничный товарооборот, включая общественное питание,  через все каналы реализации и платные услуги населению составили в номинальном выражении 50,9 и 12,6 трлн руб., что в сопоставимых ценах на 20,5 и 13,9% больше, чем в 2007 г.

     Оборот  розничной торговли в 2008 г. в большей  степени формировался за счет торговых организаций (69%). Доля продаж, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, физическими лицами и созданными в результате перерегистрации индивидуальных предпринимателей частными унитарными предприятиями, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рын- ках, в киосках, палатках и на других объектах, в 2005 г. снизилась по сравнению с предыдущим годом на 3%. Организациями общественного питания в 2008 г. реализовано продукции на 2,4 трлн руб., что в сопоставимых ценах на 9,2% больше, чем в 2007 г.

     В структуре общего объема розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров в 2008 г. составил 49%, непродовольственных - 51%. В 2007 г. - соответственно 51 и 49%. Населению продано продовольственных товаров на 25.2 трлн руб., непродовольственных - на 25,7 трлн руб., т.е. соответственно 1 10 и 131,6% к уровню 2007 г.

     Товары  отечественного производства составляли в 2008 г. 78,8% общего объема товарооборота  магазинов (без учета субъектов  малого предпринимательства негосударственной формы собственности), в том числе продовольственных товаров 85,9%, непродовольственных – 69,3% . 

     Более 95% всей стоимости купленного мяса и  птицы - продукция отечественного производства. То же можно сказать и о колбасных изделиях и копченостях, сырах, сахаре, яйцах, животном масле и мясных консервах. В продажах растительного масла, а также рыбы и пищевых морепродуктов, включая сельдь, большая доля товарооборота приходится на продукцию импортного производства (их доли в общем объеме продаж этих товаров - 62 и 57,9% соответственно), однако и для них удельный вес отечественных продуктов в 2008 г. немного повысился. Из основных непродовольственных товаров население предпочитает покупать импортные синтетические моющие средства, стиральные машины и лекарственные средства (в 2008 г. их доли в общем объеме продаж таких товаров колеблются от 58,8 до 78.5%). Однако в большинстве своем отечественные непродовольственные товары вытесняются импортными.

     Социально-экономическое  положение населения способствовало значительному увеличению спроса на услуги. Развитие этого сектора происходит в соответствии с Комплексной программой развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22 июня 2006 г. №786. В 2007 г. оказано платных услуг населению республики через все каналы реализации на сумму 10 трлн руб., что в сопоставимых ценах к уровню 2006 г. составило 111,5% при прогнозе на год 109-110%; в 2008 г. - 113,9% к уровню 2007 г. (прогноз на год [5] - 113- 114%).

     Рост  благосостояния населения республики способствовал увеличению спроса на бытовые, туристско-экскурсионные услуги и услуги социальной сферы. В 2008 г. через все каналы реализации бытовых услуг оказано на сумму 1.7 трлн руб.. что в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. больше на 25,8% при прогнозе 115,5%. Темп роста объемов туристско-экскурсионных составил 156,2% при прогнозируемых на год 128%. Медицинские услуги выросли на 31.2% к уровню 2007 г. при прогнозе 108%.

     Наиболее  быстро в 2008 г. развивались услуги культуры (121 % при прогнозе 112%) и медицинские. Высокими были темпы развития услуг учреждений образования (их объем по организациям всех форм собственности увеличился на 11,5% по сравнению с уровнем 2007 г. при прогнозе на год 108%), а также связи, транспортных, банков, санаторно-оздоровительных.

     В 2008 г. наблюдалось существенное отставание темпов роста жилищно-коммунальных услуг - 98,5% (прогноз - 104,7%), имеющих наибольший удельный вес в общем объеме реализации платных услуг. Это связано с сокращением потребления коммунальных услуг в результате внедрения индивидуальных приборов учета расхода ресурсов, внедрения новых прогрессивных типов оборудования и энергосберегающих технологий.

     Повышение жизненного и культурного уровня населения обусловливает высокие  темпы роста платных услуг  населению. Увеличиваются расходы не только на традиционные статьи - бытовые услуги, образование, здравоохранение, но и на финансовые услуги, услуги дизайнеров, специалистов в области психологии и др. Существенной стала доля расходов на связь и эксплуатацию личного транспорта. Растет потребность в услугах фитнес-центров, тренажер-ных залов, спортивных клубов, саун, соляриев, т.е. ориентированных на здоровый образ жизни.

     Несмотря  на положительную динамику розничного товарооборота и платных услуг населению, мировой экономический кризис сказался и на них. Увеличение объема розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе 2009 г. составило 12,3% по сравнению с уровнем аналогичного периода 2008 г. Однако по сравнению с предыдущим месяцем он сократился сразу на 22,1%. И это несмотря на ажиотажный спрос на непродовольственные товары в начале января 2009 г., вызванный девальвацией национальной валюты на 20,5%. За январь 2009 г. было куплено 29,9 тыс холодильников (на 126% больше, чем за январь 2008 г.), 17,4 тыс стиральных машин (на 40% больше), 42,3 тыс цветных телевизоров (на 20% больше) [6]. Однако необходимо отметить, что повышенный спрос на крупную бытовую технику наблюдался еще до девальвации в декабре 2008 г.

     При росте спроса на непродовольственные товары произошло снижение продаж продовольственных. В январе 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. было продано меньше мяса и мясных продуктов, сыра, сливочного и растительного масла, макаронных изделий, яиц (на 15%, 22, 15, 13, 36 и 40% соответственно), рыбы (более чем в 2 раза). Произошло значительное сокращение физических объемов продаж указанных продовольственных товаров и по сравнению с январем 2008 г. Однако наблюдается рост продаж сахара и круп по сравнению с предыдущим месяцем (на 7 и 15% соответственно), что можно объяснить девальвацией и инфляционными ожиданиями населения.

     Отсутствие  статистических данных по платным услугам, оказанным населению в январе 2009 г., не позволяет определить их динамику, однако можно предположить, что пессимистические ожидания, связанные с мировым финансовым и экономическим кризисом, снизят уровень развития этой сферы.

     Таким образом, очевидно, что снижение благосостояния населения вследствие экономического кризиса (падение реальных денежных доходов и сбережений, рост безработицы, девальвация национальной валюты, пессимистические ожидания) отрицательно скажется на дальнейшей динамике потребительского рынка Республики Беларусь.

       На протяжении последних десятилетий  потребительский рынок динамично развивался в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, устойчивого повышения реальной заработной платы и пенсий, поступления отечественных и импортных товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения. Рост производства в основных отраслях экономики, улучшение качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволили обеспечить достижение целевых параметров программ по повышению уровня жизни населения. Увеличение реальных денежных доходов населения в 2006-2008 гг. по сравнению с 2005 г. (151,6% при прогнозе 124,8-128,9%) способствовало повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации. В результате в 2007 г. темп роста розничного товарооборота составил 135,4% к уровню 2005 г. (прогноз- 119,4-122,1%), реализация платных услуг населению- 123,9% (прогноз- 117,7-119,9%).

     Стремительное увеличение потребительского рынка, обусловленное  повышением платежеспособного спроса населения, обеспечивается положительной динамикой реальных денежных доходов населения (рис. 3.5).

     

     Рисунок 3.5 - Темп роста розничного товарооборота, платных услуг населению и денежных доходов населения Республики Беларусь, в сопоставимых ценах Беларусь), свидетельствует о более активном использовании кредитов банков. 

     Именно  этот фактор выделяют в качестве одной из детерминант розничного товарооборота и платных услуг населению в России. Исландии, Германии и других странах. Следует отметить работу австралийских ученых, которые отмечают, что на потребление влияет не только текущий уровень доходов, но и существовавший в предыдущем периоде. Разработки, ведущиеся в Германии, свидетельствуют о том, что с ростом располагаемого дохода склонность к потреблению падает. В некоторых исследованиях, проводимых в России и США, показатель денежных доходов населения заменяется средним уровнем оплаты труда.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы - расходы»