Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 12:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть понятие макроэкономического равновесия в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы-расходы».
Объектом исследования курсовой работы является макроэкономическое равновесие.
Исходя из целей курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- дать понятие макроэкономического равновесия;
- особенности динамики совокупного спроса и совокупного предложения;
- основные проблемы поддержания равновесия;
- рассмотреть равновесие товарного рынка в модели «доходы-расходы» в Беларуси.
Введение
1. Макроэкономическое равновесие: понятие, сущность, условие и факторы его обеспечивающие
2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического
равновесия на рынке товаров, их сравнительный анализ
3. Состояние и тенденции развития товарного рынка национальной экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Источник [3, с.96].
Определив
функцию потребления и
Вторым компонентом эффективного спроса являются инвестиции, которые, в отличие от сбережений, не зависят от дохода. Уровень расходов на инвестиции определяют два основных факта:
1) ожидаемая норма чистой прибыли (Рr);
2) реальная ставка процента, то есть номинальная ставка за вычетом уровня инфляции.
Кривую спроса на инвестиции (Id) для экономики в целом строят путем расположения всех инвестиционных объектов по нисходящей в зависимости от ожидаемой нормы чистой прибыли. При этом нельзя забывать, что инвестиции следует осуществлять до такого момента, когда ставка процента (r) равна ожидаемой норме чистой прибыли. Кривая спроса на инвестиции отлого опускается вниз и отражает обратную зависимость между ставкой процента (ценой инвестирования) и совокупной величиной требуемых инвестиционных товаров.
При
определении прироста дохода (ΔY) мы
учитываем факторы, за счет которых
произошел прирост:
ΔY= 1:(1-MPC) x ΔI
или ΔY = 1:(1-MPC) x ΔА. (2.17)
1:(1—MPC) — мультипликатор — числовой коэффициент, показывающий зависимость между приростом дохода и вызвавшим этот прирост увеличением инвестиций.
Кейнсианская теория мультипликатора доказывала, что крупные расходы, осуществляемые правительством, фирмами, потребителями, позитивно влияют на объем национального производства. Стимулирование совокупных расходов оправдано лишь в условиях неполной занятости. Если же экономика полностью использует имеющиеся ресурсы, увеличение совокупных расходов приведет лишь к инфляции. При полной занятости роль сбережений многократно возрастает для оздоровления экономики.
Основными инструментами кейнсианской теории выступают графики потребления, сбережений и инвестиций, показывающие, какие суммы домохозяйства намериваются потреблять и сберегать, а предприниматели — инвестировать в зависимости от различных уровней дохода и производства, но при определенном уровне цен. И хотя теория Кейнса подверглась критике со стороны различных школ и направлений, она сыграла положительную роль в обосновании концепции эффективного спроса. Кейнсианская модель равновесия основывается на отсутствии автоматических механизмов при полной занятости и выдвигает тезис об активной роли государства, основной целью которого должно стать стимулирование спроса.
В условиях стагнирующей экономики уровень предельной склонности к потреблению, но Кейнсу, невысок, и спрос не достигает величины эффективного спроса. Эффективный спрос - это совокупный спрос, соответствующий совокупному предложению. При этом эффективный спрос, сочетающийся с полной занятостью, согласно Кейнсу, представляет собой лишь частный случай. «Кейнсианская революция», как часто называют переворот в экономической науке, осуществленный выдающимся английским экономистом, состоит в том, что было теоретически обосновано положение о возможности равновесия в условиях неполной занятости.
Если к расходам на личное
потребление «добавить» инвестиции, то
график потребления сдвинется вверх по
вертикали на расстояние, соответствующее
автономным инвестициям (рисунок 2.7).
Рисунок
2.7 - «Кейнсианский крест»
Теперь линия планируемых расходов пересечет линию 45° в точке Е. Этой точке будет соответствовать объем дохода в размере Y0. Чем больше автономные инвестиции, тем выше поднимается график совокупных расходов и тем ближе «заветный» уровень полной занятости. Если же государство будет само осуществлять автономные расходы G, то линия совокупных расходов поднимется еще выше: точка Е, приблизилась к точке F, соответствующей уровню дохода при полной занятости всех ресурсов (Y*). Прибавив к автономным расходам и расходы на чистый экспорт (NX)1, мы будем все более приближаться к уровню полной занятости (точка E2). Общая идея ясна - каждое добавление какого-либо элемента автономных расходов будет сдвигать вверх линию совокупных расходов.
С учетом всех элементов
Рисунок 2.7 - наглядная графическая иллюстрация той благотворной роли государственных расходов и стимулирования инвестиций в частном секторе, которой огромное значение придавал Кейнс.
Наращивание любого из компонентов автономных расходов ведет к росту национального дохода и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, который известен в экономической теории под названием эффекта мультипликатора, чему и будет посвящен один из следующих параграфов [8, с.22].
Подчеркнем еще раз различия в кейнсианском и неоклассическом подходе к определению макроэкономического равновесия. Во-первых, в классической модели сколь - нибудь длительная безработица представлялась невозможной. Гибкое реагирование цен и ставки процента восстанавливало нарушенное равновесие. В модели, предложенной Кейнсом, равенство I и S может осуществляться и при неполной занятости.
Во-вторых, классическая модель предполагала существование гибкого ценового механизма, органически присущего рынку. Кейнс подверг сомнению этот постулат: предприниматели, столкнувшись с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют рабочих, отсюда — безработица со всеми вытекающими социально-экономическими конфликтами, и «невидимая рука» рыночного механизма не может обеспечить стабильную полную занятость.
В-третьих, сбережения являются, прежде всего, функцией дохода, а не только уровня процента, как утверждалось в теории классиков.
Итак, равновесие в масштабе общества на всех связанных между собой рынках, т. е. равенство между совокупным спросом и совокупным предложением требует соблюдения равенства объемов сбережений и инвестиций. То обстоятельство, что инвестиции есть функция процента, а сбережения функция дохода, делает проблему нахождения их равенства весьма сложной задачей.
Вывод:
1.
Взгляды классиков и
2. Отрицательный наклон кривой AD в модели объясняется действием трех основных факторов: эффектом процента (эффектом Кейнса), эффектом реального богатства (эффектом Пигу) и эффектом импортных закупок.
3. К неценовым факторам, влияющим на кривую AD, относятся доходы, налоги, процентная ставка, ожидания, государственные расходы, национальный доход других стран, курс национальной валюты.
4. Форма кривой совокупного предложения отражает изменения издержек на единицу продукции в долгосрочном периоде при изменении объема национального продукта.
5.
Долгосрочная кривая AS состоит из
трех отрезков: кейнсианского (
6.
Согласно точке зрения
7.
Кейнсианцы считают, что
8.
На промежуточном отрезке
9. Модель AD—AS является не единственной моделью макроэкономического равновесия, однако она проста для понимания и служит базой для формирования моделей неравновесной, динамичной и открытой экономики. Модели равновесия не характеризуют реальное состояние национальной экономики. Обычно экономика не находится в стадии равновесия.
3. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА
НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Рынок — многогранное и многоструктурное явление, подчиняющееся в своем развитии закону спроса и предложения. Каждый товарный рынок подразделяется в зависимости от типа покупателей. Покупателями на розничном потребительском рынке выступают конечные потребители, приобретающие товар для личного потребления и для домашнего хозяйства.
Известно,
что люди не могут существовать,
не потребляя. Для жизни им нужны
самые различные блага и
Разработка прогнозов потребления, продажи и производства товаров представляет собой важнейшую основу для обоснования системы необходимых мер по поддержанию пропорциональности между спросом и предложением на рынке товаров народного потребления, обеспечению гарантированного уровня потребления населением важнейших изделий и его социальной защиты, нормализации денежного обращения. В этих целях на народнохозяйственном уровне сохранится потребность обоснований перспектив развития производства и обращения товаров в увязке с прогнозами динамики основных макроэкономических и отраслевых показателей [10, с.113].
В современных условиях переходного периода к рыночной экономике формирование товарного предложения на региональном рынке потребительских товаров претерпело существенное изменение. Переходный период характеризуется возрастанием доли в структуре товарных ресурсов импортных товаров как продовольственной, так и непродовольственной групп, постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны.
Для
определения масштабов
Проведенное обследование розничной реализации продовольственных товаров в разрезе производителей показало масштабность проникновения импортных товаров на региональный потребительский рынок. В ассортименте реализуемых продовольственных товаров преобладают товары зарубежного производства по таким товарным группам, как рис (100 %), масло подсолнечное (100 %), чай (100 %), кофе (100 %), сухие вина (100 %), шоколад с наполнителем (40 %). макаронные изделия (30 %), маргарин (45 %) и т.д. Следует отметить, что на продовольственных рынках степень насыщенности импортными товарами выше, чем в предприятиях розничной торговли.
Вместе с тем в последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров отечественных товаропроизводителей. В розничной торговле (как в магазинах, так и на продовольственных рынках) наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как мясные консервы, колбасы вареные, куры, молочные продукты, мясо свиное и говяжье, наборы конфет из шоколада. По данным товарам отечественные производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения.