Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 12:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть понятие макроэкономического равновесия в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы-расходы».
Объектом исследования курсовой работы является макроэкономическое равновесие.
Исходя из целей курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- дать понятие макроэкономического равновесия;
- особенности динамики совокупного спроса и совокупного предложения;
- основные проблемы поддержания равновесия;
- рассмотреть равновесие товарного рынка в модели «доходы-расходы» в Беларуси.
Введение
1. Макроэкономическое равновесие: понятие, сущность, условие и факторы его обеспечивающие
2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического
равновесия на рынке товаров, их сравнительный анализ
3. Состояние и тенденции развития товарного рынка национальной экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Рисунок
1.2 - Общее и частичное равновесие [6, с.64].
В условиях общего равновесия динамика индивидуальных издержек производства соответствует динамике общественно необходимых затрат. Формирование прибыли в секторе бизнеса соответствует закону средней нормы прибыли. Национальный уровень заработной платы выступает мощным ориентиром для развития конкуренции на рынке труда. Интенсивность формирования потребности на определенный товар зависит от степени доступности других материальных благ.
Таким образом, общее равновесие выступает как сбалансированное и согласованное функционирование всех сегментов единого национального рынка, как особое качественное состояние национальной экономики. На базе индивидуального и отраслевого рыночного спроса и предложения формируются совокупный спрос и совокупное предложение.
Достижение стабильного общего равновесия означает, что в полной мере срабатывают механизм самонастройки и механизм жизненного обеспечения национальной экономической системы. При этом велика роль институционального строительства, совокупности организаций экономического самоуправления. Важнейшим средством координации выступают хозяйственные договора и контракты, в момент перезаключения которых идет активное согласование экономических интересов. Нарушаемое равновесие восстанавливается методом итераций, т. е. обмена сигналами между хозяйствующими субъектами и взаимных уступок.
Простое и расширенное воспроизводство. В условиях простого воспроизводства сохраняются количественные и качественные параметры ранее достигнутого макроэкономического равновесия. В худшем случае допускаются лишь сезонные изменения (колебания) тех иных значений национального производства.
В условиях переходной экономики можно лишь стремиться к достижении общего (идеального) равновесия. Кризисный спад и недоиспользование национальных факторов производства надолго погружают национальную экономику в пространство, которое размещено ниже кривой производственных возможностей (см. точку «К» на рисунке 1.1).
В условиях белорусской экономики проблема общего равновесия в трансформационный период должна рассматриваться в следующих аспектах:
1.
В качестве важнейшей
2)
На всех этапах переходного
периода в проводимых
3) Общее равновесие складывается из частичных. Поэтому структуру национального производства необходимо привести в соответствие со структурой потребления. В первую очередь важно добиваться ослабления неравновесности основных макроэкономических показателей (торговый баланс, бюджет, уровень занятости, инфляция и т. п.).
4)
В качестве временной нормы
общего или частичного
Анализ условий обеспечения данного макроэкономического равновесия предполагает раздельный анализ закономерностей формирования совокупного спроса и совокупного предложения.
Начнем с потребностей субъектов рыночных отношений. Чтобы их удовлетворить, в условиях платности экономических благ необходимы денежные средства. Поэтому совокупный спрос (AD — aggregate demand) выступает как потребности субъектов рыночных отношений, представленные в денежной форме.
Совокупный спрос всегда ограничен теми реальными денежными доходами, которые потребители намерены использовать для удовлетворения потребностей. Поэтому совокупный спрос представляет собой сумму денежных расходов на конечные товары, произведенных в национальной экономике.
В формировании совокупного спроса принимают участие все агрегированные субъекты национальной экономики: а) сектор домашних хозяйств; б) сектор бизнеса; в) государство; г) сектор «заграница» или внешний мир (в пределах чистого экспорта). Поэтому совокупный спрос — это агрегированный спрос со стороны всех субъектов макроэкономики на экономические блага отечественного производства.
Совокупный спрос выражает тот реальный объем ВВП, который конечные потребители готовы выкупить при сложившемся уровне цен и денежного дохода.
Структура AD. Совокупный спрос состоит из:
1)
потребительского спроса
2) инвестиционного спроса;
3)
государственных закупок
4)
заграничного спроса на
При этом в реальной действительности одни компоненты совокупного спроса способны быстро изменяться (инвестиции, государственные расходы), другие - по объему относительно стабильны и медленно изменяются (потребительские расходы).
Факторы AD. Среди факторов совокупного спроса принято выделять ценовые (стоимостные) и неценовые.
Отличительной особенностью совокупного спроса выступает то, что цена не может быть выражена в виде цены на тот или иной товар. Поэтому в «Микроэкономике» приходится использовать понятие «уровня совокупной пены».
В качестве такового используется индекс цен, выражающий динамику всей совокупности цен на конечную продукцию, имеющих место в определенный момент в национальной экономике (Р) [6, с.68].
Среди
неценовых факторов выделяются номинальные
денежные доходы, используемые на приобретение
конечного продукта. Выражение этой
зависимости обнаруживает «денежное уравнение»:
M x V = P x Y, (1.1)
где М - количество денег, находящихся в обращении;
V - скорость оборота денег;
Р - уровень цен в национальной экономике (в данном случае индекс цен);
Y
- объем совокупного спроса или реальный
(физический) объем ВВП.
В
соответствии с данным уравнением получается,
что объем совокупного спроса (закрытая
экономика) прямо пропорционален массе
обернувшихся денег (или платежеспособному
спросу) и обратно пропорционален уровню
цен:
Y = M xV /P = AD (1.2)
Среди неценовых факторов совокупного спроса принято также выделять:
2) массу реального богатства;
3)
степень открытости
4)
скорость научно-технического
5) совершенствование техники и организации производства, изменение производительности труда;
6)
налоговый и инвестиционный
7) инфляционные, политические и прочие ожидания потребителей, что отражается, в том числе, и через скорость движения денег.
Кривая AD. Для графического отражения степени зависимости величины совокупного спроса от ценового фактора будем использовать известную нам двухсекторную модель «цена — объем». По вертикали традиционно откладывается уровень цен (Р), а по горизонтали — объем ВВП (Y).
Кривая
совокупного спроса иллюстрирует изменение
совокупного объема расходов сектора
домашних хозяйств, бизнеса, правительства
и заграницы при каждом возможном уровне
цен (рисунок 1.3).
Рисунок
1.3 - Кривая совокупного спроса и сдвиг
вправо
Кривая AD выступает как геометрическое место точек, каждой из которых соответствует определенная комбинация объема выпуска и общего уровня цен в экономике.
Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Получается, что чем ниже уровень цен, тем больший объем выпуска продукции (Y) будет выкуплен при той же массе денежных средств.
Приведенное выше денежное уравнение объясняет причину отрицательного наклона кривой AD. Если скорость движения денег принять за постоянную величину, то получается, что чем выше уровень цен, тем меньшим реальным денежным богатством или покупательной силой обладают потребители при фиксированном объеме денежного предложения.
Сдвиг кривой AD. В данном случае речь идет о влиянии на совокупный спрос тех факторов, которое в состоянии сдвинуть кривую AD в ту или иную сторону (рисунок 1.3). Улучшение условий для проявления совокупного спроса сдвигает кривую AD вправо (увеличение объема), ухудшение — влево (сокращение объема).
Приведенное ниже денежное уравнение в качестве неценовых факторов сдвига кривой AD выделяет объем предложения денег (М) и скорость движения денег (V). Обернувшаяся денежная масса (М х V) определяет положение кривой совокупного спроса по горизонтали, т. е. степень ее сдвига.
К факторам сдвига кривой AD следует отнести все те важнейшие обстоятельства, которые оказывают прямое воздействие на компоненты совокупного спроса, в первую очередь на объем потребления в секторе домашних хозяйств и инвестиционные расходы. Совокупный спрос находится под прямым воздействием тех изменений, которые имеют место в макроэкономической политике. К ним традиционно относятся денежное обращение, колебания валютного курса, государственные закупки и налогообложение.
Степень
влияния государственных
Кривая совокупного спроса AD реагирует на изменение экзогенных (внешних) факторов (например, на состояние производства в странах-партнерах), а также внутреннего инвестиционного климата, характера и интенсивности диалога между бизнесом и государственной властью, бизнесом и профсоюзами. Следует отметить, что неценовые факторы оказывают на совокупный спрос не изолированное, а комплексное воздействие. При этом очень часто каждый фактор может по-разному влиять на формирование совокупного спроса.
Например,
изменение денежного
Рост экспорта означает сдвиг кривой совокупного спроса вправо, а его сокращение — влево со всеми вытекающими последствиями. Одновременно поступление валютной выручки и изменение объема совокупной денежной массы изменяет угол наклона кривой AD.