Автор: a**********************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 23:12, курсовая работа
Образование – отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Задачи системы образования республики беларусь………………...........4
1.1 Задачи, поставленные перед Республикой Беларусь в сфере образования..................................................................................................................4
1.2 Дошкольное образование Республики Беларусь………………….......8
1.3 Общее среднее образование Республики Беларусь………………......10
1.4 Профессиональное образование (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)……………………………………………….......11
Глава 2 Наука и инновационныя деятельность. оспитательная и социальная работа………………………………………………………………………………..12
2.1 Наука и инновационная деятельность……………………………………......12
2.2 Воспитательная и социальная работа…………………………………….......15
Глава 3 Международная деятельность и экономика образования Республики Беларусь......................................................................................................................18
3.1 Международная деятельность……………………………………...................18
3.2 Экономика образования………………………………………….....................19
Выводы……………………………………………………………………………...22
Список использованных источников……
Сформирована модель работы по реализации Декрета №18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”. В результате принимаемых мер сокращается количество вновь выявленных сирот, детей-сирот, направляемых на воспитание в детские интернатные учреждения, растет численность родителей, восстановленных в родительских правах. Ежегодно снимается с учета в связи с улучшением ситуации в семье от 72% до 75% детей, возвращается в родные семьи более 60% детей, отобранных у родителей в рамках декрета. Особенно успешно работает в этом направлении Гомельская область, несколько отстает Минск. Системный подход органов управления и учреждений образования к работе по профилактике социального сиротства и развитию семейных форм устройства детей-сирот на воспитание позволил сократить количество детских домов и школ-интернатов для детей-сирот с 74 в 2005 году до 52 в 2010 году (на 30 %), а число воспитанников в них — на 60 %.
В Республике Беларусь оказывается государственная поддержка развитию молодежного и детского общественного движения. В деятельности 204 молодежных и детских общественных объединений принимают участие более 50% молодых людей.
Активная работа проводится в сфере организации временной занятости молодежи. Только в студенческих и волонтерских отрядах в 2010 году трудоустроено около 80 тыс. человек. Результаты социологических исследований показывают, что приоритетами в системе ценностных ориентаций белорусской молодежи являются: семья (80 % от числа опрошенных), здоровье, работа, стремление к самореализации. В числе важнейших приоритетов молодежи также любовь к родной стране, уважение к истории и культуре Беларуси.
Сегодня в молодежной среде появляются новые ценности, связанные с рыночной экономикой, построением карьеры, стремлением открыть свое дело, быть успешным в бизнесе и др. В работе с современной молодежью нельзя не учитывать влияние глобализации, открытого информационного пространства, новых форм зависимостей.
И использовать нужно новые, современные интерактивные формы работы, учитывающие их ценности, интересы и проблемы. При организации воспитательной и идеологической работы следует активнее использовать возможности IT-технологий, потенциал интернет-ресурсов, теле- и радиостудий учреждений образования, СМИ.
Основу концепции работы с современной молодежью должна, составить занятость молодежи. Занятость активная, творческая, направленная на реализацию потенциальных возможностей и материальных потребностей молодежи. Необходимо поддерживать инициативы учащейся молодежи, в том числе экономические (реализация социально значимых проектов, создание бизнес-инкубаторов, юридические консультации, бригады строителей и социальных работников, воспитателей, прежде всего по профилю будущей профессиональной деятельности). Перспективным направлением работы с молодежью является образовательный туризм — выезд организованных групп для отработки навыков владения иностранными языками. Особое внимание следует уделить вопросам организации работы с молодежью на производстве, кадрового обеспечения системы воспитания.
3.1 Международная деятельность
Договорно-правовую базу международного сотрудничества в сфере образования составляют 69 международных соглашений (в 2006 г.— 54 ). В 2010 году были подписаны 5 международных договоров. Увеличили количество прямых межвузовских договоров и соглашений с зарубежными странами. Их свыше 1800, что на 43% выше уровня 2006 года. Все это способствовало развитию академической мобильности преподавателей и студентов, интеграции национальной системы образования в международное образовательное пространство. Наиболее плодотворно развивается сотрудничество с Российской Федерацией, Украиной, Германией, Литвой, Италией и Польшей. На эти страны в 2010 г.приходилось 2/3 всех международных контактов (64%). Увеличились контакты с КНР как одним из самых важных стратегических партнеров Республики Беларусь. Активизировалось сотрудничество в рамках международных программ и проектов. Вузами реализуются 10 проектов международной технической помощи, направленных на модернизацию системы высшего образования в контексте реализации Болонского процесса. Открыто и успешно функционирует Национальное бюро программы ТЕМПУС (ГИАЦ), осуществляется комплекс мер по присоединению Республики Беларусь к Болонскому процессу.
В вузах Республики Беларусь обучаются 10 тыс. иностранных граждан из 84 стран, что в 3 раза больше по сравнению с 2005 г. Выполнено указание правительства по набору на обучение в учреждения образования до 2000 туркменских граждан, из которых 91 человек принят в ССУЗы, а также китайских граждан, контингент которых составляет около 2 тысяч человек.
Активно работают БГУ и БНТУ, в которых в 2010 г.обучаются 1732 и 808 иностранных граждан соответственно, а также ГрГУ имени Янки Купалы, ВГУ имени П.М.Машерова, БарГУ.
Выполнен доведенный министерству показатель объема экспорта услуг образования: 11,5 млн долларов США в 2010 году, прогноз на 2015 год — 28 млн долларов, то есть ожидается рост в 2,5 раза.
При
этом необходимо совершенствовать инфраструктуру
внешнеторговой деятельности в целях
выполнения показателей экспорта услуг
с одновременным выравниванием странового
баланса.
3.2 Экономика образования
За истекшую пятилетку расходы на образование возросли в 1,6 раза и составили в 2010 году 8,5 трлн руб., или 5,1% от ВВП. На 2011 год планировалось доведение расходов до 11,9 трлн руб., или до 6% от ВВП. Рост на 40%.
Основные мероприятия, проводимые в отрасли, финансировались, как правило, своевременно и в полном объеме. Нормативы бюджетной обеспеченности выполняются на уровне района, города, области. Из средств республиканского бюджета осуществлялось финансирование 19 государственных программ. Все предприятия системы работают безубыточно (в 2009 г. убыточными были 4).
За
истекшую пятилетку уровень заработной
платы в сфере образования
вырос более чем в 1,8 раза, в
том числе педагогических работников
— в 1,7 раза, профессорско-
В 2010 году свыше 19 тыс. студентов-платников получили льготные кредиты на оплату обучения на сумму почти 56 млрд руб.
Продолжается рост доходов от внебюджетной деятельности, в том числе от оказания платных образовательных услуг. Удельный вес услуг образования в общем объеме услуг увеличился с 6,6% в 2006 году до 7,4% на конец 2010 года и составил 0,7% в ВВП (более 1,2 трлн рублей). При этом вырос экспорт услуг образования: при плане 120% фактический рост — 148%. Выполнен показатель по росту сальдо внешней торговли услугами: при задании 6,6 млн долларов США он составил 9,4 млн долларов (почти в 1,5 раза выше).
Проблемы:
1)
Принятые меры по
2) Не выполнен показатель по сокращению импорта услуг: он составил 3,7 млн долларов США, или 201,4% к январю—ноябрю 2009 г. (задание — не более 154 %).
Руководителям органов управления образованием и учреждений образования необходимо:
В 2010 году в эксплуатацию были введены 82 объекта образования, в том числе 5 республиканской собственности (в 2009 — 54 объекта):
В соответствии с программами ремонта и модернизации зданий и сооружений учреждений образования на 2006—2008 и 2008—2010 годы, осуществлялся ремонт объектов образования республиканской и коммунальной собственности. За 2 последних года на эти цели направлено 1,76 трлн рублей. Отремонтировано 1739 зданий учреждений образования (план по программе — 1621 здание): 2,7 млн кв.м. кровель (план — 1694,7 тыс.кв.м.), 158,6 тыс. п.м. инженерных коммуникаций (план — 76,93 тыс. п. м.). В обустраиваемых агрогородках в 2010 году введено в эксплуатацию 435 объектов учреждений образования (113% от плана), а всего за 2006—2010 гг. почти 1,5 тысячи объектов образования.
На выполнение энергосберегающих мероприятий за счет различных источников финансирования затрачено 112 млрд руб., что почти в 2 раза больше, чем планировалось, в том числе за счет собственных внебюджетных средств учреждений образования — 6 млрд руб.
Выполнен
целевой показатель по энергосбережению
учреждениями республиканского подчинения
(-8%) и учреждениями образования коммунальной
формы собственности (от -5% до -12%), кроме
Брестской и Витебской
Принят
ряд организационных и
В 2011 году планировалось:
Необходимо
также предусмотреть меры экономического
стимулирования за выполнение доведенных
заданий по освоению выделенных средств,
выполнению строительно-монтажных
работ, выполнению доведенного учреждениям
(организациям) республиканского и
местного подчинения целевого показателя
по энергосбережению.
Информация о работе Макроэкономический анализ отрасли образования Республики Беларусь