Макроэкономический анализ отрасли образования Республики Беларусь

Автор: a**********************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Образование – отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Задачи системы образования республики беларусь………………...........4
1.1 Задачи, поставленные перед Республикой Беларусь в сфере образования..................................................................................................................4
1.2 Дошкольное образование Республики Беларусь………………….......8
1.3 Общее среднее образование Республики Беларусь………………......10
1.4 Профессиональное образование (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)……………………………………………….......11
Глава 2 Наука и инновационныя деятельность. оспитательная и социальная работа………………………………………………………………………………..12
2.1 Наука и инновационная деятельность……………………………………......12
2.2 Воспитательная и социальная работа…………………………………….......15
Глава 3 Международная деятельность и экономика образования Республики Беларусь......................................................................................................................18
3.1 Международная деятельность……………………………………...................18
3.2 Экономика образования………………………………………….....................19
Выводы……………………………………………………………………………...22
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.docx

— 51.46 Кб (Скачать)

Белорусский Государственный Университет

Государственный Институт Управления и Социальных Технологий 
 
 
 

Макроэкономический  анализ отрасли образования Республики Беларусь 
 
 

                                                                                 Выполнила: студентка 2 курса

                                                  Группы 1052

                                                                    Седова Анна Вадимовна 
 
 
 

2011год 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Задачи системы  образования республики беларусь………………...........4

           1.1  Задачи, поставленные перед  Республикой Беларусь в сфере  образования..................................................................................................................4

           1.2  Дошкольное образование Республики Беларусь………………….......8

           1.3  Общее среднее образование Республики Беларусь………………......10

        1.4  Профессиональное образование (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)……………………………………………….......11

Глава 2 Наука  и инновационныя деятельность. оспитательная и социальная работа………………………………………………………………………………..12

2.1  Наука и инновационная деятельность……………………………………......12

2.2  Воспитательная и социальная работа…………………………………….......15

Глава 3 Международная  деятельность и экономика образования  Республики Беларусь......................................................................................................................18

3.1  Международная деятельность……………………………………...................18

3.2  Экономика  образования………………………………………….....................19

Выводы……………………………………………………………………………...22

Список использованных источников……………………………………………...22

Приложение…………………………………………………………………………23 
 

 

 Введение

  Образование – отрасль, которая рассматривается  как система организаций и  учреждений, осуществляющих образовательную  деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др. В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения – 99,6%. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98% занятого населения.  
Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный уровень его финансового обеспечения из государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта.  

  Глава 1 Задачи системы образования республики беларусь

  1.1  Задачи, поставленные перед Республикой Беларусь в сфере образования

  Результаты  2010 года во многом определили развитие системы образования за пятилетку. В целом, Республика Беларусь справилась с поставленными задачами.

  В то же время нужно анализировать итоги и с позиций новых масштабных задач, встающих перед системой образования в 2011 году — стартовом в новой пятилетке. Остановимся на основных направлениях, наиболее важных поручениях главы государства и правительства, на исполнение которых была направлена деятельность системы образования в истекший период. Важным событием и не только для системы образования стало принятие Кодекса Республики Беларусь об образовании. Впервые в мире решена задача кодификации общественных отношений в сфере образования, сформирована самостоятельная отрасль права — образовательного. Министерство образования с участием Министерства юстиции и Национального центра законодательства и правовых исследований за полтора года подготовило проект этого масштабного документа. В кодексе уточнена структура национальной системы образования и многое другое. Обновлены понятия, названия и содержание всех уровней образования. Основные направления деятельности системы образования были связаны с повышением качества и доступности образования (за год по ИРЧП Республика Беларусь поднялась на 7 позиций и занимает 61 место в мире и 1 в СНГ). Осуществлялся переход на новое содержание образования и учебно-программную документацию на всех уровнях: от дошкольного до дополнительного образования взрослых.

  Проделана масштабная научно-методическая работа по их разработке: подготовлены сотни  нормативных документов. В соответствии с Декретом № 15 главы государства завершены преобразования в системе общего среднего образования. Продолжалась оптимизация сети учреждений образования: открыты 2 новых вуза, 3 кадетских училища, 3 гимназии. Укреплялось международное сотрудничество. Выполнялись государственные программы развития уровней образования на 2006—2010 гг. Финансирование отрасли было стабильным, основные социально защищенные статьи финансировались в полном объеме.

  Таким образом, сделано многое, но предстоит сделать  еще больше.

 

  

  Перед системой образования поставлены новые  масштабные задачи, имеются определенные нерешенные проблемы. Сконцентрируем основное внимание на задачах, поставленных перед системой образования на IV Всебелорусском народном собрании, а также путях их решения в текущем году и на перспективу, проблемных вопросах развития отрасли.

  Образование рассматривается сегодня мировым  сообществом как один из важнейших  факторов стабильности экономик государств, движущей силой их устойчивого развития, повышения конкурентоспособности. По оценкам международных экспертов уже сегодня различия между развитыми и развивающимися странами только на одну треть обусловлены различием в экономике, а на две трети — различием в уровне и качестве образования. Республика Беларусь выбрала путь социально-экономического развития, основанный на инновационной экономике. Как известно, инновационная экономика — это экономика знаний и высококачественного человеческого капитала. Это понятие по общепринятым критериям включает шесть основных составляющих, которые необходимо создавать и развивать до конкурентоспособного уровня. В числе приоритетных: образование, наука, человеческий капитал и благоприятная среда для его развития.

  Таким образом, чтобы страна могла добиться динамичного прорыва в своем  развитии, необходимо привести в действие не только экономические рычаги, но и социальные, культурные и духовные факторы, а также создать условия  для творческой реализации человека. Такие подходы лежат в основе проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, подготовленной правительством по поручению главы государства. Главная цель развития страны на следующую пятилетку — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

  Для реализации этой цели выделены приоритетные направления государственной политики. Важнейшее из них — развитие человеческого капитала как основы инновационной экономики. Поэтому главная задача развития системы образования на предстоящую пятилетку — повышение качества на всех уровнях обучения и воспитания учащейся молодежи. Создан механизм реализации этой задачи — принятие государственных программ развития соответствующих уровней образования. Программы предусматривают совершенствование содержания образования, серьезное улучшение материально-технического и финансового обеспечения, обновление учебно-лабораторного и научного оборудования учреждений образования, повышение квалификации и переподготовку кадров. Поэтому главные усилия Минобразования, органов управления образованием обл(рай)(гор)исполкомов, руководителей учреждений образования должны быть сосредоточены на их выполнении.

  Сегодня в стране функционирует свыше 9 тыс. учреждений образования, примерно на уровне 2009 года. В них осуществляется обучение и воспитание более 2,0 млн детей, учащихся и студентов, а это пятая часть населения. Образно говоря, сегодня Беларусь — страна учащихся. По числу работающих, а это свыше 430 тыс. чел., 220 тыс. — педагогические работники.

  Система образования — одна из наиболее крупных отраслей экономики. Проводимые в национальной системе образования качественные преобразования в целом соответствуют структуре и тенденциям развития образования в мире и Европе. Следуя мировым тенденциям, Республика Беларусь взяла курс на построение “образования через всю жизнь”. Свое практическое воплощение эта идея нашла в системе непрерывного образования, охватывающей все уровни — от дошкольного до высшего и последипломного. Главная задача общеобразовательной школы на предстоящую пятилетку — подготовка выпускников, готовых жить и трудиться в открытом информационном обществе. А это значит, что наряду с усвоением базовых знаний, умений, навыков и формированием личностных качеств, они должны овладеть и новыми ключевыми компетенциями — компьютерными технологиями, иностранным языком, знаниями основ экономики и предпринимательства. В сфере профессионального образования (на уровне ПТУЗов, ССУЗов и вузов) необходимо создание гибкой, мобильной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.

  Новая миссия возлагается на университеты. Они, по сути, призваны стать “локомотивами” инновационного развития страны. Наряду с опережающей подготовкой кадров, готовых к инновационной деятельности, университеты сами должны стать центрами научно-инновационной деятельности. Они призваны обеспечить интеграцию высшего образования, науки и производства, создание и развитие инновационной инфраструктуры для внедрения и экспорта собственных научно-технических разработок. Особая ответственность возлагается на республиканские и областные научно-методические учреждения — НИО, РИВШ, РИПО, АПО, областные ИРО по опережающей научной проработке, созданию и апробации1 НМО и УМО, обеспечению инновационных процессов в образовании, переподготовке и повышении квалификации педагогических и управленческих кадров.

  За прошедшую пятилетку, в том числе и в 2010 году, и с учетом масштабных задач инновационного развития страны, повышения роли человеческого потенциала (а здесь главное — образование) особенно ярко видны проблемные вопросы отрасли, которые надо активно решать.

  Рассмотрим  результаты работы, проблемы и пути их решения в разрезе уровней образования.

 

  

  1.2  Дошкольное образование Республики Беларусь

  В системе дошкольного образования Республика Беларусь укрепила лидирующие позиции среди государств — участников СНГ по охвату детей услугами дошкольного образования (более 71%). При этом процент охвата детей с 3 до 6 лет еще выше — более 93%. Сохраняется полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе, что обеспечивает равные стартовые возможности для представителей всех социальных групп белорусского общества. Развивается многофункциональная сеть дошкольных учреждений — новых форм сегодня почти 50% от общего количества. Учебный и воспитательный процесс организуется в соответствии с образовательным стандартом дошкольного образования.

  В то же время проблемы в системе  дошкольного образования остаются. Это: 
1) нехватка мест в дошкольных учреждениях в новых микрорайонах, и эта потребность растет.                                                                                                                  2) не удовлетворяются запросы родителей на разные формы организации дошкольного образования (на дому воспитываются всего 60 чел. по стране). При этом обращения физических лиц об открытии частных дошкольных учреждений остаются без внимания местных органов власти и управлений образования. Они вынуждены обращаться в Министерство образования.              3) Отсутствие во многих дошкольных учреждениях эффективного здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения. Как результат — высокий уровень заболеваемости детей (в среднем пропуски по болезни за 2010 г. составили 10 дней на одного ребенка). Причем, если в Минской области этот показатель составляет 7 дней, то в Минске -14). 
4) Существенные отличия материальной базы дошкольных учреждений (почти каждое десятое дошкольное учреждение (374 детских сада) нуждается в капитальном ремонте. В Минской и Гомельской областях таких учреждений более 15%.

  5) Рост количества дошкольных учреждений, переукомплектованных детьми (от 25 до 32 детей в группе при норме 20 детей в группах для детей с 3 до 6 лет, особенно в Минске и Брестской области).                                                               6) Нехватка квалифицированных педагогических и медицинских кадров (всего около 1,6 тыс. человек, особенно в Минске и Минской области).

Информация о работе Макроэкономический анализ отрасли образования Республики Беларусь