Макроэкономическая политика в открытой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является отражение различных подходов к установлению макроэкономического равновесия и, непосредственно, исследование вопросов макроэкономической политика в открытой экономике

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- отразить сущность макроэкономического равновесия

4

- отразить сущность макроэкономического равновесия в открытой экономике и проанализировать IS-LM-BP модель

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты………………………………………………………………………5

2. Понятие внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике (IS-LM-BP модель)…………………………………………………………………14

3. Макроэкономическое равновесие при фиксированном валютном курсе…21

4. Макроэкономическое равновесие при плавающем валютном курсе……25

5. Использование модели IS-LM-BP для анализа шоков в открытой экономике………………………………………………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......39

Работа содержит 1 файл

Частное учреждение образования.docx

— 229.74 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   КУРСОВАЯ РАБОТА

               (по дисциплине «Международная экономика») 

  Тема: «Макроэкономическая политика в открытой экономике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                
 
 
 
 
 
 
 

      Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Макроэкономическая  политика в открытой экономике:  цели и инструменты………………………………………………………………………5

2. Понятие  внутреннего и внешнего равновесия  в открытой экономике (IS-LM-BP модель)…………………………………………………………………14

3. Макроэкономическое  равновесие при фиксированном  валютном курсе…21

4. Макроэкономическое  равновесие при плавающем валютном  курсе……25

5. Использование  модели IS-LM-BP для анализа шоков в открытой экономике………………………………………………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                            3

                                                     ВВЕДЕНИЕ

         Макроэкономическое равновесие – проблема для каждого государства. Причем это абсолютно зависит от того, какая экономическая система в стране: рынок или государственное регулирование. В любом случае без равновесия в стране нет стабильности и в других сферах: политической, экономической, общественной и т.д. Проблемой макроэкономического равновесия начали заниматься еще в XIX в.

     В современной экономической науке  существует два теоретических подхода  к характеристике равновесия между  совокупным спросом и совокупным предложением. Первый был изложен  представителями классической политической экономии в первой половине XIX в. и  развит их последователями — экономистами-неоклассиками  во второй половине XIX — первых десятилетиях XX в.

     Первым  и наиболее серьезным испытанием классической теории макроэкономического  равновесия стал мировой экономический  кризис 1929 —1933 гг., называемый обычно в  исторической литературе Великой депрессией. Первым человеком, сумевшим яснее других рассмотреть и описать новый  облик экономики, выявить закономерности ее функционирования и предложить рецепты  для вывода ее из кризиса, стал английский экономист Дж. Кейнс — самая  яркая и значимая фигура в истории  экономической мысли XX в. Его знаменитая книга "Общая теория занятости, процента и денег", вышедшая в 1936 г., произвела  подлинный переворот в экономическом  мышлении.

     Целью курсовой работы является отражение  различных подходов к установлению макроэкономического равновесия и, непосредственно,  исследование вопросов макроэкономической политика в открытой экономике

     Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- отразить  сущность макроэкономического равновесия

                                                                                                                            4

- отразить  сущность макроэкономического равновесия  в открытой экономике и проанализировать  IS-LM-BP модель  

 

                                                                                                                                                         5

1. Макроэкономическая  политика в открытой  экономике: цели  и инструменты

     Макроэкономическая  политика – экономическая политика государства, направленная на решение  основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем  национальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи, такие как:

  • cнижение уровня безработицы и инфляции;
  • eвеличение ВВП;
  • выплата по внешнему долгу и др.

     Субъектами  экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных  интересов.

     Носители  хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга  по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при  аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева  предприятий, фермеры и земельные  собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные  служащие и т.п. У каждой из этих групп  есть свои интересы, обусловленные  их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к  тому или иному региону, виду деятельности.

     Носители  экономических интересов объединены в развитых странах рыночного  хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы  предпринимателей, фермеров, различных  торговцев, студентов, маклеров и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают  миллионы членов (профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и  совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических  лиц, заинтересованных в 

                                                                                                                       6

     приватизации  конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения  являются выразителями хозяйственных  интересов [7, с. 35].

     Самые могущественные выразители хозяйственных  интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные  концепции социально-экономической  политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную  экономическую политику. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому  и территориальному признаку, все  местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в  международные, региональные и мировые  объединения.

     Выразителями  социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов  являются политические партии, которые  часто действуют под знаменем общенациональных интересов.

     Проводить в жизнь программу государственной  экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации  частных экономических интересов  в государственной экономической  политике.

     Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все  более независимыми становятся исполнительные органы.

     Объекты государственного регулирования экономики.

     Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а  также ситуации, явления и условия  социально-

                                                                                                                        7

     экономической жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности.

  • Основные объекты государственного регулирования экономики - это:
  • экономический цикл;
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платежный баланс;
  • цены
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей)
  • внешнеэкономические связи.

     Очевидно, перечисляемые объекты могут  носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные  отрасли, территориальные комплексы  и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения  между профсоюзами и объединениями  предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

     Рассмотрим  важнейшие из них.

     Суть  государственной антициклической  политики, или регулирования хозяйственной  конъюнктуры, состоит в том, чтобы  во время кризисов и депрессии  стимулировать спрос на товары и  услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются  дополнительные финансовые льготы, увеличиваются  государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного  подъема в экономике страны могут  возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта 

                                                                                                                        8

     и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования  экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы  по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов  и, таким образом, уменьшить глубину  и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и  занятости в будущем.

     Важнейшим объектом государственного регулирования  экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация  прибыли всегда служат главной целью  хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная  экономическая политика поощрения  накопления в первую очередь соответствует  экономическим интересам субъектам  хозяйства. Одновременно государственное  регулирование накопления опосредованно  служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности  в разное время всем инвесторам или  их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру [8, с. 200].

     Регулирование занятости - это поддержание нормального  с точки зрения рыночной экономики  соотношения между спросом и  предложением рабочей силы. Соотношение  это должно удовлетворять потребность  экономики в квалифицированных  и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них  достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом  и предложением не должно вести к  чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии  безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту  расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

                                                                                                                         9

     Постоянным  объектом внимания государственных  регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования  денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность  для экономики. Регулирование денежного  обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Информация о работе Макроэкономическая политика в открытой экономике