Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:39, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить данной темы;
2. Сказать об актуальности проблемы;
3. Изложить возможности решения данной тематики;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Макроэкономическая политика государства…………………..5
1.1 Обоснование необходимости макроэкономической политики
1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели……………6
1.3 Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Виды и инструменты макроэкономической политики…………………………………………………………………………6
ГЛАВА 2. Основные направления макроэкономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………15
2.1 Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, средства………………………………………………………………………....15
2.2 Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь..............................................................................................................23
2.3 Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………30
• стабилизация
социальной сферы;
• сокращение
неэффективных бюджетных
• активное
использование программно-
• сокращение дефицита торгового баланса на основе развития механизма защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных товаропроизводителей посредством реализации программ импортозамещения, наращивания экспорта продукции из местных ресурсов, национальной программы развития экспорта.
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси
Основной целевой установкой макроэкономической политики на долгосрочную перспективу является поддержание высоких темпов роста основного макроэкономического показателя - валового внутреннего продукта (ВВП).
Обеспечение высоких темпов роста ВВП - это экономическая основа обеспечения главной цели воспроизводства - повышения благосостояния населения Беларуси. Для эффективного достижения названной цели важно видеть средства и механизмы, способные обеспечить ее реализацию. Опыт новейшей истории Беларуси показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в экономику, использовании методов административного принуждения производителей, а также применении ресурсов по заниженным ценам (рабочая сила, энергоносители и др.), становятся все более ограниченными по своим возможностям.
С учетом этого в последнее время идет процесс постепенного уменьшения эмиссионной поддержки экономики, направленный на финансовую стабилизацию, снижение темпов девальвации и инфляции, придание нового качества экономическому росту, основанного на финансовых стимулах производства, в условиях ужесточения бюджетных ограничений [10].
Представление о том, что
либерализация быстро приведет к
созданию нормальных рыночных отношений,
оказалось глубоко ошибочным. В
стране отсутствовали рыночные формальные
и неформальные институты. В решении
проблем формирования и функционирования
институтов рыночного типа главная
роль отводится государству. Стратегическая
цель государства в переходный период
- содействие системному формированию
новых экономических отношений,
что предполагает поддержку частного
предпринимательства, организацию
преобразования государственных предприятий
и собственности, разработку и контроль
соблюдения «правил игры» на рынках
и многое другое. Фактически государство
должно создавать условия дальнейшей
либерализации и
К числу важнейших функций
государства по регулированию социально-
экономических процессов
Значительные споры в
экономической литературе вызвала
проблема роли государства в отраслевых
структурных сдвигах и
Не отрицая в целом
позитивную и активную роль государства
в условиях рынка и особенно в
период движения к нему, следует
отметить неэффективность тех функций,
которые оно выполняет сегодня
с использованием административных
рычагов оперативного вмешательства
в текущую деятельность предприятий.
Возврат к прямым административным
методам государственного регулирования
экономики в условиях неразвитости
(скорее отсутствия) институциональной
среды рыночного типа и наступающего
глубокого социально-
В связи с этим первостепенной
задачей является формирование системно
полной законодательно правовой базы,
регулирующей экономические отношения
рыночного типа и проведение административной
реформы, максимально исключающей
оперативные исполнительно-
Для достижения высоких темпов
роста производства и доходов
населения принципиальным элементом
макроэкономической политики является
ее ориентация на развитие предприятий
с высокой добавленной
Обеспечить высокие темпы
роста ВВП в долгосрочной перспективе
способны адекватные налогово-бюджетная,
кредитно-денежная, валютная и ценовая
политики, которые должны содействовать
финансовому оздоровлению предприятий
реального сектора экономики, создавать
нормальный деловой и инвестиционный
климат в стране, а также благоприятные
стимулирующие условия
Политику обменного курса
в этот период необходимо ориентировать,
во-первых, на поддерживание баланса
спроса и предложения валюты; во-вторых,
на достаточное стимулирование экспорта;
в-третьих, на защиту отечественных
товаропроизводителей от конкурирующего
импорта при поддержании
С учетом более высоких темпов роста ВВП в Беларуси по сравнению с мировыми, а также ожидаемого значительного повышения цен на неторгуемые товары и услуги в ближайшие годы уровень девальвации может быть ниже темпов инфляции на 3-5 процентных пунктов, что означает укрепление реального курса белорусского рубля. В целом к 2015 г. целесообразно выйти на официальный (он же рыночный) обменный курс, составляющий 50-60% паритета покупательской способности (в настоящее время - менее 20%). Расширение денежной массы должно осуществляться с учетом названных инфляционно-девальвационных процессов, а также исходя из предложения сокращения скорости обращения денег в условиях снижения ожиданий и сохранения положительных процентных ставок по рублевым активам. Это равносильно росту коэффициента монетаризации экономики. Финансовому оздоровлению экономики, созданию условий для воспроизводства и эффективного перелива капитала в значительной мере должно способствовать продолжение либерализации цен. Уже сегодня на рынке большинства товаров и услуг сложилась ситуация равновесия, когда рост цены ограничен спросом и нет диктата какого либо монопольного производителя. Это состояние экономики особенно проявилось с приходом на белорусский рынок конкурирующих товаров из-за рубежа, в первую очередь из России. Актуален вопрос об установлении окупаемых цен на неторгуемые товары и услуги, прежде всего на жилищно- коммунальные услуги и пассажирский транспорт. Тарифы на названные услуги должны быть установлены в среднесрочной перспективе на уровне, обеспечивающем стопроцентное покрытие из затрат за счет оплаты населением. При этом заработная плата и доходы населения должны иметь соответствующую динамику роста, а в указанных сферах необходимо создание рыночного механизма, стимулирующего снижение себестоимости услуг.
Главным результатом реализации основных направлений социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2011 г. Станет существенное преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с элементами старых форм и структур управления в эффективно функционирующую социально ориентированную рыночную экономику, призванную в перспективе стать материальной базой нового постиндустриального общества. Достижение параметров основных направлений позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста и на этой основе существенно повысить уровень жизни населения, улучшить демографическую и экологическую ситуацию в стране, повысить уровень комплексного развития производительных сил ее регионов.
Заключение
Характерной чертой экономической
политики Беларуси в середине 90-х
было сочетание жесткого стабилизационного
курса в денежно-кредитной
На современном этапе
Беларусь ¾ одно из экономически развитых
государств СНГ. В ее экономике доля
промышленности составляет около 1/3 объема
национального продукта. Наибольшее
развитие получили такие отрасли
промышленности как автомобилестроение,
тракторостроение и сельскохозяйственное
машиностроение, станкостроение и производство
подшипников, электротехническая промышленность,
добыча и переработка нефти, производство
синтетических волокон, минеральных
удобрений, фармацевтическая промышленность,
производство строительных материалов,
легкая и пищевая промышленности.
Характерной чертой национальной индустрии
является производство готовой продукции,
большая часть которой
Государственная политика Республики
Беларусь в области внешней торговли
и осуществляемые государством практические
меры позволяют хозяйствующим
Государственную внешнеэкономическую политику в Республике осуществляет Министерство внешних экономических связей. Кроме того, при Администрации Президента Республики Беларусь создан специальный комитет по контролю над внешнеторговыми сделками.
В настоящее время Республика Беларусь установила дипломатические отношения со 154 государствами.
Сформирована дипломатическая
инфраструктура за рубежом: сегодня
Беларусь представляет 52 дипломатических
представительства в 45 странах мира;
в том числе 43 посольства, 2 постоянных
представительства при
В Беларуси функционируют 35 посольств, 17 консульских учреждений иностранных государств, 12 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитован 81 посол иностранных государств.
Отношения Республики Беларусь с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе Конституции Республики Беларусь, Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», иного законодательства Республики Беларусь, а также общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципов суверенного равенства государств, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств, принятых Республикой Беларусь, а также недискриминации и взаимности..
Основными товарными позициями белорусского экспорта в страны вне СНГ были нефтепродукты, калийные удобрения, продукты питания, тракторы, грузовые автомобили, лесоматериалы, шины, продукция химической и легкой промышленности.
Основными торговыми
партнерами являются
В страны Азии Беларусь поставляет, в основном, калийные удобрения, соединения гетероциклические, жгуты синтетических нитей, грузовые автомобили, металлопродукцию и др.
Перспективной во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является работа по следующим направлениям.
• Активное расширение внешнеторговых отношений со всеми странами мира (особенно Азии, Латинской Америки и Африки) при сохранении завоеванных рынков.