Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов в различных экономических системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:39, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить данной темы;
2. Сказать об актуальности проблемы;
3. Изложить возможности решения данной тематики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Макроэкономическая политика государства…………………..5
1.1 Обоснование необходимости макроэкономической политики
1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели……………6
1.3 Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Виды и инструменты макроэкономической политики…………………………………………………………………………6
ГЛАВА 2. Основные направления макроэкономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………15
2.1 Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, средства………………………………………………………………………....15
2.2 Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь..............................................................................................................23
2.3 Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!docx.docx

— 68.97 Кб (Скачать)

     • стабилизация  социальной сферы; осуществление  комплекса неотложных мер по  повышению уровня доходов, прежде  всего за счет роста заработной  платы, а также всех видов  социальных выплат;

     • сокращение  неэффективных бюджетных расходов; осуществление государственных  закупок и распределение бюджетных  средств преимущественно на  основе  проведения тендеров и аукционов;

     • активное  использование программно-целевого  принципа в решении народнохозяйственных  задач;

• сокращение дефицита торгового  баланса на основе развития механизма  защиты внутреннего рынка и поддержки  отечественных  товаропроизводителей посредством реализации программ импортозамещения, наращивания экспорта продукции  из местных ресурсов, национальной программы  развития экспорта.

2.3. Макроэкономические  факторы экономического роста  в Беларуси

Основной целевой установкой макроэкономической политики на долгосрочную перспективу является поддержание  высоких темпов роста основного  макроэкономического показателя - валового внутреннего продукта (ВВП).

Обеспечение высоких темпов роста ВВП - это экономическая  основа обеспечения главной цели воспроизводства - повышения благосостояния населения Беларуси. Для эффективного достижения названной цели важно  видеть средства и механизмы, способные обеспечить ее реализацию. Опыт новейшей истории Беларуси показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в экономику, использовании методов административного принуждения производителей, а также применении ресурсов по заниженным ценам (рабочая сила, энергоносители и др.), становятся все более ограниченными по своим возможностям.

С учетом этого в последнее  время идет процесс постепенного уменьшения эмиссионной поддержки  экономики, направленный на финансовую стабилизацию, снижение темпов девальвации  и инфляции, придание нового качества экономическому росту, основанного  на финансовых стимулах производства, в условиях ужесточения бюджетных ограничений [10].

Представление о том, что  либерализация быстро приведет к  созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. В  стране отсутствовали рыночные формальные и неформальные институты. В решении  проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа главная  роль отводится государству. Стратегическая цель государства в переходный период - содействие системному формированию новых экономических отношений, что предполагает поддержку частного предпринимательства, организацию  преобразования государственных предприятий  и собственности, разработку и контроль соблюдения «правил игры» на рынках и многое другое. Фактически государство  должно создавать условия дальнейшей либерализации и дебюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров для организации и ведения бизнеса. Иными словами, государство призвано формировать условия для уменьшения собственного прямого административного вмешательства в экономику, для раскрепощения предпринимательской личности, а не для чрезмерной опеки, порождающей необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство обязано жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на рынках.

К числу важнейших функций  государства по регулированию социально- экономических процессов следует  отнести: создание благоприятных макроэкономических предпосылок и условий для  хозяйственной деятельности (сбалансированность бюджета, низкая инфляция, устойчивость национальной валюты и др.); обеспечение  социальной стабильности и защиты населения; формирование условий инвестиционной деятельности; поддержку инновационной  сферы и научных исследований; обеспечение экономической безопасности и укрепление обороноспособности страны; контроль за рациональным природопользованием  и охраной окружающей среды.

Значительные споры в  экономической литературе вызвала  проблема роли государства в отраслевых структурных сдвигах и использования  для этого определенных мер государственной  поддержки отдельных отраслей и  производств. Сегодня даже достаточно либеральные экономисты считают необходимым участие государства в регулировании структурных процессов, хотя и ограниченными рыночными методами. Позиция экономистов -сторонников активной роли государства сводится к необходимости защиты и обеспечения развития экономики в целом, а не соблюдения локальных интересов и ориентации на конъюнктурные изменения.

Не отрицая в целом  позитивную и активную роль государства  в условиях рынка и особенно в  период движения к нему, следует  отметить неэффективность тех функций, которые оно выполняет сегодня  с использованием административных рычагов оперативного вмешательства  в текущую деятельность предприятий. Возврат к прямым административным методам государственного регулирования  экономики в условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной  среды рыночного типа и наступающего глубокого социально-экономического кризиса был оправдан. Однако сегодня  такая система управления является значительным тормозом социально-экономического развития, поскольку не позволяет  использовать в полном объеме предпринимательскую  энергию. Более того, в условиях отсутствия механизма ответственности и  контроля за деятельностью чиновников создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с позиции  и в интересах страны в целом, а в угрозу индивидуальным и групповым корыстным намерениям. Последнее во многом обусловлено низкой заработной платой работников органов управления, что одновременно стимулирует отток наиболее квалифицированных кадров в коммерческую сферу и предопределяет в целом недостаточную компетентность и подготовленность кадров государственного аппарата управления к системным преобразованиям и системному регулированию экономики.

В связи с этим первостепенной задачей является формирование системно полной законодательно правовой базы, регулирующей экономические отношения  рыночного типа и проведение административной реформы, максимально исключающей  оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления и сосредоточивающей их на преимущественно  политических и регулятивных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. Главной задачей  государства поэтому является создание институциональных основ эволюции на базе развития и поддержки предпринимательства, реформирования отношений собственности, реструктуризации предприятий, улучшения налоговой системы, формирования фондового рынка и др.

Для достижения высоких темпов роста производства и доходов  населения принципиальным элементом  макроэкономической политики является ее ориентация на развитие предприятий  с высокой добавленной стоимостью, которая характерна для наукоемких, высокотехнологичных, финишных производств. Наоборот, в добывающих отраслях, с малым количеством переделов, добавленная стоимость не столь значительна.

Обеспечить высокие темпы  роста ВВП в долгосрочной перспективе  способны адекватные налогово-бюджетная, кредитно-денежная, валютная и ценовая  политики, которые должны содействовать  финансовому оздоровлению предприятий  реального сектора экономики, создавать  нормальный деловой и инвестиционный климат в стране, а также благоприятные  стимулирующие условия ускорения  воспроизводственных процессов.

Политику обменного курса  в этот период необходимо ориентиро­вать, во-первых, на поддерживание баланса  спроса и предложения валюты; во-вторых, на достаточное стимулирование экспорта; в-третьих, на защиту отечественных  товаропроизводителей от конкурирующего импорта при поддержании приемлемых цен на непроизводимые в стране товары; в-четвертых, на создание достаточных  золотовалютных резервов; в-пятых, на эффективную  сбалансированность текущего и финансового  счетов платежного баланса.

С учетом более высоких  темпов роста ВВП в Беларуси по сравнению с мировыми, а также  ожидаемого значительного повышения  цен на неторгуемые товары и услуги в ближайшие годы уровень девальвации  может быть ниже темпов инфляции на 3-5 процентных пунктов, что означает укрепление реального курса белорусского рубля. В целом к 2015 г. целесообразно  выйти на официальный (он же рыночный) обменный курс, составляющий 50-60% паритета покупательской способности (в настоящее  время - менее 20%). Расширение денежной массы должно осуществляться с учетом на­званных инфляционно-девальвационных  процессов, а также исходя из предложения  сокращения скорости обращения денег в условиях снижения ожиданий и сохранения положительных процентных ставок по рублевым активам. Это равносильно росту коэффициента монетаризации экономики. Финансовому оздоровлению экономики, созданию условий для воспроизводства и эффективного перелива капитала в значительной мере должно способствовать продолжение либерализации цен. Уже сегодня на рынке большинства товаров и услуг сложилась ситуация равновесия, когда рост цены ограничен спросом и нет диктата какого либо монопольного производителя. Это состояние экономики особенно проявилось с приходом на белорусский рынок конкурирующих товаров из-за рубежа, в первую очередь из России. Актуален вопрос об установлении окупаемых цен на неторгуемые товары и услуги, прежде всего на жилищно- коммунальные услуги и пассажирский транспорт. Тарифы на названные услуги должны быть установлены в среднесрочной перспективе на уровне, обеспечивающем стопроцентное покрытие из затрат за счет оплаты населением. При этом заработная плата и доходы населения должны иметь соответствующую динамику роста, а в указанных сферах необходимо создание рыночного механизма, стимулирующего снижение себестоимости услуг.

Главным результатом реализации основных направлений социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2011 г. Станет существенное преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с  элементами старых форм и структур управления в эффективно функционирующую социально ориентированную рыночную экономику, призванную в перспективе стать материальной базой нового постиндустриального общества. Достижение параметров основных направлений позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста и на этой основе существенно повысить уровень жизни населения, улучшить демографическую и экологическую ситуацию в стране, повысить уровень комплексного развития производительных сил ее регионов.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Характерной чертой экономической  политики Беларуси в середине 90-х  было сочетание жесткого стабилизационного  курса в денежно-кредитной сфере  с медленными темпами рыночных преобразований в других областях. В Беларуси, в  отличие от России и ряда других стран СНГ, не ставилась задача создания широкого слоя собственников. В промышленности предполагалась эволюционная структурная  перестройка, а изменение отношений  собственности было отодвинуто на второй план.

На современном этапе  Беларусь ¾ одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли  промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных  удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии  является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.

Государственная политика Республики Беларусь в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам  всех форм собственности, в том числе  иностранным, работать в любой, не запрещенной  законом и не наносящей ущерб  экономике, сфере предпринимательской  деятельности.

Государственную внешнеэкономическую  политику в Республике осуществляет Министерство внешних экономических  связей. Кроме того, при Администрации  Президента Республики Беларусь создан специальный комитет по контролю над внешнеторговыми сделками.

В настоящее время Республика Беларусь установила дипломатические  отношения со 154 государствами.

Сформирована дипломатическая  инфраструктура за рубежом: сегодня  Беларусь представляет 52 дипломатических  представительства в 45 странах мира; в том числе 43 посольства, 2 постоянных представительства при международных  организациях и 7 генеральных консульств. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь (10 - в регионах Российской Федерации, одно отделение в г.Бонне, Германия, и одно отделение в г. Алматы, Казахстан).

В Беларуси функционируют 35 посольств, 17 консульских учреждений иностранных государств, 12 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитован 81 посол иностранных государств.

Отношения Республики  Беларусь  с  иностранными  государствами  в области внешнеторговой  деятельности строятся на основе Конституции Республики Беларусь, Закона «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»,   иного   законодательства   Республики  Беларусь,  а  также  общепризнанных  принципов и норм международного права,  в  том  числе  принципов суверенного  равенства  государств,  мирного  разрешения  международных  споров, невмешательства  во  внутренние  дела  друг  друга,  добросовестного  выполнения международных    обязательств,    принятых   Республикой   Беларусь,   а   также недискриминации и  взаимности..

Основными товарными позициями  белорусского экспорта в страны вне  СНГ были нефтепродукты, калийные удобрения, продукты питания, тракторы, грузовые автомобили, лесоматериалы, шины, продукция  химической и легкой промышленности.

 Основными торговыми  партнерами являются Нидерланды, Германия, Польша, Великобритания, Италия, Литва, Латвия, Швеция, Франция. Из  Республики Беларусь в страны  Европы поставляются нефтепродукты,  калийные удобрения, казеин, тракторы, стекловолокно, синтетические нити, готовая одежда, лесоматериалы, микроскопы, медицинские приборы, мебель, металлопродукция, строительные материалы и др.

В страны Азии Беларусь поставляет, в основном, калийные удобрения, соединения гетероциклические, жгуты синтетических  нитей, грузовые автомобили, металлопродукцию и др.

Перспективной во внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь является работа по следующим направлениям.

•  Активное расширение внешнеторговых отношений со всеми странами мира (особенно Азии, Латинской Америки  и Африки) при сохранении завоеванных  рынков.

Информация о работе Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов в различных экономических системах