Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов в различных экономических системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:39, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить данной темы;
2. Сказать об актуальности проблемы;
3. Изложить возможности решения данной тематики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Макроэкономическая политика государства…………………..5
1.1 Обоснование необходимости макроэкономической политики
1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели……………6
1.3 Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Виды и инструменты макроэкономической политики…………………………………………………………………………6
ГЛАВА 2. Основные направления макроэкономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………15
2.1 Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, средства………………………………………………………………………....15
2.2 Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь..............................................................................................................23
2.3 Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!docx.docx

— 68.97 Кб (Скачать)

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является  накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая  политика поощрения накопления в  первую очередь соответствует экономическим  интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование  накопления опосредованно служит и  другим объектам государственного регулирования  экономики. Создавая дополнительные стимулы  и возможности в разное время  всем инвесторам или их отдельным  группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

     Регулирование  занятости - это поддержание нормального  с точки зрения рыночной экономики  соотношения между спросом и  предложением рабочей силы. Соотношение  это должно удовлетворять потребность  экономики в квалифицированных  и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит  для них достаточной мотивацией  к труду. Однако соотношение  между спросом и предложением  не должно вести к чрезмерному  росту заработной платы, который  может негативно  отразиться  на национальной конкурентоспособности.  Нежелательно и резкое снижение  занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов  является  денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного  обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения  опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

     Состояние  платежного баланса является  объективным показателем экономического  здоровья страны. Во всех странах  с рыночным хозяйством государство  постоянно осуществляет оперативное  и стратегическое регулирование  платежного баланса путем воздействия  на экспорт и импорт, движение  капитала, повышение и понижение  курсов национальных валют, торгово-договорной  политики и участия в международной  экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура  цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия  капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и  на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в  развитии научных исследований и  внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных  знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования  экономики различаются в зависимости  от уровня решаемых ими задач.

     Генеральной  целью государственного регулирования  экономики является экономическая  и социальная стабильность и  укрепление существующего строя  внутри страны и за рубежом,  адаптация к его изменяющимся  условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без  осуществления которых генеральная  цель не может быть достигнута. [8] Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла – направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды – на окружающую среду и т.п. Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и , во- вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может  оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости  от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования  экономики и от установленной  правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов  целей. Любая из вышеназванных целей  может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей.

     Средства государственного  регулирования подразделяются на  административные и экономические.

     Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе  государственной власти и включают  в себя меры запрета, разрешения  и принуждения.

     Экономические  средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики.

Основные экономические  средства - это:

1)  регулирование учетной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая  центральным банком);

2)   установление и  изменение размеров минимальных  резервов, которые финансовые институты  страны обязаны хранить в центральном  банке;

3 операции государственных  учреждений на рынке ценных  бумаг, такие как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и  погашение. Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется  средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой  план государственных расходов  и источников доходов их финансового  покрытия. Проект бюджета ежегодно  обсуждается  и принимается  законодательным органом - парламентом  страны, штата или муниципалитетным  собранием. По завершении финансового  года полномочные представители  исполнительной власти отчитываются  о своей деятельности по мобилизации  доходов и осуществлению расходов  в соответствие с принятыми  в предыдущем году законом  о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп  носителей различных социально-экономических  интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью  бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых  сумм; во- вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности  использования каждой единицы расходуемых  средств.

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование  при помощи налогов зависит в  решающей степени от выбора налоговой  системы, а также от видов и  размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном  регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных  органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления  средств, а создать тонко настраиваемый  механизм воздействия на хозяйственное  поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые  налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов. Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени  в  государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном  регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным и местным государственным  органам. Государственный сектор существовал  во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы  государственного регулирования экономики  государство строило, выкупало у  частных собственников хозяйственные  объекты, главным образом в сфере  инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики  страны, но не всегда выгодно с точки  зрения частного капитала. В одних  странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в  других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные  объекты (в США, Швеции, Японии). В  первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве  выше, чем во второй.

Значительная  часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве  своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия  в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования  экономики, имеющими внутриэкономическую  направленность, существует арсенал  средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия  на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние  на внешнеэкономические связи: изменение  учетной ставки, налогообложения, новые  льготы и субсидии на инвестиции в  основной капитал и др.

Однако имеются и специальные  инструменты непосредственного  воздействия на хозяйственные связи  с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней  торговле; меры по привлечению или  ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение  условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной  рабочей силы, участие в международных  экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной  экономической политики могут употребляться  в различных целях, в различных  сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей  будет меняться место того или  иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования  экономики в конкретный период. Высшей формой государственного регулирования  экономики является  государственное  экономическое программирование. [9] Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

2.2. Цели и приоритеты  социально-экономического развития  Республики Беларусь

     В качестве  ключевых направлений деятельности  по активизации социально-экономического  развития страны в будущем  году определены:

     • сдерживание  инфляции, в первую очередь за  счет проведения достаточно жесткой  денежно-кредитной политики; совершенствование  валютного регулирования в направлении перехода к единому обменному курсу, восстановления валютных резервов страны; реализация принятых в Концепции ценообразования Республики Беларусь основных принципов и механизмов совершенствования и эффективного функционирования системы ценообразования во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной политикой и политикой доходов населения;

     • обеспечение  финансового оздоровления экономики,  урегулирование на этой основе  неплатежей, пополнение оборотных  средств; сокращение бартера и  кредиторско-дебиторской задолженности,  усиление сти­мулирующих мер  в области ресурсосбережения,  поэтапное сокращение перекрестного  субсидирования;

     • формирование  условий для развития экономически  эффективных производств  и  на этой основе повышение конкурентоспособности  белорусской экономики;

• обеспечение инвестиционной активности в реальном секторе экономики  и преодоление тенденции роста  износа активной части основных фондов; развитие инвестиционной инфраструктуры; увеличение в структуре денежной массы долгосрочных компонент; формирование предпосылок для возобновления  внешнего финансирования и привлечения  прямых иностранных инвестиций; улучшение  отраслевой и технологической структуры  капитальных вложений, сокращение незавершенного строительства;

Информация о работе Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов в различных экономических системах