Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:39, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить данной темы;
2. Сказать об актуальности проблемы;
3. Изложить возможности решения данной тематики;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Макроэкономическая политика государства…………………..5
1.1 Обоснование необходимости макроэкономической политики
1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели……………6
1.3 Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Виды и инструменты макроэкономической политики…………………………………………………………………………6
ГЛАВА 2. Основные направления макроэкономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………15
2.1 Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, средства………………………………………………………………………....15
2.2 Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь..............................................................................................................23
2.3 Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………30
Важнейшим объектом государственного
регулирования экономики
Регулирование
занятости - это поддержание нормального
с точки зрения рыночной
Постоянным объектом внимания
государственных регулирующих органов
является денежное обращение. Основная
направленность регулирования денежного
обращения - борьба с инфляцией, представляющей
серьезную опасность для
Состояние
платежного баланса является
объективным показателем
Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты государственного регулирования
экономики различаются в
Генеральной
целью государственного
От этой генеральной цели
распространяется дерево так называемых
опосредующих конкретных целей, без
осуществления которых
Перечисленные цели частично
перекрывают друг друга, одна может
оказаться временно более важной
и подчинить себе другие в зависимости
от реальной хозяйственной и социальной
ситуации, уровня осознания этой ситуации
субъектами государственного регулирования
экономики и от установленной
правительственными органами на данный
отрезок времени системы
Средства государственного
регулирования подразделяются
Административные
средства не связаны с
Экономические
средства государственного
Основные экономические средства - это:
1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
2) установление и
изменение размеров
3 операции государственных
учреждений на рынке ценных
бумаг, такие как эмиссия
Государственный бюджет всегда
представляет собой компромисс, отражающий
соотношение сил основных групп
носителей различных социально-
Действенность государственного
регулирования экономики с
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Налоги в государственном
регулировании экономики играют
двоякую роль: с одной стороны,
это главный источник финансирования
государственных расходов, материальная
основа бюджетной политики, с другой
стороны, это инструмент регулирования.
Задача государственных бюджетных
органов - не просто обложить налогами
те или иные источники поступления
средств, а создать тонко настраиваемый
механизм воздействия на хозяйственное
поведение юридических и
Государственный сектор представляет
собой комплекс хозяйственных объектов,
целиком или частично принадлежащих
центральным и местным
Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Однако имеются и специальные
инструменты непосредственного
воздействия на хозяйственные связи
с заграницей. Это, в первую очередь,
меры стимулирования экспорта товаров,
услуг, капиталов, научно-технического
и административного опыта: кредитование
экспорта, гарантирование экспортных
кредитов и инвестиций за рубежом, введение
или отмена количественных ограничений,
изменение пошлины во внешней
торговле; меры по привлечению или
ограничению доступа
Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период. Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. [9] Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.
2.2. Цели и приоритеты
социально-экономического
В качестве
ключевых направлений
• сдерживание
инфляции, в первую очередь за
счет проведения достаточно
• обеспечение
финансового оздоровления
• формирование
условий для развития
• обеспечение инвестиционной активности в реальном секторе экономики и преодоление тенденции роста износа активной части основных фондов; развитие инвестиционной инфраструктуры; увеличение в структуре денежной массы долгосрочных компонент; формирование предпосылок для возобновления внешнего финансирования и привлечения прямых иностранных инвестиций; улучшение отраслевой и технологической структуры капитальных вложений, сокращение незавершенного строительства;