Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:39, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить данной темы;
2. Сказать об актуальности проблемы;
3. Изложить возможности решения данной тематики;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Макроэкономическая политика государства…………………..5
1.1 Обоснование необходимости макроэкономической политики
1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели……………6
1.3 Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Виды и инструменты макроэкономической политики…………………………………………………………………………6
ГЛАВА 2. Основные направления макроэкономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………15
2.1 Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, средства………………………………………………………………………....15
2.2 Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь..............................................................................................................23
2.3 Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………30
Экономика, конкурентоспособная
на мировом уровне. Россия укрепит
свое лидерство в интеграционных
процессах на евразийском пространстве,
постепенно становясь одним из глобальных
центров мирохозяйственных
Институты экономической
свободы и справедливости. Будет
обеспечена гарантированная реализация
конституционных прав граждан, включая
развитую систему демократических
институтов и создание эффективных
механизмов правоприменения. Политика
государства будет
Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.
Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.
Направления перехода к инновационному
социально-ориентированному типу экономического
развития. Особенность перехода к
инновационному социально ориентированному
типу экономического развития состоит
в том, что России предстоит одновременно
решать задачи и догоняющего, и опережающего
развития. В условиях глобальной конкуренции
и открытой экономики невозможно
достичь уровня развитых стран по
показателям благосостояния и эффективности,
не обеспечивая опережающее
Одна из проблем сложившейся
модели экономического роста заключается
в том, что увеличение доходов
населения, опережающее темпы роста
валового внутреннего продукта, сопровождается
усилением экономической
Поэтому переход от экспортно-сырьевой
к инновационной модели экономического
роста связан и с формированием
нового механизма социального
Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.
Первое направление - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Второе направление - создание высоко конкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.
Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).
Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.
Шестое направление - переход к новой модели пространственного развития российской экономики.
Глава 2. Основные направления макроэкономической политики в Республике Беларусь.
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, средства
В современных условиях государственное
регулирование экономики
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных
интересов - это социальные группы,
отличающиеся друг от друга
по ряду признаков:
Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.
Это первая линия связи
хозяйственных интересов с
Выразителями социально-
Исполнителями
хозяйственных интересов - субъектами
государственного
Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации государственной экономической политики, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов.
Это четвертая линия связи
между носителями экономических
интересов и государственным
регулированием экономики: носители (в
данном случае заинтересованные фирмы)
- выразители (союзы предпринимателей)
- советы при государственных
Обратная связь
между государственным
Во-первых, успех государственного
регулирования экономики
Во-вторых, успехи государственного
регулирования экономики
В-третьих, носители хозяйственных
интересов прямо и через свои
объединения поддерживают или не
поддерживают правительство. Потеря доверия
избирателей и объединений
Объекты государственного
регулирования экономики – это
сферы, отрасли, регионы, а
Основные объекты
· экономический цикл;
· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
· условия накопления капитала;
· занятость;
· денежное обращение;
· платежный баланс;
· цены
· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
· условия конкуренции;
· социальные отношения,
включая отношения между
· подготовка и переподготовка кадров;
· окружающая среда;
· внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые
объекты могут носить совершенно
различный характер, они охватывают
макроэкономические процессы - хозяйственный
цикл, накопление капитала в масштабах
страны, отдельные отрасли, территориальные
комплексы и даже отношения между
субъектами - условия конкуренции, отношения
между профсоюзами и
Рассмотрим важнейшие из них.
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. [7] Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем. Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.