Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов в различных экономических системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:39, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить данной темы;
2. Сказать об актуальности проблемы;
3. Изложить возможности решения данной тематики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Макроэкономическая политика государства…………………..5
1.1 Обоснование необходимости макроэкономической политики
1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели……………6
1.3 Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Виды и инструменты макроэкономической политики…………………………………………………………………………6
ГЛАВА 2. Основные направления макроэкономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………15
2.1 Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, средства………………………………………………………………………....15
2.2 Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь..............................................................................................................23
2.3 Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!docx.docx

— 68.97 Кб (Скачать)

Экономика, конкурентоспособная  на мировом уровне. Россия укрепит  свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая  сбалансированные многовекторные экономические  отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

Институты экономической  свободы и справедливости. Будет  обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая  развитую систему демократических  институтов и создание эффективных  механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована  на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы  государственного управления, поддержание  социальной справедливости.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого  к инновационному социально ориентированному типу развития.

Формирование инновационной  экономики означает превращение  интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения  ренты от использования природных  ресурсов, обусловленной высокой  мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.

Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития. Особенность перехода к  инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит  в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции  и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию  в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени  реализовать национальные конкурентные преимущества.

Одна из проблем сложившейся  модели экономического роста заключается  в том, что увеличение доходов  населения, опережающее темпы роста  валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.

Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием  нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.

Первое направление - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.

Второе направление - создание высоко конкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

Третье направление - структурная  диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.

Четвертое направление - закрепление  и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка  природных ресурсов).

Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических  позиций России, повышение эффективности  ее участия в мировом разделении труда.

Шестое направление - переход  к новой модели пространственного  развития российской экономики.

 

Глава 2. Основные направления макроэкономической политики в Республике Беларусь.

2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, средства

В современных условиях государственное  регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка  экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Для уяснения механизма государственного регулирования  экономики целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты (средства).

 Субъектами экономической  политики являются носители, выразители  и исполнители хозяйственных  интересов.

   Носители хозяйственных  интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга  по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности  при аналогичных доходах, по  профессиям, отраслевым и региональным  интересам. Это наемные рабочие  и хозяева предприятий, фермеры  и земельные собственники, мелкие  и крупные предприниматели, управляющие  и акционеры, государственные  служащие и т. п. У каждой  из этих групп есть свои  интересы, обусловленные их социально-экономическим  положением, а также принадлежностью  к тому или иному региону,  виду деятельности.

Представители этих групп  индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные  учреждения, ответственные за экономическую  и социальную политику.

Это первая линия связи  хозяйственных интересов с государственным  аппаратом, регулирующим хозяйство. Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т. п. Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии, которые часто действуют под  знаменем общенациональных интересов. Проводить в жизнь программу государственной экономической политики буду субъекты государственного экономического регулирования – исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

     Исполнителями  хозяйственных интересов - субъектами  государственного регулирования  экономики - являются органы трех  ветвей власти, построенные по  иерархическому принципу, а также  центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли  центральных органов власти среди  субъектов государственного экономического  регулирования, все более независимыми  становятся исполнительные органы.

Другая группа государственно-частных  органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному  образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с  сотрудниками правительственных органов  и экспертами представители самых  разных отраслей, банков, различных  фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации государственной экономической политики, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов.

Это четвертая линия связи  между носителями экономических  интересов и государственным  регулированием экономики: носители (в  данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка  интересов частного хозяйства с  интересами других социальных, профессиональных, общественных (например, экологических) групп.

     Обратная связь  между государственным регулированием  экономики и носителями хозяйственных  интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется  в темпах роста, улучшения структуры  хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся  точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные  выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных  интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия  избирателей и объединений хозяйственных  интересов к правящей партии или партиям – это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов. Итак, это была идеальная картина зависимости государственного регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой зависимости и обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в различных странах. Но механизм государственного регулирования экономики функционирует все-таки не по отклонениям, а по правилам.

     Объекты государственного  регулирования экономики – это  сферы, отрасли, регионы, а также  ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически  или разрешаемые в отдаленном  будущем, в то время как снятие  этих проблем настоятельно необходимо  для нормального функционирования  экономики и поддержания социальной  стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

·     экономический  цикл;

·     секторальная, отраслевая и региональная структура  хозяйства;

·     условия накопления капитала;

·     занятость;

·     денежное обращение;

·     платежный  баланс;

·     цены

·     НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

·     условия конкуренции;

·    социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также  социальное обеспечение;

·     подготовка и  переподготовка кадров;

·     окружающая среда;

·     внешнеэкономические  связи.

Очевидно, перечисляемые  объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный  цикл, накопление капитала в масштабах  страны, отдельные отрасли, территориальные  комплексы и даже отношения между  субъектами - условия конкуренции, отношения  между профсоюзами и объединениями  предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие  из них.

Суть государственной  антициклической политики, или регулирования  хозяйственной конъюнктуры, состоит  в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. [7] Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем. Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Информация о работе Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов в различных экономических системах