Лоббизм (на примере ОАО "Газпром")

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, рассмотрение особенностей лоббизма в России.

В связи с целью работы ставились и решались следующие задачи:
изучить понятия и виды лоббизма;
выделить основные методы лоббизма;
обратить внимание на инструменты лоббистской деятельности;

- на примере деятельности ОАО «Газпром» показать специфику
российского лоббизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1 Теоретические основы лоббизма как политического института

1.1 Понятие лоббизма……………………………………………………………4

1.2 Виды лоббизма……………………………………………………………….7

1.3Инструменты лоббистской деятельности…………………………………..9

2 Особенности лоббизма в России (ОАО «Газпром»)

2.1 Отличительные признаки лоббизма в современной России……………..15

2.2 Лоббизм ОАО «Газпром……………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………28

Список используемой литературы……………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

российские  агентства.13 Несмотря на противоречивую информацию о размере украинского долга перед Ашхабадом, заявление Сапармурата Ниязова явно было вызвано информационной «обработкой». Учитывая мощные позиции «Газпрома» в Ашхабаде, не исключено, что инцидент с неподтвержденным хищением российского газа стал дополнительным «подтверждением» предоставленной ему по определенным каналам информации. Следует учитывать, что ключевые маршруты экспорта туркменского газа проходят по территории Узбекистана и Казахстана, где ОАО «Газпром» имеет мощное лобби, способное оказать влияние на формирование окончательной цены на газ за счет  изменения транзитной  политики.

    В 2008 году правительственная комиссия по ТЭКу вынесла решение но Чаяндинкскому месторождению. Лицензию без конкурса получил «Газпром». В качестве компенсации холдинг заплатит государству 8-10 млрд. руб. В случае же проведения конкурса бюджет бы получил до 2 млрд. долларов. Это решение лоббировали глава Минпромэнерго Виктор Христенко, а также избранный президент Дмитрий Медведев.

    Реальная  добыча ископаемых начнется в Чаянде не раньше 2016 года, а по более реалистичным оценкам - далеко после 2020, Однако «Газпром» поспешил использовать лобби в правительстве, чтобы заполучить этот ресурс.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в июле 2007 года писал письма в правительство и просил прилить Чаянде и «Сахалину-3» статус объектов федерального значения. Такой статус означает их лицензирование без аукционов. В следующем письме он попросил правительство предоставить ОАО «Газпром» лицензии на право пользования недрами с целью поиска (геологического  изучения),  разведки и добычи  углеводородного сырья на  находящиеся   в   нераспределенном    фонде   недр   блоки   «Сахалин-3»    и Чаяндинское НГКМ.

     Чаяндинское месторождение входит в 30 крупнейших месторождений углеводородов России, Его запасы газа оцениваются более чем в 1 трлн. кубометров, а извлекаемые запасы нефти - в 42,5 млн. токи, В ноябре 2007 года оно было включено в перечень стратегических, что исключило самостоятельное участие и конкурсе на получение лицензии иностранных компаний.

    Эксперты, опрошенные «РБК-daly», полагают, что этот случай может стать прецедентом, и остальные стратегические месторождения могут перейти в собственность «Газпрома». С другой стороны, непонятно, почему концерн так стремился избежать аукциона. Вряд ли у «Газпрома» нашлись бы серьезные конкуренты.

    Стратегической  целью ОАО «Газпром» является создание энергетической компании - мирового лидера, обеспечение надежных поставок природного газа, а также других видов топлива и сырья на мировой и внутрений энергетические рынки, долгосрочный рост стоимости компании. Стратегия компании строится на следующих принципах:

    - повышение эффективности основной деятельности ;

       -диверсификация к расширение  деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты), в том числе за счет высокоэффективных проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью:

    - соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;

        -совершенствование       корпоративного      управления,      повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности.

Освоение  новых рентабельных источников добычи для удовлетворения спроса на газ в долгосрочной перспективе. Инвестиции в объекты добычи газа перспективных месторождений планируется осуществлять в соответствии        с        очередностью,        определяемое        экономической эффективностью. При этом будет проводиться оптимизация долгосрочного инвестиционного портфеля ОАО «Газпром» с учетом комплексного развития мощностей по добыче и связанных с ними мощностей по транспортировке, переработке и хранению газа.

    Необходимый уровень добычи газа до 2010 г, будет  обеспечиваться за счет вывода па проектную производительность Заполярного месторождения, а также Анерьяхинской и Харвутинской площадей Ямбургского месторождения, ввода в разработку сравнительно небольших и площадей и месторождений - сателлитов, находящихся я зоне месторождений-гигантов (Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Заполярное). В планах Газпрома освоение Южно-Русского месторождения, валанжинских залежей Заполярного и Песцового месторождений, ачимовский залежей Уренгойского месторождения, которые расположены вблизи действующей инфраструктуры, что предопределяет экономическую эффективность этих проектов.

    После 2010 г. предполагается освоение новых  стратегических районов газодобычи на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, акваториях Обской и Тазовской губ, на полуострове Ямал и шельфе арктических морей. Освоение месторождений в этих районах потребует значительных объемов инвестиий в связи с удаленностью от существующей системы магистральных газопроводов, необходимостью решения ряда сложнейших задач при сооружении скважин, газопромысловых объектов и прокладки газопроводов в зоне многолетнемерзлых почв, внедрения новых технологических решений и технологии, обеспечивающих сохранение окружающей среды в сложных природно-климатических условиях.

Газпром также стремится участвовать  в проектах по разведке, добыче, транспортировке и сбыту углеводородов в третьих странах в рамках стратегии «глобального присутствия» компании на мировом рынке нефти и газа, используя при этом как участие в конкурсах и аукционах, так и обмена активами.

    Вовлечение  в баланс поставок газа из стран  Центральной Азии. С целью минимизации инвестиционной нагрузки на ОАО «Газпром» и оптимизации потоков газа в рамках Единой системы газоснабжения России (ЕСГ), которая создавалась с расчетом в числе прочих и на центральноазиатские источники газа, проводится работа по включению газа стран Центральной Азии в ресурсный портфель ОАО «Газпром». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕИЕ

      В России лоббистские технологии не ииституализированны, а все кормы лоббистской деятельности - условны. Вопрос стоит не о полезности и преимуществах лоббизма, они очевидны. Вопрос в том, какая его модель утвердится в России. Олигархический лоббизм, продиктованный эгоистическим стремлением узкого круга людей подмять под себя все включая государственные институты? Или его цивилизованная модель, когда при условии эффективного государственного регулирования будут созданы относительно равные условия для представительства в органах власти отраслевых и разнообразных общественных интересов?

    Необходимо  отметить, что институализация того или иного вида политической практики, в том числе лоббизма, подразделяется на несколько уровней. Первый уровень (реляционный) - определяет ролевую структуру системы представительства интересов. Второй - регулятивным, указывающий допустимые рамки лоббистских действий и санкции, карающие выход за эти рамки. 'Третий уровень - культурный, т.е. внутреннее усвоение норм и правил участниками политического процесса. К сожалению, в России мы не наблюдаем ни один из трёх признаков институализяции лообизма.

      Отличительная особенность российского лоббизма - большой вес «внутренних лоббистов» (чиновник, занимающий важную государственную должность, отстаивающий интересы одной или нескольких отраслей или предприятий); что ведет к коррупции и решениям, не отвечающим интересам общества в целом. Это было показано на примере ОАО «Газпром».

      Рынок лоббистских услуг, в свою очередь, чутко реагирует на степень серьёзности проводимой Правительством антикоррупционной политики, Итак, основная проблема для лоббизма в России - отсутствие единой этической и правовом системы контроля за лоббистской деятельностью. Все лоббистские риски связаны опять-таки с этой проблемой.

      Проблемы  российского лоббизма - отражение проблем всей политической     системы     России.     Когда     центр     принятия  важнейших

государственных решений оказывается в руках правящей бюрократии, а реально    действующие    управленческие    структуры,    по    самой    логике функционирования  классической  бюрократической   машины,  находятся  в тени, - то существующие  группы  влияния  отходят от форм партийного представительства   (я   значит,   и   от  общественного   контроля),   в   сторону непубличных  практик   обрастания   ведомственными   связями.   Ключевыми механизмами  учета интересов всё чаще становится кулуарная  политика  и патрон-клиентные связи. В подобной системе неоспоримо доминирование бюрократии, а из ее партнеров наибольшие преимущества имеет крупный бизнес - при условии лояльности госаппарату  и регулярности контактов с ним.   И   так  как  вся   вертикаль   власти   замыкается   на  административных инстанциях, то возникающий вслед за этим безальтернативный механизм  реализации групповых интересов представляет существенное препятствие на пути становления в России практики  «белых» лоббистских технологий.

      Лоббизм представляет собой важный механизм принятия взвешанных государственных решений на основе согласования различием интересов. Необходимо в России превратить лоббизм в полноценный политический институт. Создание слоя профессиональных лоббистов не решит проблему. Одной из основных причин расцвета в современной России «теневого» лоббизма является специфика сложившегося в России политического режима. Среди его черт - отсутствие четкого понимания целей государственной политики. В условиях, когда нет целенапралвленной воли, отдельные части государственного механизма остаются как бы предоставленными сами себе и становится левкои добычей могущественных групп давления, к примеру, тех же самых олигархов.

      На  примере ОАО «Газпром» выяснили, что конфликты интересов  порождающие потребность в лоббировании, обычно возникают в тех отраслях экономики, где сильна регулирующая функция государства. В публичном пространстве подобные конфликты нередко принимают форму споров по поводу отдельных аспектов политического курса власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

  1. Белоусов  А.Б. Дискретная модель лоббистской  коммуникации. // Полис,2006,№4
  2. Вовк С. Брыль Р Парламентский лоббизм, // Инвест Газета, № 13, 30 марта - 5 апреля 2004.
  3. Гельман В .Я Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике /Полис,2003, № 4.
  4. Горчева А.Ю - Политический менеджмент: исторический опыт России МГУ 2002г.
  5. Жукова В.И ,Карпова А.В, Политический менеджмент  2004г.
  6. Кириллов Р. Авторитеты из России / РБК Daily со ссылкой на Ваггоn's. 
    16 сентября 2007 г.
  7. Толстых П.А, Лоббизм. Government Relations (GR) и Public Affairs (РА): 
    к истокам понятий. - М., 2007.
  8. Приходько С. Российскиий лоббизм: труднее поиски цивилизованной   модели. Москва  2006.
  9. Султанов Д. Лоббизм: как это делается в России. Москва 2007.
  10. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И, Матузова А.В.Меликс-М.:  «Юрист»,2005.
  11. Политический менеджмент. Учебное пособие Карпов А.В.,Жуков В.И. -М„ 2008.
  12. Пушкарева Г. В. Учетное пособие: Политический менеджмент, - М., 2008.
  13. www.gazprom.ru
  14. www.lobbizm.ru

Информация о работе Лоббизм (на примере ОАО "Газпром")