Лоббизм (на примере ОАО "Газпром")

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, рассмотрение особенностей лоббизма в России.

В связи с целью работы ставились и решались следующие задачи:
изучить понятия и виды лоббизма;
выделить основные методы лоббизма;
обратить внимание на инструменты лоббистской деятельности;

- на примере деятельности ОАО «Газпром» показать специфику
российского лоббизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1 Теоретические основы лоббизма как политического института

1.1 Понятие лоббизма……………………………………………………………4

1.2 Виды лоббизма……………………………………………………………….7

1.3Инструменты лоббистской деятельности…………………………………..9

2 Особенности лоббизма в России (ОАО «Газпром»)

2.1 Отличительные признаки лоббизма в современной России……………..15

2.2 Лоббизм ОАО «Газпром……………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………28

Список используемой литературы……………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

      Наиболее  действенные рычаги при этом - деньги, пресса, голоса из6ирателей переплавляемые во влияние.

      Лоббизм представляет собой одну из наиболее распространенных форм представительства интересов. При этом в общественном сознании и политическом дискусе доминирует исключительно негативное отношение к лоббизму, который зачастую воспринимается как синоним коррупции, В лекции раскрывайся понятие лоббизма как разновидности функционального представительства интересов, анализируются как негативные, так и позитивные стороны данного явления. Кроме того, значительное внимание уделяется истории и месту лоббизма в современной политической системе разлитых зарубежных стран, обобщается зарубежный опыт регулирования лоббистской деятельности. На основе проведенного анализа лучшей практики лоббизма и обзора современного состояния лоббизма в  России делаются выводы относительно необходимости и возможных форм регулирования    лоббизма.

    1.3. Инструменты лоббистской деятельности

Методы  лоббистской деятельности в политической сфере общества разнообразны. К наиболее распространенным относятся: взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических компаний; организация пропагандистских мероприятий; объединенное лоббирование; несколькими организациями; воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга; денежное вознаграждение; организация досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных сторон лоббизма является: склонность его участников к удовлетворению своекорыстных интересов, создание питательной среды для возможных злоупотреблений и коррупции. Поэтому с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств его ограничений. К ним относятся, жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований к профессиональной этике государственных служащих, совершенствование механизма     лоббирования.

       Выделяют три основных формы лоббизма: прямой, косвенный и внутренний. Прямой лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм -организация кампаний с целые оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.5

      Существуют классические технологии лоббизма. К таким технологиям относятся:

  1. Внедрение агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и 
    аппарат профильных ведомств. Агенты влияют и могут быть полезны и для 
    навязывания повестки  и регламента  рассмотрения лоббируемых вопросов. 
    Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы 
    при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей.
  2. Навязывание   конкурентам   заведомо   неэффективных   (но   внешне 
    перспективных)    объектов    лоббистского    воздействия.   Тем     самым вы 
    заставляете их тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов.
  3. Перетягивание субъектов политического процесса на свою сторону 
    не   только   переговорами,   но   и   силой   событий.   Соответственно,   можно 
    инспирировать     эти     события...     Необходимо     искусственно     создавать 
    локальные кризисы, которые подтолкнут ЛПР (лицо, принимающее решение) выбрать именно Ваш вариант решения проблемы.

     4.Кризисные   тенденции в  отрасли  необходимо  канализировать на 
своих     конкурентов.     К     примеру,     если     поступает     информация,     что
 

правительство вынуждено увеличить налоговое время на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов,

      5Необходимо     активно     сотрудничать     с     региональными     и 
общефедеральными    ассоциациями,    специализирующимися    на   защите различных    интересов   в    органах   государственной    власти.    В    деле 
приобретения союзников необходимо продвигать принцип пирамиды; чем шире основание, тем выше верхушка.

  1. Необходимо как минимум знать политических противников тех чиновников,  которые работают на ваших конкурентов.   Вопрос активной работы   с  такими   контрагентами  решается   в  зависимости  от   конкретной оперативной  потребности, Однако соответствующая база данных должна всегда иметься в портфеле лоббиста.
  2. Также   в   портфель   лоббиста должен   входить   известный   объём информации о личных слабостях копку рента в и контрагентов. В единичных случаях подобные знания можно употребить весьма эффективно. Ко всему прочему,   информированность    позволит   экономить   ресурсы    лоббиста, который,   подбирая   подход   к той или иной фигуре,   вынужден   нести известные материальные и временные затраты.

      8.Играй  против игрока, а не только  против расклада. Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все «грязные дела» конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов значительно сужается.

     9. Участие в исках и судебных  тяжбах. Апеллирование лоббиста  в арбитражном суде: является скорее весьма эффективным способом торможения процесса принятия какого-либо решения, переговоров, либо неугодного проекта.

      10. Игра на противостоянии депутатов  и внепарламентских активистов  их партии. Депутаты видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти страхи и сотрудничать с обеими сторонами. Протестные кампании уместно устраивать в тех случаях, когда достоверно известно, что ЛПР или его начальство не смогут не учесть данный фактор. Весьма важно работать с командой лоббистов конкурента.

      11. Умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не 
имеют отношения к лоббируемой вами сфере.

      12. Необходимо    создавать    и    усиливать    противников    компании-конкурента в стане чиновников нейтральной стороны. Необходимо создать непреодолимые    противоречия    между    конкурентом    и    «нейтральными» чиновниками.  Это предупредит союз  компании-конкурента с нейтральной частью бюрократия, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской обороны, тратить больше сил и средств. При необходимости, одновременно можно работать с той частью кадров в лагере компании-конкурента, которая стремится  сохранить союз с «нейтральными»  чиновниками.  Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой поддержкой у себя в лагере.

      Наиболее   эффективными   инструментами   лоббистской   деятельности являются:

  1. Рекрутирование своих сотрудников во власть.
  2. Подкуп должностных  лиц.
  3. Неформальные контакты (в том числе - игра на личных слабостях).
  4. Участие в работе политических и общественных организаций (в том 
    числе - профессиональных объединений).
  5. Покровительство чиновников.
  6. Судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты)
  7. СМИ (в том числе печатная пресса, телевидение, интернет).6
 

     Одним из легальных методов лоббистской  деятельности является создание в крупных корпорациях специальных отделов по связям с органами государственной власти - так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.

Лоббистская деятельность представляет целый ряд  потенциальных 
угроз, основная часть которых связана с искажением представительства 
общественных интересов (представительство интересов меньшинства в 
ущерб большинству), дезинформацией представителей органов 
государственной власти, а также закрытостью лоббистской деятельности и 
вытекающей из этого коррупции и сращивания государственных и 
коммерческих структур (корпоративизм). Однако лоббизм, будучи формой 
функционального представительства интересов предоставляет государству и 
обществу в целом ряд серьезных преимуществ, связанных с болей 
оперативный, нежели при политическом представительстве интересов, 
информировании должностных лиц, принимающим решения в системе 
управления. В связи с этим во многих странах мира лоббизм является 
легальным видом деятельности и существует его специфическое 
регулирование. В частности, можно говорить о двух основных моделях 
регулирования лоббизма - американской (лоббизм представляет собой 
специальную систему представительства интересов граждан, которая 
регулируется специализированным законодательством), германской 
является легальным видом деятельности, однако специального закона 
о лоббизме не существует) и французской (лоббизм является незаконным,   однако существует      Социально-экономический     совет,

состоящий из представителей профессиональные   групп  страны,  который выполняет роль своеобразного «лоббистского парламента»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. ОСОБЕННОСТИ ЛОББИЗМА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»)

    2.1. Отличительные признаки лоббизма в современной России

     В современной России лоббизм значительно  расширил сферу и методы своем деятельности. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, торпедирующие и раскалывающие государственную власть.

 Общее   правило   заключается   в  том,   что   на   федеральном   уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес-конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).

Надо  всегда помнить - государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами, если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т.д. Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.

      Вместе  с тем, ещё до начала лоббистской  кампании необходимо сделать ряд важных тактических шагов. Первое - необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.

      На  современном этапе - никакая компания или лоббистская структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решений. Цель лоббистов должна заключаться   в    проведении    такой    политики    как    будто    политико-

административный  рынок состоит из множества центров  силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить консультации, в которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач.7

      Таким образом, формулируем важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов, лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы (на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично). Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной (нормативной или управленческой инициативы в органах государственной власти). С принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной  власти в РФ. Также, для облегчения прохождения своей инициативы, желательно представительство интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.

Информация о работе Лоббизм (на примере ОАО "Газпром")