Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является, рассмотрение особенностей лоббизма в России.
В связи с целью работы ставились и решались следующие задачи:
изучить понятия и виды лоббизма;
выделить основные методы лоббизма;
обратить внимание на инструменты лоббистской деятельности;
- на примере деятельности ОАО «Газпром» показать специфику
российского лоббизма.
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теоретические основы лоббизма как политического института
1.1 Понятие лоббизма……………………………………………………………4
1.2 Виды лоббизма……………………………………………………………….7
1.3Инструменты лоббистской деятельности…………………………………..9
2 Особенности лоббизма в России (ОАО «Газпром»)
2.1 Отличительные признаки лоббизма в современной России……………..15
2.2 Лоббизм ОАО «Газпром……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..31
Наиболее действенные рычаги при этом - деньги, пресса, голоса из6ирателей переплавляемые во влияние.
Лоббизм представляет собой одну из наиболее распространенных форм представительства интересов. При этом в общественном сознании и политическом дискусе доминирует исключительно негативное отношение к лоббизму, который зачастую воспринимается как синоним коррупции, В лекции раскрывайся понятие лоббизма как разновидности функционального представительства интересов, анализируются как негативные, так и позитивные стороны данного явления. Кроме того, значительное внимание уделяется истории и месту лоббизма в современной политической системе разлитых зарубежных стран, обобщается зарубежный опыт регулирования лоббистской деятельности. На основе проведенного анализа лучшей практики лоббизма и обзора современного состояния лоббизма в России делаются выводы относительно необходимости и возможных форм регулирования лоббизма.
1.3. Инструменты лоббистской деятельности
Методы лоббистской деятельности в политической сфере общества разнообразны. К наиболее распространенным относятся: взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических компаний; организация пропагандистских мероприятий; объединенное лоббирование; несколькими организациями; воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга; денежное вознаграждение; организация досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных сторон лоббизма является: склонность его участников к удовлетворению своекорыстных интересов, создание питательной среды для возможных злоупотреблений и коррупции. Поэтому с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств его ограничений. К ним относятся, жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований к профессиональной этике государственных служащих, совершенствование механизма лоббирования.
Выделяют три основных формы лоббизма: прямой, косвенный и внутренний. Прямой лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм -организация кампаний с целые оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.5
Существуют классические технологии лоббизма. К таким технологиям относятся:
4.Кризисные
тенденции в отрасли
своих конкурентов.
К примеру, если
поступает информация,
что
правительство вынуждено увеличить налоговое время на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов,
5. Необходимо
активно сотрудничать
с региональными
и
общефедеральными ассоциациями,
специализирующимися на
защите различных интересов
в органах государственной
власти. В деле
приобретения союзников необходимо продвигать
принцип пирамиды; чем шире основание,
тем выше верхушка.
8.Играй против игрока, а не только против расклада. Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все «грязные дела» конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов значительно сужается.
9. Участие в исках и судебных тяжбах. Апеллирование лоббиста в арбитражном суде: является скорее весьма эффективным способом торможения процесса принятия какого-либо решения, переговоров, либо неугодного проекта.
10.
Игра на противостоянии
11. Умение
использовать тех чиновников, которые
на первый взгляд не
имеют отношения к лоббируемой вами сфере.
12. Необходимо создавать и усиливать противников компании-конкурента в стане чиновников нейтральной стороны. Необходимо создать непреодолимые противоречия между конкурентом и «нейтральными» чиновниками. Это предупредит союз компании-конкурента с нейтральной частью бюрократия, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской обороны, тратить больше сил и средств. При необходимости, одновременно можно работать с той частью кадров в лагере компании-конкурента, которая стремится сохранить союз с «нейтральными» чиновниками. Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой поддержкой у себя в лагере.
Наиболее эффективными инструментами лоббистской деятельности являются:
Одним из легальных методов лоббистской деятельности является создание в крупных корпорациях специальных отделов по связям с органами государственной власти - так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.
Лоббистская
деятельность представляет целый ряд
потенциальных
угроз, основная часть которых связана
с искажением представительства
общественных интересов (представительство
интересов меньшинства в
ущерб большинству), дезинформацией представителей
органов
государственной власти, а также закрытостью
лоббистской деятельности и
вытекающей из этого коррупции и сращивания
государственных и
коммерческих структур (корпоративизм).
Однако лоббизм, будучи формой
функционального представительства интересов
предоставляет государству и
обществу в целом ряд серьезных преимуществ,
связанных с болей
оперативный, нежели при политическом
представительстве интересов,
информировании должностных лиц, принимающим
решения в системе
управления. В связи с этим во многих странах
мира лоббизм является
легальным видом деятельности и существует
его специфическое
регулирование. В частности, можно говорить
о двух основных моделях
регулирования лоббизма - американской
(лоббизм представляет собой
специальную систему представительства
интересов граждан, которая
регулируется специализированным законодательством),
германской
является легальным видом деятельности,
однако специального закона
о лоббизме не существует) и
французской (лоббизм является незаконным,
однако существует Социально-экономический
совет,
состоящий из представителей
профессиональные групп страны,
который выполняет роль своеобразного
«лоббистского парламента»).
2. ОСОБЕННОСТИ ЛОББИЗМА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»)
2.1. Отличительные признаки лоббизма в современной России
В современной России лоббизм значительно расширил сферу и методы своем деятельности. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, торпедирующие и раскалывающие государственную власть.
Общее правило заключается в том, что на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес-конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).
Надо всегда помнить - государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами, если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т.д. Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.
Вместе с тем, ещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических шагов. Первое - необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.
На современном этапе - никакая компания или лоббистская структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решений. Цель лоббистов должна заключаться в проведении такой политики как будто политико-
административный рынок состоит из множества центров силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить консультации, в которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач.7
Таким образом, формулируем важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов, лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы (на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично). Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной (нормативной или управленческой инициативы в органах государственной власти). С принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной власти в РФ. Также, для облегчения прохождения своей инициативы, желательно представительство интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.