Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является, рассмотрение особенностей лоббизма в России.
В связи с целью работы ставились и решались следующие задачи:
изучить понятия и виды лоббизма;
выделить основные методы лоббизма;
обратить внимание на инструменты лоббистской деятельности;
- на примере деятельности ОАО «Газпром» показать специфику
российского лоббизма.
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Теоретические основы лоббизма как политического института
1.1 Понятие лоббизма……………………………………………………………4
1.2 Виды лоббизма……………………………………………………………….7
1.3Инструменты лоббистской деятельности…………………………………..9
2 Особенности лоббизма в России (ОАО «Газпром»)
2.1 Отличительные признаки лоббизма в современной России……………..15
2.2 Лоббизм ОАО «Газпром……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
основы лоббизма как
1.1 Понятие лоббизма……………………………………
1.2 Виды лоббизма……………………………………………
1.3Инструменты
лоббистской деятельности………………
2 Особенности лоббизма в России (ОАО «Газпром»)
2.1 Отличительные
признаки лоббизма в
2.2 Лоббизм ОАО «Газпром……………………………………………………18
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Термин «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, так как имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям, «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо
корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.
Лоббизм в России явление не новое. Фактически он существовал и в советским период история. Для него было характерно: отсутствие широкой социально-экономической базы процесса лоббирования интересов экономических и общественных групп; узкий круг участников процесса лоббирования, в основном в рамках номенклатуры; преимущественно производственно-отраслевой и территориальный характер; высокая идеологизация; скрытый характер; осуществление давления на власть и рамках официальных каналов. Со второй половины 70-х гг., в связи с активным разрастанием сфер теневой экономики, методы лоббирования стали приобретать криминальный характер. Актуальность темы курсовой работы «Особенности лоббизма в России» заключается в том, что лоббизм является наиболее распространенной формой воздействия организованных групп на органы власти. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии.
Целью курсовой работы является, рассмотрение особенностей лоббизма в России.
В связи с целью работы ставились и решались следующие задачи:
- на
примере деятельности ОАО
«Газпром» показать специфику
российского лоббизма.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОББИЗМА КАК
ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
1.1. Понятие лоббизма
Термин «лобби» и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobby» (открытый портик; примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке соловом «лобби» стали называть помещение; для прогулок в палате общин Англии. Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, а разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает «западная монастырская церковь».1
В российской научной и профессиональной среде можно выделить два подхода к толкованию термина «лоббизм».
В широком (обывательском) смысле под лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных трупп давления (в том числе и политических) по отстаиванию активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм — это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференции и т, п. Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента. Правительства, депутатском лоббизме и т. д.
Сторонники другого подхода считают недопустимым столь широкое (обывательское) толкование термина «лоббизм». По их мнению, расширение состава участников лоббистской деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти. Известный ученый Алексей Автономов предлагает не путатъ понятия и четко определить термин лоббизм, как «действие представителем негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями.» Ученый полагает ошибочным зачислять в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы, государственных должностных лиц и пр.2
Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное: отношение к лоббизму формируется именно вследствии подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровье, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных к групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.
Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образовании, слоев общества и т.п.)
Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти. Лоббизм - своего рода признак власти, её специфическая черта, «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации. Расслоения «специализации»; - расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всею для демократических режимов.3
В связи
с тем, что власть объективно не в
состоянии удовлетворить
Практически все крупные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своем составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен человек (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников, юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующих способностей и качества). Заинтересованные группы, особенно монополии, активно пользуются услугами наемных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные (профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению.
1.2. Виды лоббизма
Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательной, неположительное и судебное лоббирование. Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики обосновано, считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм достаточно престижный вид деятельности, некоторые называют его «пятой ветвью власти», в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты), правотворческое (лоббизм через акты применения права) и правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования права).
В зависимости от характера интереса, который «продавливается», можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и другое лоббирование.4
В зависимости от времени действия бывает «одноразовый» и постоянный лоббизм.
В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос» лоббирование может подразделятся на следующие разновидности.
Лоббирование различных социальных структур; общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные, и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.).
Ведомственное лоббирование - это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.
Региональное лоббирование - это воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.
Иностранное лоббирование - это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американского общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др.