Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:28, курсовая работа
Целью моей работы является: охарактеризовать механизмы лизинга, франчайзинга и факторинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены их основные виды. Задачей исследования информации в данной работе является определить понятие лизинга, франчайзинга и факторинга, механизм их функционирования, используя опыт различных компаний.
Введение 3
1 Лизинг 4
1.1 Основные понятия, формы и виды лизинга, предмет лизинга 4
1.2 Участника рынка лизинговых услуг 7
1.3 Анализ рынка лизинговых услуг Казахстана 10
2 Факторинг 14
2.1 Понятие факторинга 14
2.2 Виды факторинговых операций 16
2.3 Типы факторинговых операций 20
2.4 Факторинг во внешнеэкономической деятельности 22
3 Франчайзинг 26
3.1 Основные понятия 26
3.2 История возникновения франчайзинга в Казахстане 26
3.3 Особенности франчайзинга в Казахстане, поддержка отрасли 28
3.4 Проблемы и препятствия на пути развития франчайзинга в Казахстане 30
Заключение 31
Список использованной литературы 32
В общем смысле, франчайзинг - это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.
Отдельным пунктом
договоров могут служить
На данный момент в Казахстане институт франчайзинга находится на начальном этапе своего развития и активно развивается.
3.2 История возникновения франчийзинга в Казахстане
Казахстанский франчайзинг начинается с появлением завода компании Coca-Cola, открытой по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки. Завод был построен в 1994 году, тем самым ознаменовав начало т. н. «качественного присутствия» иностранной компании в виде открытия своего производства в стране. Таким образом, продукция знаменитого производителя напитков стала доступна не только в форме банального импорта, но и в виде национального продукта, в создании которого участвуют местные работники компании.
В том же году появляется первый в Казахстане и Центральной Азии 5-звездочный отель международного класса. Это гостиница «Рахат Палас», который впоследствии стал частью международной сети отелей франчайзингового бренда «Hayatt Regency».
С середины 90-х годов, многие фирменные магазины/бутики модной одежды международных производителей открывались в стране по системе франчайзинга. Например, можно отметить фирменный магазин «Adidas», появившийся в Казахстане во второй половине 90-х годов.
Элементы франчайзинга очевидно присутствовали в схеме сбыта продукции компании «Сеймар» в конце 90-х годов прошлого века. Торговые точки компании в виде ларьков и автолавок были оформлены по единому фирменному дизайну, с обязательным визуальным присутствием логотипа и торговой марки компании. Арендаторами торговых точек выступали независимые предприниматели, которые выступали как дилеры, так и франчайзи головной компании. В декабре 1999 года открывает свои двери гостиница «Анкара», ныне франчайзи известной гостиничной сети InterContinental.
В 1999 году в Алма-Ате по лицензии открывается первая точка международной сети кафе-мороженое Баскин Роббинс.
На текущий момент Казахстан является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии. С 2004 г. по состоянию на январь 2010 г. количество франчайзинговых систем в Казахстане увеличилось более чем в два раза и насчитывает 350 брендов. По данным на конец 2011 г. таких брендов насчитывается уже около 450 (данные Союза франчайзинга Казахстана). Количество предприятий, открывшихся на условиях франчайзинга, на сегодняшний день превышает 3 000 единиц. По оценкам экспертов товарооборот участников франчайзинговых систем в Казахстане составил около 1 млрд. долл. США.
Региональными центрами франчайзинга в Казахстане являются города Алматы, Астана, Атырау, Караганда, Шымкент. Здесь сосредоточен малый и средний бизнес, в среде которого и развиваются технологии франчайзинга. Более 70% франчайзинговых проектов берут истоки из Алматы, именно здесь проходят первоначальную адаптацию иностранные франшизы, прежде чем получить развитие в других городах страны. Основные международные франчайзинговые бренды, такие как «Baskin Robbins», гостиничные сети «InterContinental», «Hayatt» сосредоточены в Алматы. В Казахстане 75% франшиз существует на рынке не более 5 лет. Доля франчайзинговых отношений в объеме МСБ в РК составляет 3,5%.
Важным фактором, влияющим на рынок франчайзинга, является снижение препятствий для выхода российских и белорусских компаний на казахстанский рынок в связи с созданием единого таможенного союза. Этот фактор будет вызывать усиление присутствия бизнеса из этих стран в Казахстане. Скорее всего количество российский франшиз увеличиться и доля в 20% (по состоянию на начало 2010 г.) может увеличиться до 30-40%.
В ближайшие годы наиболее востребованными направлениями бизнеса, основанного на приобретении франшиз, будут такие виды деятельности:
- общественное питание;
- торговля;
- салоны красоты;
- фитнес-услуги;
- здравоохранение;
- станции технического обслуживания автомобилей;
- бытовые услуги;
- услуги для бизнеса;
- образование, тренинги.
3.3 Особенности развития на рынке Казахстана, поддержка отрасли
Если рассматривать типы франчайзинга в Казахстане, то в стране наиболее представлен дистрибьютивный / торговый франчайзинг, в то время как в западных странах доля делового формата традиционно выше доли торгового. Еще одна особенность рынка франчайзинга в Казахстане — сублицензионность. Международные франчайзеры не торопятся работать в Казахстане напрямую. Очень мало прямых классических отношений: франчайзер – франчайзи. Международные франчайзеры предпочитают работать в Казахстане через свои российские или турецкие мастер-франчайзи (субфранчайзеры), казахстанские компании в свою очередь выступают в качестве субфранчайзи (сублицензиаты). Причин такого положения в секторе очень много. Возможно единая языковая ментальность местных потребителей с российскими (иностранная франшиза не требует адаптации), недостаточная плотность населения и рынка сбыта, неактивность местных предпринимателей на международном рынке франчайзинга и т.д.
Можно отметить еще одну особенность рынка франчайзинга в стране. Очень мало случаев внутристрановой миграции франчайзинга. Нет связки между крупным бизнесом и малым предпринимательством. Крупные компании предпочитают филиальную форму регионального развития, но не франчайзинговую систему. В мире очень распространен как корпоративный, так и государственный франчайзинг.
На рисунке 4 ниже видно, что в 2010 г. имел место резкий рост локальных франчайзинговых систем. Что указывает на рост активности в этом секторе.
Рисунок 4. – Количество казахстанских франчайзинговых систем
Первым государственным
документом, где было заявлено о
необходимости поддержки, развития
и регулирования франчайзинга в
Казахстане является «Государственная
Программа развития и поддержки
малого предпринимательства в
Практически во всех других, последующих Государственных Программах по развитию и поддержке предпринимательства, а так же в ряде отраслевых программ в той или иной степени декларировалась необходимость развития франчайзинга.
На данный момент отношения в сфере франчайзинга регулируются Законом Республики Казахстан «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» от 24 июня 2002 года N 330.
Настоящий Закон
регулирует отношения, связанные с
осуществлением комплексной
На данный момент развитию франчайзинга в Казахстане способствуют несколько специализированных и неспециализированных институтов:
- Национальный Институт Интеллектуальной Собственности (Казпатент). Основная миссия-регулирование сектора оборота товарных знаков и регистрация франчайзинговых договоров.
- Центрально-Азиатское агентство по развитию франчайзинга (CAFLA). Основная миссия агентства - бесплатные консультации предпринимателей по вопросам франчайзинга и лицензирования.
- Фонд Развития Малого Предпринимательства (Даму). Льготное кредитование предпринимателей на покупку франшизы. Консультирование, проведение семинаров, информационная поддержка.
- Независимая ассоциация предпринимателей (НАП). Основные направления - развитие франчайзинга в Казахстане, организация выставок в регионе, проведение семинаров.
Также ряд банков, государственных и частных организаций осуществляют косвенную поддержку франчайзинга в Казахстане.
Также для целей развития франчайзинга в республике был открыт «Национальный центр развития франчайзинга». Целью создания новой организации было объединение усилий фонда «Даму» и Союза франчайзинга. Один алматинский офис союза не мог охватить своей работой все регионы РК, поэтому и было принято решение совместно с фондом развития предпринимательства «Даму» открыть центр содействующий развитию франчайзинга на более широкой территории Казахстана. Фонд обладает разветвленной сетью представительств и в рамках нефинансовой поддержки бизнеса осуществляет поддержку франчайзинга в РК.
Для поддержки сектора появилась программа финансирования франчайзинга при Фонде Развития Малого Предпринимательства («Даму»). Во многих регионах страны проводятся семинары и конференции по франчайзингу, организованные МИТ РК и региональными предпринимательскими объединениями. Меры по государственной поддержке франчайзинга прописываются во многих программах по развитию предпринимательства.
3.4 Проблемы и препятствия на пути развития франчайзинга в Казахстане
У такого молодого рынка, несомненно, имеется ряд проблем и трудностей. Среди них основными являются:
- Отсутствие государственных льгот и преференций франчайзинговому сектору;
- Недостаточная защита интеллектуальной собственности;
- Ограниченность доступа предпринимателей к т. н. «длинным деньгам»;
- Непрозрачность отечественного предпринимательства;
- Слабая информированность о франчайзинге, как о выгодной форме предпринимательских отношений;
- Резкий рост цен на недвижимость за 2000-2007 гг. Высокие цены на недвижимость делают нерентабельным открытие франчайзинговой точки, что является существенным барьером для развития франчайзинга в целом.
В то же время предпринимательство и франчайзинг в частности, являются очень распространенными в мире объектами инвестирования. Франчайзинг как менее рискованный метод ведения бизнеса идеален для новичков в бизнесе.
Но в Казахстане все еще недостаточный уровень предпринимательской информированности, слабая вовлеченность неактивного населения в предпринимательскую активность. Доля занятого населения в предпринимательстве по сравнению с мировой статистикой очень невысока («самозанятое население» не относятся к официальному предпринимательству). Это говорит о необходимости совершенствования инфраструктуры поддержки начального предпринимательства.
Также фактором сдерживающим развитие франчайзинга в Казахстане является то, что часто они достаточно дороги для начинающего предпринимателя.
Заключение
Роль нетрадиционных
источников финансирования в экономике
любой страны чрезвычайно велика.
Анализируя теорию, видно, что лизинг,
франчайзинг и факторинг
Можно сделать выводы о довольно грамотном функционировании бизнеса и работы предприятийв данных формах. Франчайзинг может быть определен, как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка под именем уже сформировавшейся компании, практически миную риски и получая сразу весомую прибыль. Лизинг полезен начинающим компаниям тем, что в распоряжение дается оборудование, помещения, позволяя начать бизнес практически без участия больших единовременных капиталовложений. Факторинг же позволяет своевременное инкассирование долгов для снижения потерь от отсрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов. Именно эти формы ведения бизнеса позволяют получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации.
Список использованной литературы
1. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 года № 78-II «О финансовом лизинге» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2012 г.)
2. Рейтинговое агенство «Эксперт РА Казахстан» по данным Агентства РК по Статистике
3. «Франчайзинг в Казахстане». Бекнур Кисиков. Алматы, BookinEast, ISBN 9965-452-36-9, 2007 г.
4. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скмой –М/Инфра-М, 2000 – 456с.
Бурыгин А.В. Предпринимательство / А.В. Бурыгин – М/Дело, 2000 – 368с.
5. Голикова Е. Факторинг: актуальные вопросы права учета, Алматы «Гылым», 2006
6. Козлов Д. Лизинг: новые горизонты предпринимательства / Экономика и жизнь, №2, 1997
7. Гладких Р.А.Лизинг, как форма инвестиционной деятельности / Бизнес и банки – М №30, 1998
8. Рыскова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры – М: Современная экономика и право, 2000 – 7 -150с.
9. Земляков Д.Н.,
Франчайзинг. Интегрированные