Лизинг, факторинг, франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является: охарактеризовать механизмы лизинга, франчайзинга и факторинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены их основные виды. Задачей исследования информации в данной работе является определить понятие лизинга, франчайзинга и факторинга, механизм их функционирования, используя опыт различных компаний.

Содержание

Введение 3
1 Лизинг 4
1.1 Основные понятия, формы и виды лизинга, предмет лизинга 4
1.2 Участника рынка лизинговых услуг 7
1.3 Анализ рынка лизинговых услуг Казахстана 10
2 Факторинг 14
2.1 Понятие факторинга 14
2.2 Виды факторинговых операций 16
2.3 Типы факторинговых операций 20
2.4 Факторинг во внешнеэкономической деятельности 22
3 Франчайзинг 26
3.1 Основные понятия 26
3.2 История возникновения франчайзинга в Казахстане 26
3.3 Особенности франчайзинга в Казахстане, поддержка отрасли 28
3.4 Проблемы и препятствия на пути развития франчайзинга в Казахстане 30
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

На долю лидирующей тройки приходится порядка 64% всего  рынка, при этом если АО «Лизинговая компания «Астана-финанс» остается в достаточной степени «рыночной» структурой, преследующей коммерческие цели, то у государственных холдингов цели иные (государственные ЛК  нацелены на поддержку АПК и других значимых отраслей).

 Созданные  в 1999 и 2005 годах соответственно, АО «Казагрофинанс» и АО «БРК лизинг» носят абсолютно некоммерческий характер. Их приоритетная задача – развитие стратегически важных для страны секторов экономики (АПК, обрабатывающая промышленность и пр.), в частности, путем льготного финансирования фермеров и промышленников посредством механизмов финансового лизинга. При этом сам рынок лизинговых услуг, получает не слишком однозначную поддержку. С одной стороны, происходит рост портфеля лизинговых займов, что существенно облегчает участь ряда лизингополучателей, кредитующихся государственными холдингами. С другой стороны, деятельность подобных государственных лизинговых компаний на практике обычно приводит к диспропорциям на рынке. И это начинают чувствовать на себе коммерческие лизинговые компании, работающие в тех же сегментах и испытывающие трудности с привлечением клиентов из-за того, что потенциальные заемщики не спешат обращаться к ним, ожидая получить лизинговый контракт на льготных условиях у «государственного оператора».

Однако ситуация на отечественном рынке несколько  иная: безостановочно растущий спрос  на услуги лизинговых компаний позволяет  доле рынка обычных коммерческих лизинговых компаний не только не сужаться, но и обеспечивает ее постоянный прирост. Так, компании АО «Лизинговая компания «Астана-финанс», работающей преимущественно в отрасли АПК, наличие такого серьезного конкурента как «КазАгроФинанс», прочно обосновавшегося в сельскохозяйственной отрасли еще с 1999 года, не мешает ежегодно наращивать портфель займов в среднем более чем на 20%. При том, что конечные условия (в частности, процентная ставка) у государственного холдинга и «АстанаФинасЛизинг» существенно разнятся.

 Следующие  три компании, представленные в данной работе, учреждены банками. И если первые две из них – АО «Халык-Лизинг» и АО «Центрлизинг» – являются представителями крупнейших отечественных банков, то ТОО Raiffeisen Leasing – это дочернее предприятие одного из крупнейших европейских банков Raiffeisen. Данная тройка компаний, наряду с не представленными в исследовании АО «Альянс Лизинг», АО «Темирлизинг» и АО «БТА ORIX Лизинг», работает преимущественно в схожих сегментах, создавая таким образом полноценную рыночную конкуренцию внутри группы.

 При этом  деятельность Raiffeisen Leasing все же несколько выделяется из группы - вместо популярной в докризисный период практики кредитования на основе предположения о ликвидности залога представители европейского банка осуществляли выборочное финансирование, основанное на тщательном анализе как состояния самого заемщика, так и рыночной стоимости предмета лизинга, что позволяло оценивать рискованность проекта в целом. Подобная тактика принесла свои плоды, позволив сохранить хорошее качество ссудного портфеля даже в условиях начавшегося кризиса ликвидности. Учитывая то, что одной из основных составляющих стабильности европейской компании является годами наработанный опыт, отечественным лизинговым компаниям важно извлечь максимальную выгоду из ее присутствия на казахстанском рынке, переняв опыт и наработки западных коллег.

 Отметим,  что среди отечественных лизинговых  компаний АО «БРК-лизинг» также  осуществляет проектное финансирование, что даже с учетом предоставления  займов на льготных нерыночных  условиях позволяет государственному  холдингу работать рентабельно благодаря высокому качеству ссудного портфеля, по которому требуется создание меньших резервов.

Говоря в  целом о сегменте лизинговых компаний, созданных банками, следует подчеркнуть, что их важнейшим преимуществом  является способность привлекать более «длинные» финансовые ресурсы – как на отечественном рынке, так и на зарубежном. Это позволяет передавать имущество в лизинг на более длительный срок, не испытывая трудностей, связанных с необходимостью возврата кредита до полного погашения задолженности по договору лизинга. Однако это же преимущество может обернуться и существенным недостатком. В случае, когда материнский банк начинает испытывать трудности с финансированием, это вызывает вынужденное сужение или полное закрытие кредитной линии для ЛК.

Помимо финансирования, тесное взаимодействие банка и лизинговой компании обуславливает синергетический эффект с точки зрения расширения клиентской базы, когда клиент может выбирать наиболее подходящую для него форму займа. Зачастую финансирование через лизинг предоставляется также совместно с кредитом: например, для создания завода оборудование передается в лизинг, а на строительство помещений и прочей недвижимой инфраструктуры выдается кредит. Данное преимущество также может обусловить негативные последствия. Так, в случае ухудшения финансового положения заемщика потери несут и банк и лизинговая компания, совместно участвующие в проекте. При этом ЛК оказывается под двойным «огнем»: помимо возможных проблем с финансированием материнским банком, происходит ухудшение ссудного портфеля, масштабы которого в свою очередь зависят от суммы займа, а учитывая то, что лизинговые компании не стоят перед необходимостью ограничения рисков на одного заемщика, начавшиеся затруднения могут носить катастрофический характер. Второй недостаток участия ЛК в проектах материнского банка - это нерыночная ориентация подобной ЛК, которая одновременно негативна как для самой ЛК, лишающейся возможности (или средств) профинансировать проект стороннего заемщика на более выгодных условиях, так и для сторонних заемщиков, которые вынуждены либо обращаться к небанковским ЛК, финансирующим под более высокую процентную ставку, либо вовсе отказаться от идеи получения лизингового займа, обратившись вместо этого за кредитом с менее выгодными условиями.

 В целом  ЛК, созданные при банках, по численности  составляют большинство среди  прочих ЛК на отечественном  рынке, и в последующем, на  наш взгляд, важно обеспечить  диверсификацию их ресурсной  базы. Кроме того, для данной группы  ЛК, важно максимально эффективно использовать льготное материнское финансирование, ограничивая излишние риски.

Следующая группа лизинговых компаний - компании, создаваемые дистрибьюторами (ТОО «Астана Моторс Лизинг», ТОО «Вираж-Лизинг» и ТОО «Бипэк Лизинг»). Цель создания подобных компаний - продвижение на рынок продукции дистрибьютора. Лизинг в данном случае используется как дополнительный механизм продаж. Как правило, подобные компании отличаются чрезвычайно узкой специализацией: либо по типу оборудования и сектору, либо только по типу оборудования, но для различных отраслей (например, работающие с автотранспортными средствами). Преимуществом подобных компаний является наличие клиентской базы производителя, маркетинговая поддержка производителем и привлечение ресурсов от производителя – либо его собственных, либо привлекаемых им. В то же время очевидно, что развитие таких лизинговых компаний зависит главным образом от наличия спроса на продукцию производителя.

 

1.3 Анализ рынка лизинговых услуг Казахстана

Период, начинающийся с 2000 года, после проработки законодательной базы, приходится основной рост отечественного лизингового рынка, характеризующийся созданием большого количества новых лизинговых компаний - как частных, так и государственных. В качестве основных предпосылок выступил динамичный рост экономики страны и создавшаяся в связи с этим необходимость в увеличении инвестиций в основной капитал – то есть нише, в которой лизинг традиционно чувствует себя наиболее комфортно. Последовательно растут и объем новых заключенных сделок, и совокупный лизинговый портфель (рисунок 1). Такие преимущества как дополнительные таможенные преференции, налоговые льготы и гибкий подход к формированию графика лизинговых платежей позволяют лизингу победить в конкурентной борьбе с банковскими займами.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. – Совокупный портфель лизинговых компаний

 

За прошедшие 10 лет, рынок лизинга в Казахстане вырос до 1,1 млрд. долларов, составив более 1% ВВП.

Лизинг является одним из основных инструментов обновления основных фондов предприятиями МСБ.

 

Таблица 1

Отсутствие  адекватных залогов и кредитной  истории для выгодных условий  заимствования в банках сделали  лизинг наиболее предпочтительным инструментом обновления основных средств для  МСБ. Предприятия МСБ, в свою очередь, стали основными клиентами для лизинговых компаний.

За 2009-2010 года объем  сделок демонстрирует существенное снижение, основной вклад в сокращение объемов нового бизнеса внесли государственные  компании.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. – Объем нового бизнеса

 

Для крупных государственных игроков 2010 год обернулся сокращением бизнеса, частные компании, напротив, увеличили активность.

 

Таблица 2 – Анализ объема показателей государственных и частных компаний


 

 

 

 

 

 

 

 


Снижение активности государственных игроков, обусловило изменения на рынке в региональном разрезе лизинговых сделок.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. – Региональная характеристика лизинговых сделок

 

Так, по итогам 2010 года с большим отрывом лидирует 
г. Алматы (37%), в то время как совокупная доля «сельскохозяйственных» Акмолинской и Северо-Казахстанской областей снизилась до 43%.

На основании приведенных данных можно сделать вывод что, лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Факторинг

 

2.1 Понятие факторинга

Одним из наиболее перспективных видов банковских услуг является факторинг рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Термин «факторинг» от английского посредник, агент.

Факторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

В Казахстанском  законодательстве под факторингом  понимают договор финансирования под  уступку денежного требования. По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать деньги в распоряжение другой стороны (клиента), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту свое денежное требование к третьему лицу, вытекающее из отношений клиента (кредитора) с этим третьим лицом (должником).

Денежное требование к должнику может быть уступлено  клиентом финансовому агенту также  в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед  финансовым агентом, .

Обязательства финансового агента могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента  могут выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.

Предметом уступки, под которую предоставляется  финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование не позднее чем в момент его возникновения. Этот тип договора широко применяемый в международной практике под названием "факторинг". В РК впервые получил закрепление в особой части нового ГК РК гл.37.

Факторинговые операции возникли на основе коммерческого  кредита, который предоставляется  продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение  требований к расчетам с точки  зрения ускорения оборота средств  вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

В соответствии с Конвенцией о международном  факторинге, принятой в 1988 г. Международным  институтом унификации частного права, операция считается факторингом  в том случае, если она удовлетворяет  как минимум двум из четырех признаков:

1) наличие кредитования  в форме предварительной оплаты  долговых требований;

2) ведение бухгалтерского  учета поставщика, прежде всего  учета реализации; 3) инкассирование  его задолженности; 

4) страхование  поставщика от кредитного риска. 

Информация о работе Лизинг, факторинг, франчайзинг