Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 22:09, курсовая работа
Каждый из нас, так или иначе, сталкивается с проблемой выбора. Все мы покупаем той или иной товар и предпочитаем его. Все это не просто так. Это зависит от того какой вы человек и каковы ваши вкусы. И многие из людей даже не представляют себе, какой труд вложен в исследование человеческих потребностей и их факторов.
Введение
Глава 1. Личность потребителя…………………………………………………..4
1. Психология личности потребителя…..…………………..………..4
2. Понятие мотивации потребителя…...…………………....……....10
Глава 2. Анализ типов личностей – типов потребителей…………………..…17
2.1 Типы личностей…………….……………………………………..17
2.2 Анализ типов личностей – типов потребителей………………...20
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Поведение потребителя типично и потому управляемо. Большинство наших действий, совершаемых в течение жизни, являются привычными, рутинными и могут быть описаны в рамках тех или иных моделей, зная которые, мы получаем возможность контролировать поведение потребителя на рынке.
Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь большое преимущество перед конкурентами. Именно поэтому тратится так много времени и усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.
Знание
психологических типов личности помогает
сделать более полный анализ особенностей
потребителя и в дальнейшем помогают выбрать
ту или иную стратегию для фирмы. 3
2.2. Анализ типов личностей – типов потребителей
Типы потребителей в зависимости от преобладающих черт характера
Всех потребителей товаров и услуг можно условно разделить на группы в зависимости от стиля жизни.
Критериями отбора служат
Как правило, люди, имеющие одинаковые
интересы, привычки и мнения, предпочитают
приобретать товары
Одним из подходов к делению
потребителей на группы
1)
Ригористы — люди строгие, жесткие,
костные, негативно воспринимающие все
новое.
Они считают, что современное общество,
утратившее первоначальные ценности -
больно; единственный выход из создавшегося
положения — возврат к былым идеалам.
Однако следует отметить, что, руководствуясь
жизненным кредо ригористов, общество
давно бы остановилось в своем развитии.
2) Материалисты — люди, твердо стоящие на ногах. Они стремятся к созданию материального благополучия для себя и своих детей. Для них деньги — это возможность почувствовать себя в безопасности. Такие люди предпочитают делать покупки, которые обеспечат им благополучие на долгое время, обычно это недвижимое имущество (дома, квартиры, земельные участки) и дорогие ювелирные украшения.
3) Активисты — люди с активной жизненной позицией, считающие, что современная жизнь и общество нуждаются в постоянном улучшении. Добиться этого можно лишь постоянными активными действиями. Среди людей данного типа наибольшее количество предпринимателей, управленцев и политических деятелей.
4) Авантюристы — люди, жизненное кредо которых — «сторонний наблюдатель». Считая, что проблемы общества от них далеки, представители данного типа стараются избегать проблем вообще или, при неизбежности столкновения с ними, адаптироваться к ним.
5)
Эгоцентристы - люди, бездумно прожигающие
жизнь и стремящиеся получить от нее все.
Считая, что жизнь очень коротка, они стараются
наслаждаться каждым ее моментом и находить
в ней то, что доставляет полное удовольствие.
Эгоцентристы полагают, что общество должно
делать для них все, они же в свою очередь
не обязаны ему ничем.
Как уже отмечалось ранее, стиль жизни
во многом определяет потребности и пристрастия
людей. Так, ригористы традиционны в еде
и предпочитают посещать рестораны с европейской
кухней.
Авантюристы, стремящиеся ко
В отношении денег и
Эгоцентристы, напротив, тратят деньги
необдуманно и в больших
Типы потребителей в зависимости от скорости принятия продукта (По Роджерсу):
·новаторы;
·быстропринимающие;
·раннее большинство;
·позднее большинство;
·консерваторы (запоздалые).
Сущность
различных типов потребителей чрезвычайно
важна для маркетинга. Каждой группе
присущи свои особенности.
Новаторы:
·сильное желание обновить, внедрить;
·молодость;
·высокий социальный и экономический статус;
·космополитизм;
·мобильность.
Эти
люди восприимчивы к рекламе в
СМИ, получают информацию о продукте
оттуда.
Быстропринимающие:
·высокий социальный статус;
·являются лидерами мнения в других группах;
·моложе и мобильнее, чем большинство.
Эта
категория также ориентируется
в товарах с помощью средств
массовой информации; входящие в нее
не слишком полагаются на новаторов.
Раннее большинство:
·статус средний и выше среднего;
·ждут реакции быстропринимающих, прежде чем принять решение самим;
·большой разрыв между фазой пробной покупки и принятием продукта.
Большинство
тоже ориентируются на средства массовой
информации, однако смотрят и на
продавцов, и на свою группу и в
значительной степени подвержены влиянию
лидеров мнения.
Позднее большинство:
·статус ниже среднего;
·доход ниже среднего;
·особенно привязаны к своей группе.
До
этой аудитории сложнее добраться
через средства массовой информации,
для них важно сориентироваться
и увидеть товар на полках в
магазине, эти люди находятся под
влиянием других представителей их же
группы.
Консерваторы (запоздалые):
·статус ниже среднего;
·редкие социальные контакты;
·определенное сопротивление переменам.
Самая
сложная аудитория. Очень трудно
оказать влияние.
Маркетинг
утверждает, что ведет ли себя человек
как новатор, быстропринимающий
или консерватор, зависит от природы
продукта. Для promotion важно следующее:
·новатор при покупке ориентируется сам, опираясь на все доступные источники информации, в том числе апробирование с помощью промо-акции;
·быстропринимающий поглядывает на новатора, но принимает решение сам, основываясь на сведениях из средств массовой информации; быстропринимающие важны в связи с тем, какое влияние они имеют на позднее большинство;
·определение
и завоевание новаторов и быстропринимающих
желательно для быстрого роста оборота;
на них в большей степени
·лидеры
мнения находятся обычно среди быстропринимающих.
Выводя на рынок новый продукт, компания заинтересована в возможно более быстром принятии его различными группами. Скорость и степень принятия зависит от преимуществ, которые новый продукт предоставляет покупателю:
·степени «новизны» продукта. Чем новее продукт, тем медленнее идет процесс принятия;
·степени сложности нового продукта. Чем сложнее продукт, тем более длительный процесс одобрения;
·легкости
проверки и апробирования продукта
(небольшая упаковка, пробные образцы).
Чем проще проверить/испытать продукт,
тем быстрее идет процесс принятия.
Продукт, стоящий на полке и демонстрируемый
во многих магазинах, будет принят быстрее.
Если на фазе представления продукта сбыт замедляется, можно принять следующие меры:
·в рекламной кампании: поставить цель завоевать максимальную часть раннего большинства;
·в
сбыте: увеличить число демонстраций,
дегустаций и показов в торговых
точках; увеличить количество этих
точек.5
Типы потребителей в зависимости от ориентации на продукт
Первый тип потребителя. Вспомним ту группу людей, которая тщательно собирает всю информацию о каком-либо продукте, порой надоедая продавцу, который по долгу службы эту информацию должен предоставить. В итоге, такой потребитель может, узнав информацию, не купить продукт, о котором узнал все подробности, а переключиться на исследование какого-либо другого продукта. Такого типа потребителя привлекает всякая информация, относящаяся к продукту: основные характеристики, функциональные качества, преимущества продукта перед подобными, прогноз долговременности использования продукта, особенности материала, из которого продукт состоит и прочее, и прочее. Такой тип потребителя назовем – информационно ориентированным (см. сх. 2 – левая часть /образ продукта и его характеристики/). Такого человека "медом не корми" - дай побольше информации. Когда он увлекается сбором и анализом информации, он забывает, зачем пришел, какова его собственная потребность. Иногда такой тип человека вообще любит просто так побродить без особой надобности вдоль прилавков с тем, чтобы разузнать, где, что есть, по какой цене и т.п. Он может так же увлеченно заниматься сопоставлением качеств продуктов одной фирмы с другой, оценкой преимуществ одного товара по отношению к другому и т.п. В быту этот тип потребителя, как правило, хороший консультант-советник по продуктам и именно в этом качестве он зачастую используется его соседями и знакомыми.
Второй тип потребителя. Рассмотрим следующий тип потребителя. Такого потребителя интересуют больше те характеристики продукта, которые указывают на удобство применения, дающие возможность удовлетворения своих потребностей. У этого типа преобладает принцип наслаждения, комфортности, чувственной удовлетворенности. Такой тип потребителя больше всего интересует та часть характеристик продукта, которая гарантирует удовлетворение его потребностей, а их, как правило, у него много. Причем такому потребителю не важна информация сама по себе, она значима лишь с точки зрения перспективы удовлетворения его потребности. Ему нужно пощупать предмет, ощутить приятные чувства, испытать эстетическое наслаждение от внешнего вида, от гармоничных форм и практических качеств. Например, кресло должно быть мягким, удобным, модным, красивым, остальное уже не так значимо. Нетрудно догадаться, что это тип потребителя с потребностной ориентацией (см. сх.3 – среднюю часть /образ потребности "чего хочется"/). Ему не нужно, как предыдущему типу, забивать голову "лишней информацией", перегружая память несущественными для него деталями. Главный принцип этого типа потребителя - получение максимального удовольствия, эстетического наслаждения и положительных эмоций при удовлетворении своей потребности.
Информация о работе Личность потребителя. Анализ типов личностей – типов потребителей