Либерализация ВЭД в России и перспективы ее дальнейшего осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей либерализации сферы ВЭД.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1) Изучить предпосылки либерализации и этапы формирования сферы ВЭД
2) Рассмотреть основные моменты внешней политики в конце 20 в., а также проанализировать современное состояние и перспективы ее развития.
При раскрытии темы курсовой работы использовались методы сравнительного, логического и формально-юридического анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ………………………………………....
1.1 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИ СФЕРЫ ВЭД…………………………………
1.2 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЭД В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………..
2 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЭД КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….......
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КОНЦЕ 20 ВЕКА……………………………………...
2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СЕКТОРА РОССИИ………………………………………………………………..
2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЭД РОССИИ………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2008-2011 ГГ. МЛРД. ДОЛЛ. США…………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 103.62 Кб (Скачать)

Данные аспекты отрицательного воздействия внешнего фактора на национальную экономику России выявляют необходимость активизации процессов диверсификации и модернизации экономики в качестве главной стратегической задачи государства и бизнеса в сложившихся условиях. Несмотря на то, что слово «модернизация» очень часто используется российской политической элитой, до сих пор не решены основные проблемы, препятствующие ее проведению в жизнь, а именно: отсутствие полноценной конкурентной среды, наличие регионального и отраслевого монополизма, низ кий инвестиционный климат, давление бюрократического аппарата на бизнес. Для стабильной работы ВЭД российских предприятий необходимо обеспечить снижение темпов инфляции до приемлемого уровня (3-5%) и обеспечить стабильный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам при учете разницы в темпах инфляции России и ее основных торговых партнеров.

Как следствие слабого инновационного потенциала предприятия России значительно отстают в развитии экспорта готовых изделий, главным образом машин и оборудования, наукоемкой и инновационной продукции, а также другой продукции с высокой долей добавленной стоимости.

На внешнеторговую деятельность России существенное влияние оказал мировой экономический кризис, начавшийся со второй половины 2008 г. Внешнеторговый оборот по оценке Минэкономразвития России в 2009 г. уменьшился по сравнению с прошлым годом на 41%. В 2010 году можно проследить значительное увеличение торгового оборота и экспорта соответственно, он почти достиг докризисного состояния, но при этом изменилось сальдо, экспорт значительно преобладал над импортом. В 2011 году, внешнеторговый оборот увеличился на 27%. Причем экспорт и увеличился на всего 46%, остальные 54% пришлись на импорт. (см. прил. А.)

Для улучшения сложившегося положения во внешнеэкономическом секторе России необходимо не только изменение инвестиционного климата и общеэкономической ситуации в стране, но и изменение экспортной стратегии, пересмотр промышленной политики в пользу приоритетного развития конкурентоспособных наукоемких отраслей и производств. Даже несмотря на то, что это может повлечь отрицательные социальные последствия, необходимо отказаться от старой практики государственной поддержки неэффективных и нерентабельных предприятий, что в свою очередь, по целому ряду причин, даст новые возможности развития предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию.

Представляется необходимым создание механизма стимулирования российских экспортеров, предполагающего возможность быстрой концентрации ресурсов для осуществления масштабных проектов в приоритетных отраслях. Это в первую очередь должны быть представители наиболее многопрофильного сектора – современного машиностроительного комплекса, куда входит производство экспортной продукции общего машиностроения, электротехники и электроники, средств железнодорожного и морского транспорта, автомобилей, продукции приборостроений.

Государственная поддержка экспорта государством должна включать в себя кредитование экспортного производства и поставок за рубеж. Причем государственное кредитование в приоритетном порядке следует предоставлять машиностроительным предприятиям, в особенности производящим высокотехнологичную продукцию. Данное кредитование может осуществляться государством как на обычных коммерческих условиях, так и на льготных. При этом остается нежелательным необдуманное предоставление экспортных субсидий предприятиям, так как данная политика поддержки некоторых предприятий или отраслей в результате будет ухудшать условия торговли для всей экономики России. К тому же для самого предприятия такая политика в долгосрочной перспективе может привести не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а, наоборот, к сужению доли на рынке, финансовым и имиджевым потерям.

 

 

 

2.3 Перспективы развития ВЭД России.

Перспективы развития ВЭД  России хотелось бы рассмотреть на примере ВТО, то есть последствий вступления в нее.

Конечно же, главным ощутимым минусом будет сокращение рабочих  мест на целую треть. Поэтому будет  увеличиваться огромными темпами  безработица. Особенно заметно это будет в таких областях как: Тюменская, Курская, Московская, Воронежская и Пермская. Также очень ощутимым эффект безработицы будет в Краснодарском и Хабаровском крае. Поэтому многие эксперты и аналитики считают, что «безрассудное» вступление России в ВТО может привести к закрытию нескольких десятков тысяч различных предприятий.

Не менее важным фактом является и то, что после вступления в ВТО России предстоит пережить быстрое сокращение производства в  некоторых отраслях промышленности. К ним относятся пищевая промышленность, электроники, производство лекарств и  косметики, а также легкая промышленность. Потому совсем не странно, что против ВТО выступают машиностроители, общественные деятели, ученые и аграрии. Но самое важное, что ‘против’ ввыступает также средний и мелкий бизнес, который, согласитесь, включает в себя чуть ли не все слои нашего общества.

Обычные граждане почувствуют, что увеличится зависимость России от импортного продовольствия «встряхнёт» их кошельки. Но, помимо этого, ВТО несёт и увеличение цен на такое доступное сегодня электричество. Мелкие предприятия просто не выдержат такого скачка тарифов, ведь цена может вырасти до такого же уровня, как и в Европе. Также достигнет западных цен газ и бензин, без которого сейчас не обойтись практически каждому человеку.

Поэтому, вступление России в ВТО может привести к очень  нехорошим результатам, особенно для простых граждан. Ведь, количество денег, которые имеются у людей, не увеличивается, а вот цены совсем наоборот – в результате вступления в ВТО они могут вырасти в некоторых отраслях в несколько раз.

От присоединения  России к ВТО получают преимущества такие отрасли, как металлургия, нефтяная и газовая промышленность, производство химических удобрений, то есть более крупные сегменты бизнеса. В то время как машиностроение, пищевая и легкая промышленность, фармакология и розничная торговля проигрывают от ВТО

На малый бизнес сильно повлияет снижение ставок пошлин. К примеру, на иностранные лекарства пошлины снизятся с 15% до 5%, а на медицинское оборудование до 2-3%. По рынку химической продукции - с 10% до 6,5%. Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование, компьютеры и средства их производств.

Чтобы повысить конкурентоспособность МСП в условиях открытых рынков ВТО, необходимо стимулировать долгосрочное венчурное финансирование и повышать привлекательность частных инвестиций в развитие инновационной деятельности малых и средних предприятий. А Минэкономразвития РФ эксперты рекомендуют сформировать комплекс страховых и гарантийных инструментов поддержки экспортноориентированных предприятий МСП.

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что поддержка агропромышленного комплекса и прежде всего мясопереработки будет продолжена российскими властями в любом случае. Производство птицы почти на 90% обеспечивают отечественные предприятия. Но рынок свинины и говядины практически полностью зависит от иностранных поставок. Сейчас между Минэкономразвития и ВТО идут напряженные переговоры о сохранении квотной системы доступа на российский рынок зарубежного мяса. По данным «Известий», рассматривается несколько схем, но ни одна не предусматривает полной отмены квот. Один из вариантов — снижение таможенных пошлин до 0 при сохранении квотирования. Сейчас таможенные пошлины составляют 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг квотированной свинины и 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг сверхквотной.

По оценке Национальной мясной ассоциации, только потери федерального бюджета от снижения таможенных пошлин составят 200 млн. долл. США в год, а общие потери отечественных производителей будут исчисляться суммой до 30 млрд. руб. в год. При этом оптовые цены, по расчетам экспертов, упадут на 15 рублей (сейчас они составляют 125–130 руб. за килограмм), чему, возможно, даже порадуются потребители. Но для производителей это будет существенная потеря рентабельности.

Вступление  в ВТО потребует от производителей переименовать ряд привычных потребителю отечественных продуктов. Например, шампанское превратится в игристое вино, так как продукт с таким названием может производиться только в провинции Шампань во Франции, коньяк может производиться только в провинции Коньяк, поэтому в нашей стране разливают бренди.

Кто точно  выиграет от вхождения в ВТО и  снижения или отмены пошлин — это черная металлургия и нефтехимия. Также после вступления в ВТО усилится конкуренция на финансовом рынке, особенно в розничном секторе.

Правда, реальные изменения от вступления нашей страны в ВТО станут происходить не раньше, чем через несколько лет после подписания всех документов. 15 декабря пройдет министерская встреча организации, на которой наша страна официально станет членом ВТО. Еще несколько месяцев уйдет на ратификацию всей документации. Однако снятие всех административных преград для доступа на наш рынок иностранных компаний, по экспертным оценкам, займет до трех лет. И даже после 2014 г. Россия не откажется полностью от существующей сейчас системы поддержки ряда отраслей.

 

Заключение

До последнего времени, основные рычаги воздействия государства на внешнеэкономические связи (а это в первую очередь таможенные пошлины и валютный контроль) рассматривались правительством как чисто фискальный инструмент, либо средство административного ограничения перемещения через границы товаров и капитала. Правда, в последнее время возможная роль этих институтов как инструментов макроэкономической и промышленной политики стала предметом оживленных дискуссий, особенно в связи с темой вступления России в ВТО, потому что до сих пор нет четкой уверенности в том, чего будет больше плюсов или же минусов.

На сегодняшний день у нас ситуация с торговым балансом, балансом движения краткосрочного капитала и состоянием золотовалютных резервов выглядит благополучно. Однако нельзя упускать из виду, что размеры нашей экономики очень скромны по сравнению с объемами международного движения товаров и капитала, а зависимость ее от внешней сферы остается очень большой.

 В конце хотелось  бы добавить, что либерализация  это просто предоставление новых возможностей, а никак не упрощение деятельности.

 

 

Список литературы

  1. Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г. утверждена Правительством РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  2. Внешнеэкономическая стратегия РФ до 2020. M. 2008 г.
  3. Азаров Ю.Ф. Комментарий к таможенному кодексу РФ. М.:  Проспект, 2004г. – 694 с.
  4. Вельяминов Г.М.. Международное экономическое право. – М.: Волтерс Клувер, 2004. // Справочно-правовая система Гарант.
  5. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. - М.: ИНФРА-М, 1997. 448 с.
  6. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. – М.: Дело, 2004.  352 с.
  7. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. - М.: Экономика, 1998.  198 с.
  8. Козырин А.Н. Таможенное право России. - М.: 1995. 448 с.
  9. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации /Под. ред. В. М. Орлов. – М.: Юрист, 2004. 736 с.
  10. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. – М.: «Норма», 2004. 332 с.
  11. Косаренко Н.Н. Кочергина Т.Е. Таможенное право России. М.: Феникс, 2005г.  320с.
  12. Общее положение о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утверждено Приказом ГТК России от 12 января 2005г. № 7.
  13. Общее Положение о таможенном посте, утвержденное приказом ГТК №1082 от 10.10.2002г. (в редакции Приказа ФТС РФ от 12.01.2005 №7).
  14. Тимошенко И.В. Девяткина Е.М. Таможенное право России. Курс лекций. М.: Приор, 2004г. 208с.
  15. Трошкина Т.Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. – М.: Новая правовая культура, 2004 г. 330 с.
  16. Трошкина Т.Н., Шахматьев А. А. Правовое регулирование таможенных платежей. - М.: Новая правовая культура, 2003. 214 с.
  17. Трошкина Т.Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. – М.: Новая Правовая культура, 2004. 448 с.
  18. Фомин С.В. Международные экономические отношения.  М.: «Юркнига», 2004. 558 с.
  19. В поисках защиты / Российская газета  (13.03.2012) URL:http://www.rg.ru/2012/03/13/zaschita.html (Дата обращения 10.05.12)
  20. Последствия вступления России в ВТО для обычных граждан / NEWSLAND(24.02.2012) URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/897263/ (Дата обращения 15.05.2012)
  21. Формирование сильного рынка / ЭКСПЕРТ (07.03.2012) URL: http://www.expert.ru/2012/03/07/formirovanie-silnogo-ryinka/ (Дата обращения 15.05.2012)

 

Приложение А

Таблица А1- Основные показатели внешней торговли Российской Федерации 2008-2011 гг. млрд. долл. США

 

 

 

2008

2009

2010

2011

Внешнеторговый оборот

658,7

388,4

596,2

808,7

Экспорт

412,7

238

400,4

498,6

Импорт

246

150,2

191,8

310,1

Сальдо

166,7

88

70,25

90,51


 

 


Информация о работе Либерализация ВЭД в России и перспективы ее дальнейшего осуществления