Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей либерализации сферы ВЭД.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1) Изучить предпосылки либерализации и этапы формирования сферы ВЭД
2) Рассмотреть основные моменты внешней политики в конце 20 в., а также проанализировать современное состояние и перспективы ее развития.
При раскрытии темы курсовой работы использовались методы сравнительного, логического и формально-юридического анализа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ………………………………………....
1.1 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИ СФЕРЫ ВЭД…………………………………
1.2 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЭД В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………..
2 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЭД КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….......
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КОНЦЕ 20 ВЕКА……………………………………...
2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СЕКТОРА РОССИИ………………………………………………………………..
2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЭД РОССИИ………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2008-2011 ГГ. МЛРД. ДОЛЛ. США…………...
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ……………………………………….. |
4 |
1.1 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИ СФЕРЫ ВЭД………………………………… |
4 |
1.2 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЭД В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………….. |
7 |
2 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЭД КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ……………………....... |
14 |
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КОНЦЕ 20 ВЕКА……………………………………... |
14 |
2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО
СЕКТОРА РОССИИ……………………………………………………………… |
24 |
2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЭД РОССИИ……………………………….. |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
33 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2008-2011 ГГ. МЛРД. ДОЛЛ. США…………... |
36 |
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью и ее либерализация в наше время в России очень значимо, особенно на пороге вступления в ВТО. Тенденции расширения самостоятельности в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требовала создания механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД, включая торговых посредников.
Объект исследования – либерализации ВЭД. Предмет исследования – ВЭД России и перспективы ее развития.
Целью курсовой работы является изучение особенностей либерализации сферы ВЭД.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1) Изучить предпосылки либерализации и этапы формирования сферы ВЭД
2) Рассмотреть
основные моменты внешней
При раскрытии темы курсовой работы использовались методы сравнительного, логического и формально-юридического анализа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в нашей стране появилось в 1987 г. в связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) к ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.
Первый этап (1986—1988 гг.) характеризовался изменением принципов организации управления внешней торговлей и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи.
1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами, предоставление предприятиям-производителям права самостоятельного участия в ВЭД.
Для облегчения перестройки ВЭС ряду отраслевых министерств (агропромышленному комплексу, Минсельхозмашу, Минхимпрому, Минавиапрому и др.) были полностью переданы из состава Министерства внешней торговли двенадцать внешнеторговых объединений с закрепленной номенклатурой экспортно-импортной продукции и персоналом.
2. Расширение числа участников
ВЭД за счет создания
Второй этап (1989 — 1991 гг.) характеризовался дальнейшим развитием ВЭД и формированием системы государственного регулирования данной сферы, прежде всего нетарифного (регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование и контингентирование экспорта). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля 1989 г. получили все производители товаров и услуг.
На первых двух этапах реформы принципиальные изменения коснулись всей системы организации управления ВЭС и порядка осуществления ВЭД. Были реорганизованы структуры и изменены функции основных управленческих звеньев, отвечающих за ВЭС. Созданы новые функциональные подразделения по ВЭД на отраслевом и территориальном уровнях, а также в составе крупных предприятий—производителей экспортной продукции.
На начало 1989 г. право выхода на внешний рынок имели только 55 министерств, 150 производственных объединений и 8 межотраслевых научно-технических комплексов. В составе отдельных министерств были созданы внешнеторговые фирмы (ВТФ), самостоятельно заключавшие внешнеторговые контракты — «Лада» (завод Авто ВАЗ), «Полет» (1-й Московский часовой завод) и др. Число участников ВЭД к этому времени достигло 28 тыс.
На третьем этапе, начиная с 1992 г., усилия были направлены на создание нового механизма государственного регулирования ВЭД и более стабильной нормативной базы российского государства в условиях формирования современной внешнеэкономической стратегии и ее либерализации.
Новая стратегия ВЭД России была разработана в середине 1992 г. с учетом обстановки, сложившейся после распада СССР: разрушения хозяйственных связей, неопределенности нормативно-договорной базы ВЭД, ослабления контроля государства за экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями из-за отсутствия таможенных границ и недееспособности системы регулирования торговли со странами СНГ с использованием прежних методов, не учитывающих новой специфики внешнеэкономических отношений; отсутствия надежного банковского и валютного контроля; кризиса неплатежей и денежного обращения, негативно влияющего на курс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного средства во внешнеторговых операциях.
К внутренним факторам добавились и внешние. Прежде всего — огромный внешний долг, составивший на начало 1992 г. 81 млрд долл. (без восточноевропейских стран) и необеспеченность зарубежных активов развивающихся и слаборазвитых стран, долг которых достигал 142 млрд долл., а также резкое сокращение внешнеторгового оборота с бывшими партнерами из Восточной Европы в результате разрушения прямых и кооперационных связей и перехода к расчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам.
Сказалась также неблагоприятная конъюнктура мировых цен на готовую продукцию и сырье в результате спада деловой активности и производства в западных государствах.
Особо следует остановиться на противодействии развитых стран Запада выходу на внешние рынки российских предприятий с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию на мировых рынках вооружения, атомной и авиакосмической продукции. Выход новых государств на международные рынки противоречит интересам давно закрепившихся на них развитых стран, поэтому сопротивление со стороны последних неизбежно. Высокая интегрированность западных государств, объединенных в ряд не только политических, но и экономических союзов и организаций, позволяет предположить и в дальнейшем высокую скоординированность этого сопротивления.
Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкций в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран — членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли.
Начало рыночных реформ в России положило конец существовавшей в бывшем СССР государственном монополии на внешнеэкономическую, в том числе внешнеторговую, деятельность, когда право выхода на внешние рынки имел лишь весьма ограниченный круг специализированных государственных внешнеторговых организаций.
Фактически экономика СССР — одной из крупнейших индустриальных держав мира — развивалась в отрыве от мирового хозяйства: его доля в мировой торговле не превышала во второй половине 80-х годов 4 %.
Широкое вовлечение России в международное разделение труда и мировую экономику является одним из необходимых условий превращения нашей страны в передовое демократическое государство с рыночной экономикой.
Указом Президента РФ в ноябре 1991 г. внешнеэкономические связи были либерализованы, что явилось началом радикальной рыночной реформы. Участие во внешнеэкономических операциях разрешалось всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Это означало ликвидацию государственной монополии внешней торговли как одной из основ социалистической экономики бывшего СССР. Одновременно были ликвидированы и такие ее функции, как централизованное планирование внешнеэкономических связей, их осуществление небольшой группой (около 50) государственных монопольных экспортно-импортных объединений. На смену им пришли общепринятые в мировой практике национальные инструменты регулирования внешней торговли: лицензирование, контингентирование, таможенная политика.
Под контролем государства остались 1/4 экспорта и 1/3 импорта для централизованных нужд. Но преобладающим во внешнеторговых операциях стал частный сектор.
Одновременно
Согласно экспертным оценкам, во внешнеторговых операциях среди субъектов Российской Федерации лидируют Тюменская, Самарская, Нижегородская, Иркутская, Ростовская, Пермская области, Красноярский край, республики Татарстан и Башкортостан, города Санкт-Петербург и Москва, а также Московская и Мурманская области.
Включению России в мировые
хозяйственные связи
Наметившийся в последние годы значительный рост удельного веса стран с развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте России отражает те изменения в ориентирах внешнеэкономической деятельности нашего государства, которые складываются под влиянием таких факторов, как изменение политических режимов и переход к рыночному хозяйству бывших социалистических стран Восточной Европы, последовавший затем роспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и разрушение сложившейся более чем за сорокалетний период существования системы международного социалистического разделения труда, переход к расчетам в торговле с большинством стран в конвертируемой валюте и др.
Распад СССР оказал значительное
влияние на геополитическое положение
России и на возможности развития
внешнеэкономической
Россия также лишилась 2/3 береговой линии на Черном море. Из десятков важнейших южных портов на Черном море в пределах Российской Федерации осталось лишь два — Новороссийск и Туапсе. Наряду с изменением морских границ изменились и сухопутные западные границы, а следовательно, уменьшились внешнеторговые возможности железнодорожного транспорта. Современная Россия имеет лишь два международных железнодорожных перехода из 25 в бывшем СССР — на северо-западе (в Финляндию) и на западе — в Калининградской области (в Польшу).
Современное геополитическое положение России благоприятствует укреплению внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции нашей страны и в Европе.
Наряду с осуществляющейся в прошлом традиционной торговлей, потенциально стал возможен более широкий выбор форм и методов экономических отношений. В то же время рыночная экономика пока еще не может функционировать нормально. Причины этому следующие: значительное снижение объемов производства, рост цен, ослабление связей между предприятиями, увеличивающаяся по мере роста дефицита государственного бюджета и суммы внешних долгов нехватка средств в иностранной валюте, что ослабляет развитие внешнеэкономической деятельности.
Зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией и странами СНГ связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств.
Информация о работе Либерализация ВЭД в России и перспективы ее дальнейшего осуществления