Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей либерализации сферы ВЭД.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1) Изучить предпосылки либерализации и этапы формирования сферы ВЭД
2) Рассмотреть основные моменты внешней политики в конце 20 в., а также проанализировать современное состояние и перспективы ее развития.
При раскрытии темы курсовой работы использовались методы сравнительного, логического и формально-юридического анализа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ………………………………………....
1.1 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИ СФЕРЫ ВЭД…………………………………
1.2 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЭД В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………..
2 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЭД КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….......
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КОНЦЕ 20 ВЕКА……………………………………...
2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СЕКТОРА РОССИИ………………………………………………………………..
2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЭД РОССИИ………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2008-2011 ГГ. МЛРД. ДОЛЛ. США…………...
Экспорт товаров на государственные нужды стал осуществляться только в рамках заключаемых межправительственных соглашений, которые не должны были включать никаких льгот и освобождений в отношении пошлин и налогов, за исключением уже существующих в соглашениях с республиками бывшего СССР, а также обязывающих положений. В этих целях Правительство Российской Федерации намерено было внутренние закупки производить на конкурсной основе, международные цены в соглашениях такого рода устанавливать на мировом уровне, а любые дотации четко предусматривать в федеральном бюджете. Если в целях защиты отечественных производителей товаров, аналогичных импортируемым, или их близких заменителей потребовалось бы введение защитных мер, то они были бы основаны на мировой цене, точно определены, вводились бы в порядке, отвечающем правилам и нормам ГАТТ/ВТО, с учетом затрат потребителей и пользователей и носили бы временный и недискриминационный характер. Не был введен институт специальных экспортеров или импортеров, который мог бы быть использован для ограничения числа участников торговли. Правительство Российской Федерации обеспечило соответствие законодательства и нормативов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, указанным принципам. В целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета все льготы по импортным пошлинам, за исключением перечисленных в Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» и других законах, были отменены.
В 1995 году Правительство Российской Федерации ввело единую минимальную ставку импортной пошлины посредством повышения ее до 5 % для всех товаров, за исключением ограниченного ряда товаров, к которым применялись нулевые ставки. Все остальные ставки были приведены к ближайшему числу, кратному 5. Одновременно были понижены максимальные тарифные ставки на определенные импортные товары и снижен, таким образом, разброс по уровню импортных пошлин.
В 1996 году Правительство Российской Федерации начало замену большей части ставок, превышающих 30 процентов, внутренними акцизными сборами. До 1 октября 1995 года Правительство Российской Федерации пересмотрело специфические ставки импортных пошлин, снизив их таким образом, чтобы они не превышали эквивалентных ставок в процентах к цене товара. Кроме того, никакие дальнейшие изменения импортных ставок не должны привести к повышению средневзвешенной ставки и Правительство Российской Федерации опубликовало план дальнейшего постепенного снижения импортных пошлин в течение 3-5 последующих лет, основой которого стало снижение средневзвешенной ставки импортной пошлины не менее чем на 20 процентов к 1998 году и на 30 % - к 2000 году при максимальной ставке соответственно в 20 % и 15 %.
В 1995 году Правительство Российской Федерации завершило процесс гармонизации ставок акцизов на отечественные и импортные товары и не стало вводить или ужесточать ограничения платежей и переводов по текущим международным операциям и на импорт для целей платежного баланса, вводить или видоизменять практику использования множественных обменных курсов, либо устанавливать системы двусторонних платежей, которые не соответствовали статьям Соглашения с Международным валютным фондом. Важной задачей явилось достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся дискриминационных ограничений в отношении России и недопущение их в будущем. Для реализации этой задачи Правительство Российской Федерации наметило последовательно и целенаправленно работать над вступлением Российской Федерации в ГАТТ/ВТО, обеспечить соответствие законодательства Российской Федерации (в том числе вновь принимаемых актов) международным нормам и принципам, а также реализацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, договоренностей с США и другими странами.
В целях замены специфических ставок импортных пошлин ставками в процентах к цене товара Правительство Российской Федерации в 1996 году еще раз рассмотрело целесообразность шагов в этом направлении. А в целях совершенствования системы валютного регулирования, стабилизации валютного рынка и укрепления национальной денежной единицы было намерено:
1) осуществлять поэтапный переход к режиму полной внутренней конвертируемости рубля;
2) совершенствовать систему валютного контроля.
С 1 января 1994 г. был введен контроль над репатриацией валютной выручки от экспорта товаров. Для выполнения данной задачи была создана сеть компьютерной связи между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и банками, уполномоченными осуществлять расчеты по экспорту.
Следующим этапом совместной работы Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации стало введение в середине 1995 г. контроля над обоснованностью валютных платежей при импорте товаров, что позволило сократить потери страны примерно на 3-4 млрд. долларов США в год. Меры по созданию системы валютного контроля стали приниматься в 1995-1997 гг. на фоне общего улучшения инвестиционного климата и экономической ситуации в целом, что позволило к концу указанного периода в основном приостановить «бегство» капитала из страны и создать условия для возврата резидентами части средств, ранее размещенных за границей.
Сотрудничество с государствами - участниками СНГ за период, прошедший с момента подписания Договора о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г.) и ситуация в СНГ претерпели существенные изменения. В государствах Содружества заметно окрепло понимание без альтернативности взаимных связей, по крайней мере, на обозримую перспективу. Идеи сближения находили все большую поддержку в широких кругах общественности, в сознании которой период становления самостоятельных государств ассоциировался, в основном, с глубоким экономическим кризисом, резким обострением социальных проблем. Поэтому взаимодействие со странами Содружества становились все более конструктивным. Разработаны были механизмы, с помощью которых предполагалось постепенно устранить основные барьеры на пути торгово-экономического сотрудничества в виде тарифных и нетарифных ограничений, неплатежей между хозяйствующими субъектами. На это были нацелены многосторонние соглашения о зонах свободной торговли и создании тройственного (Россия, Беларусь, Казахстан) Таможенного союза и многостороннее Соглашение о Платежном союзе. Определенную организующую роль призван был сыграть Межгосударственный экономический комитет (МЭК), решение об учреждении которого было одобрено Советом Глав государств 21 октября 1994 года. Вместе с тем было бы явно преждевременным оценивать современное состояние сотрудничества в целом, т.к. происходило дальнейшее свертывание взаимного товарооборота. Доля стран СНГ в российском внешнеторговом обороте сократилась примерно до 20 % (в 1990 году - 60 процентов). Эта тенденция сохранялась и в 1995 г. Хроническим явлением стало невыполнение достигнутых соглашений по взаимным поставкам товаров. При этом Российской Стороной они обеспечивались в гораздо большем объеме, чем партнерами по СНГ [13, 295].
Торговые отношения России со странами СНГ не были сбалансированы: в 1993 году превышение вывоза над ввозом составило 38 %, в 1994 году - 31 %. В 1995 году степень несбалансированности торговли в целом, несколько сократилась. Но темп реализации соглашений, касающихся формирования нового механизма сотрудничества оставался крайне неудовлетворительным. Нередко интеграционные проекты встречали сопротивление партнеров по СНГ.
Основные интересы России в ближнем зарубежье на период 1995-1997 гг. можно объективно подразделить на три группы, реализация которых в среднесрочном периоде должна была быть нацелена проводимая политика:
1) геополитические и военно-стратегические;
2) экономические, гуманитарные и экологические;
3) интересы, связанные с защитой этнических россиян.
Геополитические и военно-стратегические интересы России заключаются, прежде всего, в формировании благоприятного, дружественного государственного окружения на постсоюзном пространстве странами, политически стабильными и экономически благополучными.
Позитивное решение этой проблемы - приоритетная стратегическая задача, важное звено гарантированного обеспечения национальной безопасности России. Экономические интересы России во многом определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимозависимостью с государствами - бывшими республиками СССР. Экономическая политика России в отношении стран ближнего зарубежья в 1995-1997 годах была направлена на:
1) развитие и рационализацию кооперационных хозяйственных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание российского производства, снабжение (прежде всего продовольственное) населения;
2) сохранение ведущего положения на рынке СНГ, особенно в сфере сбыта российской готовой продукции;
3) обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие союзные республики;
4) гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные товаропотоки России в третьи страны;
5) кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в структурных преобразованиях производства, в оптимизации размещения производительных сил.
Активная экономическая политика в отношении стран ближнего зарубежья рассматривается как один из рычагов оздоровления российской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства России в мировом сообществе. Нормализация на взаимовыгодной основе отношений с бывшими республиками СССР необходима и для решения гуманитарных и социальных проблем проживающего там русскоязычного населения. Основная задача России в этой области - обеспечение по отношению к этому населению твердого соблюдения общепринятых принципов и норм международного права в области прав и свобод человека. В политическом и гуманитарном отношении важно также сохранять практику тесного межнационального общения, культурного и информационного обмена, свободу передвижения и контактов населения России и государств ближнего зарубежья. Необходимо восстановить роль России как ведущего центра подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-конструкторских разработок в постсоюзном пространстве.
Реализация экономических интересов России в ближнем зарубежье и проведение соответствующей политики основывались и основываются на признании политической суверенности стран - участниц Содружества, а также выраженных ими интеграционных намерений и осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:
1) углубление экономического сотрудничества и перерастание его в подлинно интеграционные отношения, осуществляемые лишь на добровольной основе и поэтапно, с использованием как двусторонних соглашений, так и многосторонних договоренностей, с соблюдением баланса интересов стран, обеспечением недопустимости нанесения экономического ущерба партнерам при гибких и дифференцированных подходах, учитывающих их заинтересованность и готовность к сотрудничеству, эффективность намеченных проектов;
2) активная позиция России в усилении экономической консолидации стран Содружества, включающая в себя твердость в отстаивании своих экономических интересов, прежде всего в последовательном отказе от роли финансового донора;
3) оказание при необходимости помощи какой-либо из стран Содружества в разумных пределах целевым назначением, с ясными экономическими последствиями и при ответственности принимающей помощь стороны;
4) создание условий для налаживания горизонтальных связей между субъектами рынка, использование новых форм экономического сотрудничества.
Либерализация внешнеэкономической деятельности России совпала с бурным развитием глобализации мировой экономики, которая сопровождается все большей активизацией международных связей и нарастающей интернационализацией национальных экономик в систему международного разделения труда.
Обе эти тенденции нейтрализовали барьеры и препятствия по выходу отечественных предприятий на внешние рынки, а также открыли дорогу проникновению на российский внутренний рынок иностранных инвестиций и продукции. При всех проблемах внутреннего развития России на протяжении последних 20 лет ВЭД стала своего рода «эталоном» рыночных преобразований в стране. В процессе реформирования экономики страны ВЭД предприятий России заняла важное место в формировании доходной части государственного бюджета.
Положительный эффект от экономического взаимодействия с глобальным рынком проявляется, прежде всего, в дополнительных возможностях расширения отечественного производства. Узкий внутренний рынок просто не может быть потребителем всей возможной продукции отечественных предприятий, поэтому их экспортная деятельность помогает им увеличивать объем получаемых доходов и прибыли, поддерживать инвестиционную активность, а также создавать новые рабочие места. Экспортные доходы в свою очередь обеспечивают расширение внутреннего потребительского спроса и рынка в целом, что дает еще большие возможности развитию отечественного производства. Либерализация ВЭД российских предприятий помогла решить многие проблемы и запустила ряд полезных для экономики страны процессов: наполнение внутреннего рынка, создание конкуренции, санацию экономически неэффективных производств, начало использования современных методов управления, сделала необратимым движение к рыночному хозяйству.
Развитие ВЭД предприятий и устранение барьеров во внешней торговле предоставляют возможность еще больше использовать преимущества национальной экономики, которые будут определять характер ее торговли. Страна будет экспортировать те товары, в производстве которых она относительно эффективна, а импортировать те товары, где она относительно неэффективна. Таким образом, отечественная экономика будет использовать свои ресурсы более эффективно, чем бы это было в закрытой экономике.
Стоит отметить положительные моменты в сфере финансов и денежного обращения. Экспортная выручка, а также притекающие в страну иностранные инвестиции, так или иначе, увеличивают денежное предложение, что устраняет для предприятий России остроту проблем, связанных с их кредитованием. Раздвигаются границы заемных средств и инвестиций, которыми ограничены отечественные финансовые организации.
Прямые иностранные инвестиции и импорт зарубежных товаров позволяют отечественным предприятиям и банкам повышать свою капитализацию, внедрять передовые технологии, проводить техническую реконструкцию и совершенствовать методы управления.
Но отсутствие сбалансированной и четкой политики в управлении внешнеэкономической сферой и развитии внешнеэкономических связей России породило множество проблем для экономики в целом. Во-первых, основным рынком сбыта продукции для большинства крупных компаний России выступает исключительно внешний рынок, куда в огромных количествах поставляются энергоносители (более 60% всего объема экспорта) и необработанные металлы (около 20%). То есть прослеживается международная специализация России как поставщика сырья на мировой рынок. Это подтверждается показателем индекса относительной специализации России в МРТ, определяющегося как степень соответствия структуры экспорта страны мировой структуре, который находится на уровне 13% [3]. Во-вторых, как следствие открытости экономика России стала подверженной и чувствительной к конъюнктурным изменениям на мировых рынках: к изменению внешнего спроса, мировых цен на товары, курсов валют и т.д.
По причине этих двух основных проблем – отсутствия должной диверсификации отечественной экономики и резкого изменения конъюнктуры – экономике России не удалось избежать резкого падения экспорта в результате мирового финансово-экономического кризиса. Кризис показал недостаточную подготовленность институциональной структуры российской экономики к ответу на внешние вызовы, однобокость ее экспортной ориентации, а также чрезмерную зависимость российских предприятий от заимствований на мировом финансовом рынке.
Даже в период бурного экономического роста России, продолжавшегося почти 10 лет, практически не изменилась сложившаяся еще в прошлом структура промышленного производства с преобладанием добывающих отраслей и отраслей по первичной переработке сырья. В это же время постоянно ослаблялись позиции отечественных предприятий на внутреннем рынке, что было связано с перманентным укреплением национальной валюты и с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции в сравнении с зарубежными аналогами.
Информация о работе Либерализация ВЭД в России и перспективы ее дальнейшего осуществления