Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей либерализации сферы ВЭД.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1) Изучить предпосылки либерализации и этапы формирования сферы ВЭД
2) Рассмотреть основные моменты внешней политики в конце 20 в., а также проанализировать современное состояние и перспективы ее развития.
При раскрытии темы курсовой работы использовались методы сравнительного, логического и формально-юридического анализа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....
1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ………………………………………....
1.1 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИ СФЕРЫ ВЭД…………………………………
1.2 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЭД В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………..
2 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВЭД КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….......
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КОНЦЕ 20 ВЕКА……………………………………...
2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СЕКТОРА РОССИИ………………………………………………………………..
2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЭД РОССИИ………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2008-2011 ГГ. МЛРД. ДОЛЛ. США…………...
В настоящее время следует выделить три главных направления осуществления сделок зарубежных партнеров с Россией и другими странами СНГ.
Экспортно-импортные отношения (операции с товарами, в том числе поставки и в третьи страны).
Совместное
3. Разработка природных ресурсов — нефти, газа, леса, угля, цветных металлов и др.
В процессе разработки проектов сделок каждое из этих направлений рассматривается с учетом поставленной цели и краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов.
Краткосрочные интересы связаны, прежде всего с наименее рискованными и вполне реальными экспортно-импортными операциями. При этом зарубежный партнер, экспортируя товары в Россию, учитывает, конечно, надежность платежных средств российского партнера, а импортируя товары из нашей страны, строгое осуществление поставок в соответствии с контрактными обязательствами.
Среднесрочные интересы касаются проектов, реализацию которых можно осуществить в срок от 3 до 5 лет. В процессе их разработки может возникнуть ряд серьезных и спорных проблем, которые необходимо осмыслить и уже окончательно определить, заниматься ли тем или иным проектом.
Долгосрочные интересы связаны с проектами, осуществляемыми за пределами 5 лет. В основном это проекты по разработке природных ресурсов. Здесь требуются капиталовложения. Применительно к нашей стране необходимо выделение государственных кредитных средств.
Продвижение средне- и долгосрочных
проектов в странах СНГ зарубежные
партнеры неотъемлемо связывают
с нашей экономической и
Зарубежные партнеры рассматривают Россию как страну, имеющую наибольшие перспективы в экономическом плане из всех стран СНГ. Но и здесь они находят проблемы, тормозящие осуществление сделок.
1. Снижение роли
Недостаточная стабилизация банковско-финансовой системы. Среди мер, предпринятых в последние полтора-два года, следует отметить учреждение в ведущих экономических районах России (на Урале, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке).
Задержка выплаты платежей, инвестирование иностранного капитала. Зарубежных партнеров на уровне, как правительственных организаций, так и банков и отдельных компаний беспокоит проблема долговых обязательств стран СНГ. Невыплаченные долговые обязательства составляют значительную сумму.
Между тем прямое инвестирование иностранного капитала приобретает все большую важность для развития российской экономики. С помощью иностранных инвестиций можно частично компенсировать нехватку собственных средств, поднять уровень техники и технологии, повысить квалификацию управленческих кадров, тем самым, способствуя адаптации экономики России в мировое сообществе. Российская экономика, имеющая емкий внутренний рынок, богатейшие природные ресурсы, по-прежнему привлекает иностранных инвесторов.
В соответствии с Указом Президента РФ был создан Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ. Этот орган призван взять на себя координацию решения проблем иностранных инвестиций в российскую экономику.
4. Сложность функционирования совместных предприятий (СП), предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). С самых первых моментов создания и функционирования ПИИ в нашей стране зарубежных партнеров беспокоил вопрос предоставления более льготного режима участия. Прогрессивные изменения здесь, конечно, есть. Так, например, Россия признала за зарубежным партнером право на 100% инвестиций.
ПИИ становятся заметным элементом рыночного сектора российской экономики. Материально-техническое снабжение производства и сбыт продукции, финансирование текущих и инвестиционных операций, подбор персонала и определенное социальное обеспечение своих работников эти предприятия осуществляют исключительно на основе горизонтальных связей с внутренними и зарубежными партнерами, без какого-либо участия государственных органов экономического управления. Основные экономические показатели, такие, как производительность труда и фондоотдача, в целом по совокупности совместных предприятий выше, чем по государственным предприятиям.
В структуре продаж ПИИ на внутреннем рынке растет доля импортируемых потребительских товаров, компьютеров и оргтехники, а также машин, оборудования, автомобилей, закупаемых у российских производителей и реализуемых по свободным ценам в России, за рубежом. Таким образом, однозначно можно сказать, что в сфере промышленного производства мало совместных предприятий, а между тем это направление деятельности открывает богатейшие возможности для внедрения совершенных технологий и обучения кадров, способных управлять современным производством.
Увеличивалось число предприятий с иностранными инвестициями в автономиях, краях, областях РФ, в том числе отдаленных, наращивался объем выпуска такими предприятиями товаров на внутренний рынок, росли объемы реинвестиций их прибыли в хозяйство страны.
Чрезвычайно емкий российский рынок, богатые природные ресурсы, относительно дешевая рабочая сила, энергообеспеченность, существенный научно-технический и производственный потенциал сохраняют свое значение как привлекательные для зарубежных инвесторов параметры принимающей страны.
К сожалению, многие предприятия отходят от уставной деятельности и работают как посредники, без привлечения новейших технологий или крупных инвестиций.
Отсутствие четкого правового
законодательства препятствует вовлечению
иностранных предприятий в
Становление новой системы внешнеэкономических связей рыночного типа, которая придет на смену авторитарному централизованному контролю над внешнеэкономической деятельностью, доминировавшему в недалеком прошлом, приведет к успеху внешнеэкономической политики государства.
Либерализация внешнеэкономической деятельности является ключевым элементом в реализации основных задач экономической политики Правительства Российской федерации
Либерализация внешнеэкономической деятельности является ключевым элементом в реализации основных задач экономической политики Правительства Российской Федерации. Реформы во внешнеэкономической сфере, проводившиеся в последние годы прошедшего тысячелетия, были нацелены, прежде всего, на более эффективное включение Российской Федерации в систему международного разделения труда и на формирование экономически обоснованных торговых отношений с зарубежными странами.
К началу нового века внешнеэкономическая деятельность России уже базировалась на принципиально новых нормативно-правовой базе и механизмах государственного регулирования, разработанных в соответствии с требованиями адаптации страны к условиям рыночной экономики и интеграции в мировое экономическое пространство. В основе этого механизма лежали ограниченное использование нетарифных методов регулирования экспорта специфических товаров, продукции военного и двойного назначения, а также товаров, поставляемых в рамках международных обязательств России, обязательная продажа 50 процентов валютной выручки экспортерами и использование таможенного тарифа для финансовой стабилизации и защиты внутреннего рынка от негативного влияния перехода на мировые цены и иностранной конкуренции. Несмотря на ряд издержек и объективно обусловленных отрицательных последствий форсированного «открытия» экономики, можно констатировать, что период «сжатия» внешнеторгового оборота за счет уменьшения идеологического и политического давления на внешнеэкономические связи к 1994 году завершился.
Важным итогом в развитии внешнеэкономических связей страны явилось устойчивое положительное сальдо торгового баланса, достигнутое преимущественно за счет резкого сокращения так называемого централизованного импорта, что позволило значительно ослабить нагрузку на расходную часть федерального бюджета, вследствие отмены импортного субсидирования. Тем самым удалось создать предпосылки для выхода из тяжелейшего валютно-финансового кризиса в среднесрочной перспективе.
Но помимо решения такой традиционно важной задачи, как развитие экспорта - основного источника валютных поступлений и обеспечения импортных поставок, настала необходимость осуществлять принципиально новые функции:
1) реализацию рыночной концепции интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей;
2) аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для проведения структурной перестройки экономики и ее сбалансированного роста; - обеспечение экономической поддержки внешнеполитических акций Российской Федерации и поиск путей взаимовыгодного сотрудничества в условиях проводимой экономической реформы;
3) защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и неравномерной иностранной конкуренции на этапе становления в России рыночных отношений.
При этом должны быть обеспечены государственная поддержка и стимулирование внешнеэкономической деятельности, а также необходимый контроль в этой сфере. Дальнейшее «открытие» экономики страны следовало проводить с учетом предшествующего опыта реформы внешнеэкономической деятельности, обеспечивая стыковку систем регулирования внешнеэкономического и внутрихозяйственного комплексов, а также соблюдение интересов экономической безопасности страны. Последовательную либерализация внешнеэкономических связей необходимо было увязывать с мерами по поддержке отечественного экспорта готовой продукции, а мероприятия по стимулированию экспорта должны были носить согласованный характер по отношению к либерализации.
В течение 1995-1997 годов в регулировании экспорта предстояло осуществить переход от ограничительной политики к поощрительной, последовательно содействуя формированию прогрессивной структуры экспорта и создавая соответствующую систему его государственной поддержки. Основные усилия государственных органов были сосредоточены на стимулировании экспорта, особенно экспорта продукции с высокой степенью обработки. В этих целях Правительство предусмотрело:
1) принять и приступить к реализации Федеральную программу развития экспорта;
2) на базе созданного Росэксимбанка развивать системы кредитования и страхования экспорта.
В начале 1995 года в целях регулирования внешнеэкономической деятельности был осуществлен ряд важных мероприятий:
1) отменено квотирование экспорта, за исключением экспортных поставок в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации;
2) ликвидирован институт спецэкспортеров;
3) прекращены экспортные поставки для федеральных государственных нужд, имеющие целью извлечение дохода из разницы между мировыми и внутренними ценами.
В ближайшее время Правительство Российской Федерации намерено осуществить ряд дополнительных мер по совершенствованию внешнеэкономической деятельности, в частности:
1) внедрен конкурсный механизм определения экспортеров, осуществляющих поставки в рамках межправительственных обязательств Российской Федерации;
2) осуществлено, по мере выравнивания внутренних и мировых цен, снижение экспортных пошлин в 1995 году;
3) усилен контроль за внешнеэкономической деятельностью на основе более тесной координации работы систем регистрации экспортных контрактов и валютного контроля и объединены информационные системы контроля за репатриацией валютной выручки Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Банка России, что позволило сконцентрировать усилия на обеспечении максимального поступления в страну валюты от экспорта.
Либерализация внешнеэкономической деятельности должна была сопровождаться неукоснительным исполнением участниками внешне-экономических связей соответствующих нормативно-правовых актов, в связи с чем необходим был также и эффективный контроль со стороны государства за исполнением действующего законодательства. А регулирующая роль государства была ограничена признанными международными стандартами и осуществлялась в полном соответствии с правилами и нормами ГАТТ/ВТО.
В качестве общего правила предполагалось отменить количественные ограничения по экспортно-импортным операциям Российской Федерации. Нетарифные ограничения во внешней торговле, в том числе лицензии на экспорт и импорт конкретных видов продукции и запреты на экспорт и импорт, стали вводиться исключительно в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, сохранения обороноспособности государства и международной безопасности, охраны здоровья населения, защиты окружающей среды, сохранения культурного, исторического и археологического наследия Российской Федерации. Что касается конкретных аспектов экспортного режима, то после отмены с 1 января 1995 г. экспортных квот они стали использоваться только в случаях, предусмотренных международными соглашениями Российской Федерации. Правительство не предусматривало введение новых мер, ни формальных, ни фактически осуществляемых по ограничению экспорта, в том числе по принудительному контролю качества экспортируемых товаров и цен на них, а также по обязательным поставкам на внутренний рынок.
Информация о работе Либерализация ВЭД в России и перспективы ее дальнейшего осуществления