Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:20, курс лекций
Для современного периода развития мировой экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.
Внешнеэкономические связи – торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.
ТЕМА 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
ЛЕКЦИЯ 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ» И «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 8
ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 13
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13
Контрольные вопросы к теме №1: 23
ТЕМА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЛЕКЦИЯ 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
СИСТЕМА ОРГАНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
Тарифное регулирование внешней торговли в
Республике Беларусь 33
Нетарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь 37
Контрольные вопросы к теме №2: 39
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИ-
ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
ЛЕКЦИЯ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 41
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЯ 43
Контрольные вопросы к теме №3: 46
ТЕМА 4: МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 47
ЛЕКЦИЯ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 47
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 47
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ СДЕЛКА 50
УНИФИКАЦИЯ ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 52
Контрольные вопросы к теме №4: 56
ТЕМА 5. ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ
НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 57
ЛЕКЦИЯ 5. ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 57
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРАГЕНТОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 57
КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА СТРАНЫ И ФИРМЫ КОНТРАГЕНТА 62
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ФИРМАХ – КОНТРАГЕНТАХ 66
ДОСЬЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ФИРМЫ 73
Контрольные вопросы к теме №5: 76
ТЕМА 6. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 77
ЛЕКЦИЯ 6. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 77
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА 77
КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОФЕРТЫ) И ВИДЫ ОФЕРТ 78
ЗАПРОСЫ (ЗАКАЗЫ) И ВЫСТАВКИ-ЯРМАРКИ КАК
ИНСТРУМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК 81
Контрольные вопросы к теме №6: 83
ТЕМА 7. ДОГОВОР – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84
ЛЕКЦИЯ 7. ДОГОВОР – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРАКТА (ДОГОВОРА) И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО СОСТАВЛЕНИЮ 84
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ 88
ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА
КУПЛИ-ПРОДАЖИ 89
Контрольные вопросы к теме №7: 91
ТЕМА 8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕ-ТОРГОВОГО ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 92
ЛЕКЦИЯ 8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 92
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА 92
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЕЙ ДОГОВОРА 93
Вводная часть (преамбула) 93
Предмет договора 94
Количество 94
Срок и дата поставки 97
Цена и общая сумма договора 100
Базисные условия поставки 110
Качество товара 110
Условия платежа 114
Упаковка и маркировка 124
Сдача-приемка 126
Страхование 129
Претензии (рекламации) 130
Санкции 133
«Форс-мажор» или обстоятельства
непреодолимой силы 134
Решение споров или арбитраж 135
Другие условия договора 136
Контрольные вопросы к теме №8: 137
ТЕМА 9. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ. INCOTERMS-2000 138
ЛЕКЦИЯ 9. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ.
INCOTERMS-2000 138
СУЩНОСТЬ БАЗИСНЫХ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ, ЦЕЛЬ
И ЗАДАЧИ INCOTERMS 138
СТРУКТУРА INCOTERMS-2000 141
Краткое содержание базисных условий
поставки по INCOTERMS-2000 144
Контрольные вопросы к теме №9: 150
ТЕМА 10. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ
ОПЕРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 151
ЛЕКЦИЯ 10. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 151
СУЩНОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 151
ВИДЫ ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И
ТОРГОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ 154
УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПОСРЕДНИКОВ НА РЫНКАХ 159
Контрольные вопросы к теме №10: 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 212
ЛИТЕРАТУРА 218
7. Что такое торговые обычаи и какова их роль в международной торговле?
Основные понятия:
контрагенты; категории контрагентов; критерии и принципы выбора контрагента; источники информации; досье и информационная карта фирмы.
Одним из основных условий успешного осуществления международных торговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента) Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
В зависимости от целей и характера деятельности контрагентов на мировом рынке можно разделить на 4 категории:
Большая часть международных торговых операций осуществляется фирмами. Рассмотрим подробнее эту категорию.
Термин "фирма" (в переводе с итальянского означает подпись на деловом документе) применяется в мировой практике для условного обозначения контрагента, преследующего коммерческие цели. Под фирмой понимается предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства с целью извлечения прибыли.
В странах с рыночной экономикой отработана четкая система классификации фирм. Они классифицируются по ряду критериев:
По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций фирмы могут быть промышленными (если более 50% оборота составляет собственная продукция), сельскохозяйственными и агропромышленными (осуществляют переработку и сбыт основных видов продукции фермерских хозяйств), торговыми (осуществляют внешнеторговые операции по купле-продаже товаров и услуг), транспортными (обеспечивают перевозку товаров по внешнеторговым сделкам), страховыми (выполняют операции страхования), инжиниринговыми (предоставляют комплекс услуг инженерно-технического характера), туристическими (предметом торговли являются туристические услуги) и т.д.
Что касается правового положения, то надо отметить следующее. Каждая фирма, которая участвует в хозяйственной деятельности, относится к определенной правовой форме и действует в соответствии с нормами гражданского и торгового права своего государства. Знание правового положения фирмы дает ответы на следующие вопросы:
Правовая форма определяет ответственность и правомочность пайщиков фирмы, формы отчетности, порядок налогообложения полученной прибыли, порядок ликвидации фирмы и ряд других аспектов, которые необходимо знать при установлении деловых отношений с фирмой.
По правовому положению фирмы подразделяются на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, разные формы товариществ, индивидуальные предприниматели или коммерсанты. Главные отличия между основными юридическими формами состоят:
Хотелось бы отметить, что в соответствии с нормами гражданского и торгового права отдельных государств, правовые формы отличаются и имеют свои специфические особенности.
Наименование фирмы
В международной торговле достаточно часто встречаются фирмы с указанием на правовое положение LLC (Limited Liability Company). Такие фирмы, как правило, зарегистрированы в оффшорных зонах, и, в частности, в штате Делавер (США). Они представляют собой товарищества, доходы которых облагаются налогами только после перераспределения между действующими владельцами и декларируются как их личные доходы. Привлекательность фирм LLC состоит в том, что их владельцы получают доход без вычета федеральных налогов США (т.е., нет высоких корпоративных налогов, есть только личные).
По характеру собственности фирмы подразделяются на частные, государственные и кооперативные.
По принадлежности капитала и контролю различают национальные, иностранные и смешанные.
По объему операций фирмы делятся на крупные, средние и мелкие (малые), в зависимости от количества работающих и оборота, причем в разных странах эти критерии неодинаковы. Так, например, в Германии к малым фирмам – до 49 человек работающих, средние – от 49 до 500 человек. В США к малым относятся фирмы с количеством работающих до 499 человек, к средним – свыше 500 человек. В странах Европейского Союза: малые фирмы – до 49 человек, средние – от 50 до 249 человек работающих.
По характеру хозяйственных отношений и целям объединения – это могут быть картели, тресты, концерны, холдинги. На международных рынках действуют крупные ТНК, которые создают в различных странах сбытовые, производственные, экспортные дочерние компании (юридически самостоятельные, но под строгим контролем материнской компании), которые выступают на рынках других стран в качестве контрагентов.
Государственные органы и организации. Они обычно не преследуют коммерческих целей в отличие от государственных фирм. В коммерческих операциях могут принимать участие лишь те министерства и ведомства, которые имеют специальное разрешение правительства. Например, в США – это Управление государственным имуществом, которое производит закупки и распродажи стратегических материалов, а также осуществляет продажу на внешнем рынке серебра из запасов правительства США. В Англии – это Министерство торговли и промышленности, в Индии – Министерство обороны и Министерство сельского хозяйства, через которое осуществляется 90% импорта сельскохозяйственной продукции.
Союзы или объединения предпринимателей. От фирм они отличаются тем, что целью их деятельности является не получение прибыли, а представление групп бизнесменов в правительственных органах и оказание содействия частным предпринимателям в расширении их экспорта. Например, в Южной Корее существует Корейская международная торговая ассоциация. В ведении союзов предпринимателей находятся вопросы стандартизации продукции, организации консультационных служб, подготовки кадров, ведения отраслевой статистики и т.д. Могут быть отраслевые, территориальные союзы и союзы по роду деятельности (торговые, промышленные, туристические и т.д.).
В ряде стран (Япония, Швеция, Франция) отраслевые союзы предпринимателей выступают как представители отрасли. Большая часть союзов не осуществляет торговых операций, но, например, в Финляндии существуют 4 союза, имеющие монопольное право на экспорт продукции лесобумажной промышленности от имени своих участников.
В Республике Беларусь создан Белорусский союз предпринимателей и ряд других.
Международные экономические организации системы ООН выступают на мировом рынке как крупные покупатели товаров и услуг. Среди них крупнейшими организациями по купле-продаже товаров и услуг на мировом рынке являются ПРООН (Программа развития ООН) и ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию).
За счет целевых добровольных взносов государств – участников системы технического сотрудничества в рамках ООН образуются (формируются) фонды финансирования ПРООН. Государства могут производить поставки оборудования и материалов в качестве взносов. ПРООН регулирует объем и направление средств по оказанию многосторонней экономической и технической помощи. В основном за счет финансирования ПРООН осуществляется строительство инвестиционных объектов (на суммы более 10 млн долларов США). ПРООН в этом случае берет на себя выполнение "проектов техпомощи" на условиях контракта субподряда с государственными органами или частными фирмами развивающихся стран. Непосредственными исполнителями проектов выступают другие специализированные организации системы ООН: ЮНИДО, ЮНЭП (Программа по охране окружающей среды), МОТ (Международная организация труда), ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН).
В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций участники прибегают к детальному изучению как потенциального круга возможных контрагентов, конкретных фирм и организаций, действующих контрагентов и конкурентов. Изучение деятельности контрагента – общепринятый элемент проведения торговой операции.
Существует много
Выбор контрагента в большой степени зависит от характера сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д.), а также предмета сделки. При этом возникают 2 вопроса: в какой стране и у какого иностранного контрагента лучше купить или продать необходимый товар.
Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями учитывают, прежде всего, характер торгово-политических отношений с этой страной: предпочтение отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации. В настоящее время Республика Беларусь подписано более 50 международных торгово-экономических соглашений, в которых установлены определенные режимы торговли.
При выборе фирмы исключительно важно изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, учитывая такие критерии, как:
Всестороннее изучение деятельности фирм с учетом этих критериев позволит объективно подойти к выбору надежного потенциального партнера по внешнеэкономической сделке.
Как правило, сбором данных о контрагентах занимаются внешнеторговые или внешнеэкономические организации, фирмы, отделы, бюро и т.д. Такие структурные подразделения созданы, практически, на всех предприятиях Республики Беларусь.
Оперативно-коммерческая работа по изучению фирм во внешнеторговых организациях должна включать:
Суммируя практический опыт и общепринятые методики оценки потенциального партнеров, их надежности и выгодности, можно выделить ряд принципов, которые позволяют объективно подойти к выбору партнера-контрагента.
Основные принципы выбора фирмы-контрагента:
Прежде всего, необходимо оценить степень солидности делового партнера. Под степенью солидности фирмы подразумеваются количественные показатели деятельности (так называемые показатели производственно-рыночной деятельности фирмы), масштаб операций, степень платежеспособности, а также степень доверия, которую ей оказывают банки. Показатели производственно-рыночной деятельности фирмы можно разделить на 2 группы: общие (основные) и частные. К общим показателям относятся: чистая прибыль, полученная фирмой; объем продаж или оборот; показатели рентабельности производственно-рыночной деятельности фирмы, темпы роста объемов ее продаж и активов, качественный и количественный состав оборотного капитала; наличие в нем достаточного количества платежных средств; соотношение между собственным и заемным капиталом. Частные показатели – это показатели платежеспособности фирмы (коэффициенты ликвидности и покрытия).
Информация о работе Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"