Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:20, курс лекций
Для современного периода развития мировой экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.
Внешнеэкономические связи – торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.
ТЕМА 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
ЛЕКЦИЯ 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ» И «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 8
ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 13
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13
Контрольные вопросы к теме №1: 23
ТЕМА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЛЕКЦИЯ 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
СИСТЕМА ОРГАНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
Тарифное регулирование внешней торговли в
Республике Беларусь 33
Нетарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь 37
Контрольные вопросы к теме №2: 39
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИ-
ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
ЛЕКЦИЯ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 41
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЯ 43
Контрольные вопросы к теме №3: 46
ТЕМА 4: МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 47
ЛЕКЦИЯ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 47
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 47
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ СДЕЛКА 50
УНИФИКАЦИЯ ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 52
Контрольные вопросы к теме №4: 56
ТЕМА 5. ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ
НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 57
ЛЕКЦИЯ 5. ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 57
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРАГЕНТОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 57
КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА СТРАНЫ И ФИРМЫ КОНТРАГЕНТА 62
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ФИРМАХ – КОНТРАГЕНТАХ 66
ДОСЬЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ФИРМЫ 73
Контрольные вопросы к теме №5: 76
ТЕМА 6. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 77
ЛЕКЦИЯ 6. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 77
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА 77
КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОФЕРТЫ) И ВИДЫ ОФЕРТ 78
ЗАПРОСЫ (ЗАКАЗЫ) И ВЫСТАВКИ-ЯРМАРКИ КАК
ИНСТРУМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК 81
Контрольные вопросы к теме №6: 83
ТЕМА 7. ДОГОВОР – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84
ЛЕКЦИЯ 7. ДОГОВОР – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРАКТА (ДОГОВОРА) И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО СОСТАВЛЕНИЮ 84
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ 88
ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА
КУПЛИ-ПРОДАЖИ 89
Контрольные вопросы к теме №7: 91
ТЕМА 8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕ-ТОРГОВОГО ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 92
ЛЕКЦИЯ 8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 92
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА 92
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЕЙ ДОГОВОРА 93
Вводная часть (преамбула) 93
Предмет договора 94
Количество 94
Срок и дата поставки 97
Цена и общая сумма договора 100
Базисные условия поставки 110
Качество товара 110
Условия платежа 114
Упаковка и маркировка 124
Сдача-приемка 126
Страхование 129
Претензии (рекламации) 130
Санкции 133
«Форс-мажор» или обстоятельства
непреодолимой силы 134
Решение споров или арбитраж 135
Другие условия договора 136
Контрольные вопросы к теме №8: 137
ТЕМА 9. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ. INCOTERMS-2000 138
ЛЕКЦИЯ 9. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ.
INCOTERMS-2000 138
СУЩНОСТЬ БАЗИСНЫХ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ, ЦЕЛЬ
И ЗАДАЧИ INCOTERMS 138
СТРУКТУРА INCOTERMS-2000 141
Краткое содержание базисных условий
поставки по INCOTERMS-2000 144
Контрольные вопросы к теме №9: 150
ТЕМА 10. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ
ОПЕРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 151
ЛЕКЦИЯ 10. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 151
СУЩНОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 151
ВИДЫ ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И
ТОРГОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ 154
УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПОСРЕДНИКОВ НА РЫНКАХ 159
Контрольные вопросы к теме №10: 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 212
ЛИТЕРАТУРА 218
Экономика страны ориентирована на внешние рынки. Беларусь в основном экспортирует продукцию обрабатывающей промышленности:
- 90% произведенных тракторов,
- 80-90% калийных удобрений;
- 70-80% металлообрабатывающих станков,
Включению республики в систему международного разделения труда способствует благоприятное геополитическое положение. По ее территории проходят коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину с государствами Балтии, страны Азии с Европой.
Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 166 странами мира и поставляет на экспорт более 1000 наименований изделий. Основные внешнеторговые партнеры страны – Россия, Украина, Польша, Латвия, Германии, Литва, США и др. Страновыми приоритетами для Республики Беларусь являются страны бывшего социалистического лагеря, отдельные страны Юго-Восточной Азии, Латинская Америка, Ближний Восток и страны Персидского залива, юг Африки.
Расширение участия Беларуси в международных экономических связях возможно в различных отраслях и, особенно, в таких, как:
Следует отметить, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16% и 4% соответственно). В республике имеются благоприятные возможности для развития молочно-мясного скотоводства, для поставки на мировой рынок высококачественной продукции изо льна, керамики, стекла, хрусталя, а также традиционно национальной продукции из местного сырья, не имеющей аналогов в мире (изделия из глины, льна, соломки).
В товарной структуре экспорта преобладают минеральные продукты, транспортные средства, механические и электрические машины и оборудование, продукция химической и текстильной промышленности.
Выполнение прогнозного показателя по экспорту товаров эксперты считают результатом системной работы Правительства, регионов и предприятий. В частности, подчеркивается роль мер тарифного регулирования, например, введение нулевых ставок вывозных таможенных пошлин на такие виды продукции, как лесоматериалы, прокат черных металлов, бумага, а также снижение с 43,5% до 21% размера антидемпинговых пошлин, применяемых Европейским Союзом в отношении белорусских химических волокон и жгута (решение Совета ЕС от 8 октября 2002 года). Товарная структура экспорта представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Товарная структура экспорта в 2007 году
Наименование статьи экспорта |
В % к итогу |
Машины, оборудование и транспортные средства |
25,7 |
Минеральные продукты |
20,7 |
Черные и цветные металлы и изделия из них |
8,1 |
Продукция химической промышленности |
17,4 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
5,2 |
Продукция легкой промышленности и сырье для ее производства |
8,6 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
7,8 |
Прочие |
6,5 |
Товарная структура импорта представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Товарная структура импорта в 2007 году.
Наименование статьи импорта |
В % к итогу |
Машины, оборудование и транспортные средства |
23,5 |
Минеральные продукты |
26,2 |
Черные и цветные металлы и изделия из них |
11,2 |
Продукция химической промышленности |
14,0 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
3,5 |
Продукция легкой промышленности и сырье для ее производства |
5,2 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
12,8 |
Прочие |
3,2 |
Произошло снижение среднеконтрактных цен на экспортируемую продукцию в целом на 2%, которое объясняется падением общемировых цен на отдельные виды сырья – нефть, черные металлы. Параллельно снизились на 1,4% цены на импортируемые республикой товары. Вместе с тем в торговле со странами СНГ зафиксирован рост цен на ряд промышленных товаров, в том числе – строительный кирпич, минеральные удобрения, телевизоры, пиломатериалы.
Основные торговые партнеры Республики Беларусь в 2007 году представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Основные торговые партнеры
во внешней торговле
Республики Беларусь в 2007 году
Страна |
Экспорт |
Импорт |
В % к объему |
В % к объему | |
Россия |
50,1 |
65,1 |
Украина |
3,4 |
3,2 |
Латвия |
6,4 |
0,4 |
Литва |
3,2 |
1,2 |
Польша |
3,4 |
2,4 |
Германия |
4,3 |
7,7 |
Эстония |
0,8 |
0,0 |
Китай |
2,7 |
0,5 |
Нидерланды |
3,4 |
0,9 |
США |
1,1 |
1,1 |
Великобритания |
6,1 |
0,8 |
Италия |
1,6 |
2,4 |
Бразилия |
1,1 |
1,2 |
Венгрия |
0,9 |
0,3 |
1. Дайте определение понятий «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность».
2. На каких уровнях
3. На каких принципах основана
внешнеэкономическая политика
4. Назовите субъектов
5. Что относится к ведению
Республики Беларусь как
6. Назовите формы
7. Что такое внешняя торговля?
8.Что определяет
9. Охарактеризуйте
10. Дайте характеристику товарной
и региональной структуры
11. Кто является основными
Основные понятия:
государственное регулирование;
экономические и административн
Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях развитой рыночной экономики существует объективная необходимость в государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Государство при этом призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры по всемерному увеличению экспорта, привлечению иностранных инвестиций, защите интересов хозяйствующих субъектов, законодательно закреплять условия существования во внешнеторговой деятельности и контроля за их неукоснительным соблюдением, как резидентами, так и нерезидентами. В целом государственное регулирование внешней торговли представляет собой систему мер воздействия различных общественных институтов и государственных органов на внешнеторговые связи с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда.
Государственное регулирование экономики в целом осуществляется посредством различных форм и методов, важнейшими из которых являются прогнозирование, планирование и программирование. В условиях государственного регулирования внешнеторговой деятельности прогнозирование преследует цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться мировой рынок. Планирование направлено на координирование позиций государственного и частного сектора в области внешней торговли, в процессе планирования на каждые 3-5 лет намечаются необходимые объемы промышленной продукции, размеры капитальных вложений, размеры желаемого роста производства и т.д. Программирование осуществляется через соответствующие программы.
Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, хотя в этой сфере до сих сталкиваются 2 противоречивые тенденции: протекционизм, т.е. защита собственного производства от иностранной конкуренции и либерализация, т.е. предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок. Практически все государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеторговой деятельности резидентов и нерезидентов.
В соответствии с мировой практикой государства используют 2 набора методов регулирования:
Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок). Для этой цели используются такие экономические инструменты как налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом государство не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности соответствующих операций и тем самым эффективно воздействует на решение хозяйствующих субъектов о целесообразности их проведения.
В условиях развитой рыночной структуры экономические методы являются наиболее действенными. При этом, как правило, всяческими льготами стимулируется экспорт и в некоторых случаях ограничивается импорт, в частности, высокими ввозными пошлинами. Обычно льготы являются не дискриминационными, чтобы создавать равные условия для всех участников внешней торговли.
Главным инструментом в руках государства
при регулировании внешней
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации их на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Административные (нетарифные) методы государственного регулирования внешнеторгового оборота включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны. По мнению специалистов во внешнеторговом обороте используется более пятидесяти видов нетарифных ограничений.
По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения подразделяются на 5 основных групп:
Количественные ограничения
Квотирование – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, в основе которой лежит ограничение государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных (экспортных) квот. Квотирование реализуется через систему лицензирования.
Лицензирование – регулирование внешнеторговой деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом конкретной фирме на осуществление 1 внешнеторговой сделки. Генеральная – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок.
В следующей группе нетарифных ограничений наибольшее распространение имеют антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза на момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране. Основная цель применения – нейтрализация негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Информация о работе Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"