Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:20, курс лекций
Для современного периода развития мировой экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.
Внешнеэкономические связи – торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.
ТЕМА 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
ЛЕКЦИЯ 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ» И «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 8
ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 13
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13
Контрольные вопросы к теме №1: 23
ТЕМА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЛЕКЦИЯ 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
СИСТЕМА ОРГАНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
Тарифное регулирование внешней торговли в
Республике Беларусь 33
Нетарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь 37
Контрольные вопросы к теме №2: 39
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИ-
ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
ЛЕКЦИЯ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 41
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЯ 43
Контрольные вопросы к теме №3: 46
ТЕМА 4: МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 47
ЛЕКЦИЯ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 47
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 47
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ СДЕЛКА 50
УНИФИКАЦИЯ ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 52
Контрольные вопросы к теме №4: 56
ТЕМА 5. ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ
НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 57
ЛЕКЦИЯ 5. ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 57
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРАГЕНТОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 57
КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА СТРАНЫ И ФИРМЫ КОНТРАГЕНТА 62
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ФИРМАХ – КОНТРАГЕНТАХ 66
ДОСЬЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ФИРМЫ 73
Контрольные вопросы к теме №5: 76
ТЕМА 6. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 77
ЛЕКЦИЯ 6. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 77
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА 77
КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОФЕРТЫ) И ВИДЫ ОФЕРТ 78
ЗАПРОСЫ (ЗАКАЗЫ) И ВЫСТАВКИ-ЯРМАРКИ КАК
ИНСТРУМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК 81
Контрольные вопросы к теме №6: 83
ТЕМА 7. ДОГОВОР – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84
ЛЕКЦИЯ 7. ДОГОВОР – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРАКТА (ДОГОВОРА) И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО СОСТАВЛЕНИЮ 84
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ 88
ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА
КУПЛИ-ПРОДАЖИ 89
Контрольные вопросы к теме №7: 91
ТЕМА 8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕ-ТОРГОВОГО ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 92
ЛЕКЦИЯ 8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 92
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА 92
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЕЙ ДОГОВОРА 93
Вводная часть (преамбула) 93
Предмет договора 94
Количество 94
Срок и дата поставки 97
Цена и общая сумма договора 100
Базисные условия поставки 110
Качество товара 110
Условия платежа 114
Упаковка и маркировка 124
Сдача-приемка 126
Страхование 129
Претензии (рекламации) 130
Санкции 133
«Форс-мажор» или обстоятельства
непреодолимой силы 134
Решение споров или арбитраж 135
Другие условия договора 136
Контрольные вопросы к теме №8: 137
ТЕМА 9. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ. INCOTERMS-2000 138
ЛЕКЦИЯ 9. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ.
INCOTERMS-2000 138
СУЩНОСТЬ БАЗИСНЫХ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ, ЦЕЛЬ
И ЗАДАЧИ INCOTERMS 138
СТРУКТУРА INCOTERMS-2000 141
Краткое содержание базисных условий
поставки по INCOTERMS-2000 144
Контрольные вопросы к теме №9: 150
ТЕМА 10. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ
ОПЕРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 151
ЛЕКЦИЯ 10. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 151
СУЩНОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 151
ВИДЫ ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И
ТОРГОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ 154
УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПОСРЕДНИКОВ НА РЫНКАХ 159
Контрольные вопросы к теме №10: 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 212
ЛИТЕРАТУРА 218
В основе следующей группы лежат так называемые технические барьеры, устанавливающие необходимость проверки соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов и технических норм. Устанавливаются либо в законодательном порядке, либо ассоциациями производителей.
Если правительство считает
необходимым стимулировать
В разных странах существуют различные приоритеты во внешнеэкономической сфере, в целом, и во внешнеторговой, в частности, и это находит отражение в системе государственного регулирования и в структуре аппарата государственного регулирования этой сферой.
Что касается Республики Беларусь, то с момента получения ею независимости постоянно проходило формирование и реорганизация системы государственного регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности. В настоящее время структура аппарата регулирования находится в стадии реформирования.
В целом в существующей системе можно выделить несколько уровней. Высшими органами управления внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Национальное собрание (Парламент) и Совет Министров.
Президент Республики Беларусь подписывает Законы, издает Указы и Распоряжения, имеющие силу на всей территории республики, и гарантирует реализацию основных направлений внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. По решению Парламента республики могут применяться ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеэкономической деятельности страны.
Совет Министров – высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике. Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями. Совет Министров может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а также для выполнения международных обязательств республики.
Непосредственно координирующую и регулирующую функцию государственного регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности выполняют Министерства, Государственные комитеты, Исполнительные комитеты, Национальный банк Республики Беларусь. Основными министерствами, регулирующими внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность в республике, являются Министерство иностранных дел (МИД) и с недавнего времени Министерство торговли.
Важное место в системе
Значительное место в системе
регулирования
Национальный банк определяет сферы
и порядок обращения иностранно
В структуру аппарата регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности входят также Республиканские внешнеторговые объединения и организации, внешнеторговые фирмы предприятий, а также общественные организации такие, как Белорусская торгово-промышленная палата(Бел ТПП) и различные Ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами.
Что касается нормативно-законодательной базы, регулирующей внешнеторговую деятельность, то хотелось бы отметить, что в Республике Беларусь создана достаточно обширная законодательная база в виде Указов Президента Республики Беларусь, Законов Республики Беларусь, Постановлений Совета Министров и т.д.
Основным документом, регламентирующим проведение внешнеторговых операций, является Закон Республики Беларусь от 2004г. №223-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Настоящим Законом определяются правовые основы регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономической безопасности страны, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики республики в мировую экономику.
Не существует никаких регистрационных требований для осуществления деятельности по импорту или экспорту в Беларуси.
Законодательную базу регулирования импорта в Республике Беларусь составляют Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4.01.2007г. №133-З и Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 03.02.1993г. №2151-XII в редакции Закона от 05.12.1997г. № 98-З (с последующими изменениями и дополнениями). Таможенный Кодекс Республики Беларусь определяет таможенную политику республики, структуру таможенных органов, положения о таможенном контроле, а также определяет таможенные режимы для вещей, перемещаемых через таможенную территорию Республики Беларусь и порядок применения таможенных пошлин для вещей, заявленных в том или ином таможенном режиме.
Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» устанавливается порядок формирования и применения Таможенного тарифа Республики Беларусь как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.
Статьей 2 Закона Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» установлено, что таможенный тариф Республики Беларусь является сводом ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь. Этой же статьей утверждено, что таможенный тариф Республики Беларусь систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, сформированной исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Таможенный тариф Республики Беларусь состоит из двух частей: импортный тариф и экспортный тариф. Импортный тариф является трехуровневым. Действующие в настоящее время ставки импортных пошлин содержатся в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2002 г. № 865«Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин».
В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
Все импортные пошлины
Действующие в республике в настоящее время экспортные таможенные пошлины содержатся в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2002 г. «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин». Экспортные таможенные пошлины установлены главным образом в отношении сырьевых товаров, вывозимых в государства, не являющиеся участниками Таможенного союза.
Законом Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе», и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2002 г. установлено, что:
Существует возможность
Освобождаются от уплаты импортных пошлин:
Сбор за таможенную очистку взимается в размере 0,15% от таможенной стоимости товара. Не существует других пограничных мер, ограничивающих импорт в Беларусь.
Правила таможенной оценки импорта в Республике Беларусь содержатся в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь "О таможенном тарифе». Эти правила полностью соответствуют Соглашению о введении в силу Статьи VII ГАТТ-1994. Они предусматривают 6 методов таможенной оценки, первый из которых, основанный на цене внешнеторговой сделки с ввезенными товарами, является основным.
Таможенные процедуры в
В целях совершенствования
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 08.04.2002г. №440 «О
мерах по совершенствованию регулирования
экспорта и импорта» разработано в целях
совершенствования регулирования экспорта
и импорта товаров, исходя из интересов
экономической политики Республики Беларусь.
Настоящим Постановлением утверждается
перечень товаров, экспорт которых осуществляется
по специальным лицензиям образца Европейского
Союза для торговли текстильными изделиями,
выдаваемым в установленном порядке Министерством
торговли, согласно Приложению 1; перечень
товаров, экспорт которых осуществляется
по лицензиям Министерства торговли, согласно
Приложению 2; перечень товаров, импорт
которых осуществляется по лицензиям
Министерства торговли, согласно Приложению
3; перечень товаров, экспорт которых осуществляется
при условии регистрации контрактов в
Министерстве торговли, согласно Приложению
4. Постановлением также устанавливается
размер платежей, перечисляемых в республиканский
бюджет, при оформлении разрешительных
документов на осуществление внешнеторговых
операций с товарами, указанными в Приложениях
2-4: за выдачу генеральной лицензии (26 базовых
величин), разовой лицензии
(17 базовых величин) и т.д.
Информация о работе Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"