Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:20, курс лекций

Описание работы

Для современного периода развития мировой экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.
Внешнеэкономические связи – торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.

Содержание

ТЕМА 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
ЛЕКЦИЯ 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ» И «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 8
ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 13
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13
Контрольные вопросы к теме №1: 23
ТЕМА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЛЕКЦИЯ 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА 25
СИСТЕМА ОРГАНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
Тарифное регулирование внешней торговли в
Республике Беларусь 33
Нетарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь 37
Контрольные вопросы к теме №2: 39

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИ-
ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
ЛЕКЦИЯ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
ФОРМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 40
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 41
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЯ 43
Контрольные вопросы к теме №3: 46
ТЕМА 4: МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 47
ЛЕКЦИЯ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 47
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 47
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ СДЕЛКА 50
УНИФИКАЦИЯ ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 52
Контрольные вопросы к теме №4: 56
ТЕМА 5. ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ
НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 57
ЛЕКЦИЯ 5. ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ 57
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРАГЕНТОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 57
КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА СТРАНЫ И ФИРМЫ КОНТРАГЕНТА 62
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ФИРМАХ – КОНТРАГЕНТАХ 66
ДОСЬЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ФИРМЫ 73
Контрольные вопросы к теме №5: 76
ТЕМА 6. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 77
ЛЕКЦИЯ 6. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 77
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА 77
КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОФЕРТЫ) И ВИДЫ ОФЕРТ 78
ЗАПРОСЫ (ЗАКАЗЫ) И ВЫСТАВКИ-ЯРМАРКИ КАК
ИНСТРУМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК 81
Контрольные вопросы к теме №6: 83
ТЕМА 7. ДОГОВОР – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84
ЛЕКЦИЯ 7. ДОГОВОР – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРАКТА (ДОГОВОРА) И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО СОСТАВЛЕНИЮ 84
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ 88
ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА
КУПЛИ-ПРОДАЖИ 89
Контрольные вопросы к теме №7: 91
ТЕМА 8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕ-ТОРГОВОГО ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 92
ЛЕКЦИЯ 8. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 92
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА 92
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЕЙ ДОГОВОРА 93
Вводная часть (преамбула) 93
Предмет договора 94
Количество 94
Срок и дата поставки 97
Цена и общая сумма договора 100
Базисные условия поставки 110
Качество товара 110
Условия платежа 114
Упаковка и маркировка 124
Сдача-приемка 126
Страхование 129
Претензии (рекламации) 130
Санкции 133
«Форс-мажор» или обстоятельства
непреодолимой силы 134
Решение споров или арбитраж 135
Другие условия договора 136
Контрольные вопросы к теме №8: 137
ТЕМА 9. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ. INCOTERMS-2000 138
ЛЕКЦИЯ 9. БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ.
INCOTERMS-2000 138
СУЩНОСТЬ БАЗИСНЫХ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ, ЦЕЛЬ
И ЗАДАЧИ INCOTERMS 138
СТРУКТУРА INCOTERMS-2000 141
Краткое содержание базисных условий
поставки по INCOTERMS-2000 144
Контрольные вопросы к теме №9: 150
ТЕМА 10. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ
ОПЕРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 151
ЛЕКЦИЯ 10. ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 151
СУЩНОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 151
ВИДЫ ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И
ТОРГОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ 154
УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПОСРЕДНИКОВ НА РЫНКАХ 159
Контрольные вопросы к теме №10: 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 201
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 212
ЛИТЕРАТУРА 218

Работа содержит 1 файл

Лекции ВЭД.doc

— 1,011.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнеэкономическая  
деятельность

 

 

Курс лекций

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ТЕМА 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ  
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Лекция 1. Внешнеэкономические связи  Республики Беларусь

Основные  понятия:

внешнеэкономические связи; внешнеэкономическая деятельность; внешнеэкономическая политика; формы внешнеэкономических связей; внешняя торговля; внешнеторговая квота; внешнеторговая политика; внешнеторговый потенциал; товарная структура экспорта и импорта.

Понятие и сущность «внешнеэкономических связей» и «внешнеэкономической деятельности»

Для современного периода развития мировой экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических  связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.

Внешнеэкономические связи – торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.

Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества.

Одной из основных особенностей современного этапа экономического развития является чрезвычайно быстрый рост международной торговли научно-техническими знаниями, результатами производственно-технического сотрудничества, а также быстрый рост торговли услугами, такими как аренда (лизинг), международный туризм, инженерно-консультационные, информационные услуги и т.д.

Внешнеэкономическая деятельность – это практическое осуществление хозяйствующими субъектами одного государства экономических связей с хозяйствующими субъектами других государств.

Сфера внешнеэкономической деятельности определяется внешнеэкономической политикой. Внешнеэкономическая политика – политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Проводя внешнеэкономическую политику, государство призвано, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия на внутреннем рынке, для чего необходимо сдерживать приток иностранных товаров; во-вторых, государство должно способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путем различных мероприятий, стимулировать вывоз товаров национального производства. Основными средствами осуществления внешнеэкономической политики являются таможенная система и нетарифные барьеры, регулирование движения валюты и валютного курса, эмиграции и иммиграции рабочей силы, торговли ценными бумагами и др.

В условиях интернационализации хозяйственной  жизни, когда экономика отдельных стран все глубже втягивается в международную хозяйственную систему, изменяются роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка и проведение политики протекционизма не выдвигается на передний план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения, и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировом рынке зависит не только от технического уровня и организации производства на их предприятиях, но и от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно-технического потенциала и т.д.

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному и многовекторному сотрудничеству, достижению сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется  как на уровне государственных органов власти и управления, так и на уровне хозяйственных организаций, отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.).

В первом случае внешнеэкономическая  деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей. Во втором случае внешнеэкономическая деятельность проявляется в заключении и исполнении различных договоров гражданского права.

Внешнеэкономическая деятельность в  Беларуси регламентируется целым рядом  законов, среди которых важное значение принадлежит Закону «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», принятому Верховным Советом 25 октября 1990 года и введенному в действие с 1 января 1991 года.

В сферу действия настоящего Закона входят все виды внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Действие Закона распространяется на специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники, строительство и реконструкцию объектов. Осуществление транспортных, экспедиторских, страховых операций, расчетных, кредитных и других банковских операций, туризм и иную деятельность в области международного обмена товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности.

К ведению Республики Беларусь как субъекта внешнеэкономической деятельности в соответствии с Законом относятся:

  • разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе, валютно-кредитной, порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций;
  • установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;
  • заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
  • защита экономических интересов республики, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь за рубежом;
  • установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходов участников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательством Республики Беларусь;
  • определение зон свободного предпринимательства;
  • установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики;
  • участие в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, а также межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и иных международных органов.

Отношения Республики Беларусь с другими  государствами в области внешнеэкономической деятельности строятся на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Беларусь, а также недискриминации и взаимной выгоды.

Закон также предоставил право осуществления внешнеэкономической деятельности всем предприятиям, организациям, их объединениям, другим юридическим и физическим лицам после их регистрации.

Республика Беларусь может учреждать  свои представительства за рубежом  на основе международных договоров. Одновременно с этим предусматривается возможность открытия в республике представительств иностранных государств, предприятий, других юридических лиц по торгово-экономическим вопросам, а также совместных предприятий, международных объединений и организаций. Субъекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь имеют право участвовать в совместных предприятиях, международных объединениях и организациях на территории иностранных государств и осуществлять производственную, научно-производственную и иную хозяйственную деятельность на их территории в соответствии с законодательством Республики Беларусь и этих государств, а также международными договорами Беларуси.

Формы внешнеэкономических связей

В мировой практике применяются самые разные формы экономического сотрудничества государства и всех его субъектов с зарубежными странами, фирмами, банками. Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в следующих формах:

1. Внешняя торговля

2. Совместные и иностранные предприятия на территории Республики Беларусь

3. Совместные и иностранные предприятия  за рубежом

4. Научно-техническое сотрудничество (обмен достижениями науки и  техники и совместное осуществление  научно-технических работ)

5. Технико-экономическое сотрудничество  (содействие в области промышленного и гражданского строительства, предоставление услуг инженерно-технического характера)

6. Международный туризм

7. Сотрудничество в свободных  экономических зонах

8. Сотрудничество в банковской  сфере

9. Подрядное сотрудничество

10. Аренда, включая лизинг

11. Международные объединения и  организации

12. Привлечение иностранной рабочей  силы

13. Производственное кооперирование

14. Сотрудничество на компенсационной  основе

15. Финансово-промышленные группы

16. Прибрежная и приграничная торговля

17. Другие формы экономического  сотрудничества (ассоциации, торговые  дома, биржи, торги и т.д.).

Внешняя торговля Республики Беларусь

Одной из основных форм внешнеэкономической  деятельности является внешняя торговля.

Внешняя торговля – торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Внешняя торговля представляет собой  специфический сектор экономики, связанный с реализацией части валового продукта (товары, услуги, идеи) на зарубежных рынках и части зарубежной валовой продукции на национальном рынке.

Внешняя торговля – коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей на внешнем рынке товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Для большинства стран мира является главной формой внешнеэкономических связей, а также опосредует другие формы, значительная часть которых реализуется через внешнюю торговлю. Для любой страны мира роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Джеффри Сакса, американского экономиста, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Одним из важнейших показателей  участия той или иной страны в международном разделении труда на мировом рынке является внешнеторговая квота. По методике Всемирного банка внешнеторговая квота определяется отношением суммы экспорта и импорта (объема внешнеторгового оборота) к валовому внутреннему продукту (ВВП) по паритету покупательной способности. Внешнеторговая квота Беларуси в 2007 году составила примерно 60%. Для сравнения внешнеторговая квота Польши – 27%, Италии – 38,2%, Испании – 36,2%, Греции – 28%. Это говорит о том, что наша страна занимает достаточно твердые позиции в мировом экспорте и находится в одном ряду с развитыми европейскими странами.

Внешнюю торговлю определяет внешнеторговая политика, которая является составной  частью внешнеэкономической политики. Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами посредством субсидий и прямых ограничений на экспорт и импорт. Основными целями внешнеторговой политики являются:

  • изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
  • изменение объемов экспорта и импорта;
  • изменение структуры внешней торговли;
  • обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.);
  • изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Основные принципы формирования внешнеторговой политики Республики Беларусь заложены в Национальной программе развития экспорта на 2005-2010 годы. Они включают меры регулирования внешней торговли (тарифные и нетарифные), а также государственную поддержку развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки.

Стратегически важной целью для  республики является определение ее внешнеторгового потенциала, места  в международном разделении труда и обеспечение плавности вхождения в мирохозяйственные связи.

Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами, т.е. это совокупность всех экономических ресурсов (продукции, услуг и т.д.), которые могут быть использованы во внешней торговле.

Республика Беларусь располагает  достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Занимая в Европе по территории 0,9%, по численности населения – 1,4% и соответственно 0,15% и 0,18% в мировом сообществе, Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения, химической, и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства и картофелеводства. Основу внешнеторгового потенциала составляет промышленность (более 66% ВВП), в том числе на долю машиностроения, химию и нефтехимию приходится более 40% валовой продукции. Среди стран СНГ Республика Беларусь уверенно держит лидирующие позиции по производству тракторов, грузовых автомобилей, химических нитей и волокон; первое место по производству обуви, телевизоров, холодильников, мяса, молока, картофеля, яиц на душу населения.

Кстати, по экспертным оценкам промышленный потенциал государств участников содружества составляет примерно 10% мирового, запасы основных видов природных ресурсов – около 25%.

В то же время структура экономики  республики долгое время складывалась в рамках внутрисоюзного разделения труда и имеет ярко выраженный характер удельного потребления энергоресурсов, металла, комплектующих и т.д. В наиболее жесткой зависимости экономика Беларуси находится от Российской Федерации. Россия обеспечивает потребности производственного потенциала Беларуси в сырье, материалах и полуфабрикатах более, чем на 60%, потребляя при этом более 70% промышленного производства республики.

Информация о работе Лекции по "Внешнеэкономической деятельности"