Лекции по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:26, курс лекций

Описание работы

Краткий конспект по микроэкономики. Общее понятие экономики. Теория спроса. Теория предложения. Виды рынков и тд.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика краткий конспект.doc

— 602.00 Кб (Скачать)

Такая кривая ATClong характерна для отраслей, в которых одинаково эффективными могут быть как крупные, так и мелкие производства.

 
 

 
 

Рис. 22. Форма кривой долгосрочных средих издержек,характерная для отрасли,в которой более эффективными будут крупные предприятия

 
 
 
 
 
 

Рис. 23. Форма кривой долгосрочных средих издержек, характерная для отрасли,в которой более эффективными будут мелкие предприятия 

Тема 13. Теория потребительского поведения 

Полезность (Utility,U) – удовлетворение, которое получают потребители от потребления товара или услуги

Общая (совокупная, накопленная) полезность (Cumulative utility, CU) – удовлетворение, получаемое от потребления определенного набора единиц товара (например,20 кг картофеля)

Предельная (добавочная) полезность (Marginal utility, MU)- приращение общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы товара или услуги

Закон убывающей предельной полезности – если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-либо товаре или услуге, удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара снижается 

Потребительский выбор и бюджетное  сдерживание

Условия,при  которых рассматривается теория:

  • Разумное поведение (стремление максимизировать полезность)
  • Наличие предпочтений
  • Бюджетное сдерживание
  • Цены (поскольку ресурсы редки)
 

Правило максимизации полезности - доход потребителя должен распределяться т.о., чтобы последняя ден.единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы одинаковую предельную полезность [MUа/Ра=MUб/Рб] . Или, чтобы максимизировать CU,удовлетворяющую бюджетному ограничению, отношение MU любой пары товаров должно быть равно отношению их цен  P  [MUа/MUб = Ра/Рб 

NB! Именно MU имеет отношение  к цене, которую  потребитель готов  заплатить за тот  или иной товар,  и именно MU определяет  рыночное поведение  потребителя 

Анализ  кривых безразличия

Если  по субъективным оценкам потребителя, он получает одинаковое удовлетворение своих потребностей от различных комбинаций товаров, говорят, что потребитель безразличен к подобному сочетанию товаров. Это можно отразить графически в виде кривой безразличия, которая объединяет точки с одинаковой полезностью. 

Предельная  норма замещения (MRS) – количество единиц одного  товара, от которого потребитель должен отказаться в  пользу покупки одной дополнительной единицы другого товара. MRS=DQа/D

Правило уменьшающейся нормы замещения  – чем меньше единиц одного товара имеет потребитель, тем труднее  ему отказаться от еще одной единицы  этого товара и тем больше потребуется  дополнительных единиц другого товара, чтобы компенсировать потерю.

Пример  кривой безразличия представлен на рис. 18

 

Рис. 24. Пример кривой безразличия 

Система кривых безразличия называется картой кривых безразличия. Она дает представление  о вкусах конкретного потребителя  т.к. показывает MRS при любых уровнях  потребления этих товаров именно для данного потребителя (рис. 19).

 

Рис. 25. Пример карты кривых безразличия 

Бюджетная линия (линия бюджетных ограничений) – обуславливает выбор комбинации тех благ, которые потребитель может позволить себе приобрести на свой доход, т.е. характеризует реальные покупательские возможности.

Пример бюджетной  линии представлен на рис. 20 
 

 

Рис. 26. Пример бюджетной  линии 

Потребитель может  приобрести комбинации товаров, соответствующие  любой из точек пересечения кривых безразличия и бюджетной линии. Комбинация, максимизирующая полезность будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных кривых безразличия. (рис.21) 

 

Рис. 27. Графическое  изображение комбинации,максимизирующей  полезность потребителя 

Поскольку наклон кривой безразличия отражает MRS (DQа/DQб), а наклон бюджетной линии Pа/Pб, то оптимум (равновесие) достигается при условии: DQа/DQб= Pа/Pб – правило максимизации полезности 

 

 

Тема 14. Особенности формирования спроса на ресурсы 

Значение  формирования  спроса и цен на ресурсы

    Существует  несколько взаимосвязанных причин,обуславливающих  необходимость изучения формирования спроса и цен на ресурсы:

    • Ресурсы представляют собойосновной фактор,влияющий на денежные доходы. Расходы,которые предприниматели несут при приобретении экономических ресурсов выступают как доходы для населения в виде ренты,процента,заработной платы и прибыли (см. кругооборот деловой активности);
    • В динамичной экономике эффективное распределение ресурсов с течением времени вызывает беспрерывное перемещение ресурсов между альтернативными пользователями;
    • Именно цены на ресурсы определяют то количество земли,труда,капитала и предпринимательской активности,которые можно использовать в производственном процессе;
    • Сущесвует много этических аспектов и проблем экономической политики,связанных с распределением ресурсов,вопросами собственности и цен на ресурсы.
 

Особенность спроса на ресурсы 

Основная  отличительная особенность  спроса на ресурсы  заключается в  его производном  характере от спроса на продукт

 

Производный характер спроса на ресурсы означает,что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависить от:

  • Производительности  ресурса при создании товара;
  • Рыночной стоимости или цены товара,произведенного с помощью этого ресурса (.т.е. оценки этого товара потребителями).
 

Правило использования ресурсов

Роль  производительности и цены продукта при определении спроса на ресурсы  можно отчетливо показать при  помощи таблицы 7.

 
 
 
 

Таблица 7.

Спрос на ресурс: реализация ресурса в условиях совершенной конкуренции 

(гипотетические данные)

Qlabor TP MP PP TR MR
0 0 - 2 - -
1 7 7 2 14 14
2 13 6 2 26 12
3 18 5 2 36 10
4 22 4 2 44 8
5 25 3 2 50 6
6 27 2 2 54 4
7 28 1 2 56 2
 

TP – совокупный продукт

PP –цена продукта

Marginal Product (MP) - прирост произведенного продукта в результате применения каждой дополнительной единицы ресурса

MP= TP2-TP1

TR- доход от продажи продукта

TR= QP  x PP

Marginal Revenue (MR) -прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы ресурса

MR=ТR2-TR1

 

Правило использования ресурсов

Чтобы максимизировать  прибыль фирма должна использовать дополнительные единицы любого данного  вида ресурса до тех пор,пока каждая последующая  единица  ресурса  дает прирост общего дохода,и не общих издержек

MR=MC

 

MC-предельные затраты

MC= TC2-TC1

 

Применение  правила использования  ресурсов при совершенной  конкуренции

При совершенной  конкуренции отдельно взятая фирма  не может влиять ни на цену продукта,ни на цену ресурса. Поэтому ее валовые  издержки возрастают точно на величину цены за единицу реурса . Если  в качестве ресурса бмы будем рассматривать труд, то  MC  в этом случае будут роавны ставке заработной платы.

Итак, принцип  формирования спроса на ресурсы при  совершенной конкуренции представим в таблице 8.

Таблица 8.

Спрос на ресурсы при разных ставках заработной платы (в условиях совершенной конкуренции)

      Ставка  заработной платы Количество  вовлекаемых единиц ресурса
      13,95 1
      11,95 2
      9,95 3
      7,75 4
      5,75 5
 
 
 

Применение  правила использования  ресурсов при несовершенной  конкуренции

В условиях несовершенной конкуренции (монополии с эластичным спрсом,олигополии,монополистической конкуренции) фирма вынуждена понижать цену,если хочет увеличить объемы продаж ( и,соответсвенно,объемы производства)-таблица 9.

Таблица 9.

Спрос на ресурс: реализация ресурса в условиях несовершенной конкуренции

(гипотетические  данные)

Qlabor TP MP PP TR MR
0 0 - 2,80 - -
1 7 7 2,60 18,20 18,20
2 13 6 2,40 31,20 13,00
3 18 5 2,20 39,60 8,40
4 22 4 2,00 44,0 4,40
5 25 3 1,85 46,25 2,25
6 27 2 1,75 47,25 1,00
7 28 1 1,65 46,20 - 1,05

 

NB! Снижение цены,сопутсвующее каждому приросту объема производства (Q)/ относится не только к MP, но и ко всем предыдущим единицам,которые в противном случае могли бы быть проданы по более высокой цене.

Принцип формирования спроса на ресурсы при несовершенной конкуренции представим в таблице 10.

Таблица 10.

Спрос на ресурсы при разных ставках заработной платы (в условиях несовершенной  конкуренции)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"