Лекции по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:26, курс лекций

Описание работы

Краткий конспект по микроэкономики. Общее понятие экономики. Теория спроса. Теория предложения. Виды рынков и тд.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика краткий конспект.doc

— 602.00 Кб (Скачать)
  1. IS (Immediate)мгновенный, кратчайший период. Он настолько мал, что предприниматели не успевают отреагировать на изменение цены. Под S понимают количество товара, которое может быть произведено на данных производственных мощностях при неизменяемом объеме материальных и трудовых ресурсов.
  2. SS (Short) – короткий период. Под S понимают количество товара, которое может быть произведено на данных производственных мощностях, но с привлечением (сокращением) дополнительных объемов материальных и трудовых ресурсов.
  3. LS (Long) – долгосрочный период. В нем у предпринимателя достаточно времени для того, чтобы изменить и объем материальных и трудовых ресурсов, и производственные мощности.

     
     
     
     
     
     

Рис. 16. Кривые предложения в различных периодах 
 
 
 
 
 

Тема 11. Конкуренция. Типы конкурентных рынков 

Конкуренция – соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства купли и продажи  товаров и услуг. 

Борьба  идет на 3 фронтах:

  1. Конкурентная борьба между продавцами
  2. Конкурентная борьба между покупателями
  3. Конкурентная борьба между продавцами и покупателями
 

Плюсы и минусы конкуренции:

    • Улучшение качества товара, сервиса, расширение ассортимента
    • Развитие НТП
    • Эффективное исрользование ресурсов с целью снижения затрат на производство Þ снижение розничной цены
    • Формирование наиболее оптимальной структуры экономики засчет межотраслевой конкуренции

    Путем перелива капитала из наименее перспективных  и развитых отраслей экономики в  отрасли с более высокой нормой прибыли на капитал и формируется  оптимальная структура хозяйства той или иной страны

  • Поддерживание высокой деловой активности
 
    • Нестабильность  экономической ситуации
    • Возможность ситуации, когда конкуренция изживает сама себя. Это происходит в том случае, когда конкурентные преимущества одной фирмы приобретают устойчивый долговременный характер.
 

Конкуренция:

  • по методам осуществления бывает
    1. ценовая
    1. неценовая (качество, сервис, гарантия, кредит, репутация, бренд и т. д.)
  • по отраслевой принадлежности бывает:
    1. внутриотраслевая (между предприятиями одной отрасли)
    2. межотраслевая (конкуренция за инвестиции между различными отраслями экономики)
  • по степени свободы бывает:
    1. совершенная
    2. несовершенная
 
      • Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция – тип рынка, которому соответствуют  следующие условия:

  1. множество продавцов и множетсво покупателей на рынке, причем каждый из них продает/покупает малую долю рыночного объема
  2. товар совершенно однородный с точки зрения покупателей; все покупатели одинаковы с точки зрения продавцов
  3. никто из покупателей и продавцов не может существенно влиять на уровень цен
  4. отсутствие входных барьеров на рынок
 

Входные барьеры на рынок бывают экономического и юридического характера (лицензии, патенты, авторские права и т. д.; серьезные экономические вложения:огромные расходы на рекламу)

  1. полная информированность всех участников рынка о рыночной ситуации
  2. рациональное поведение всех участников рынка (никто не вступает в сговоры)

Совершенная конкуренция –  чисто теоретический  тип! 

Все остальные  типы рыночной структуры относятся  к несовершенной конкуренции. 

  • Монополия

Монополия – исключительное право на производство, промысел, торговлю и другие виды деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству. 

Признаки  монополии:

  1. наличие единственного продавца в отрасли
  2. товар уникальный  в том смысле, что нет его хороших заменителей
  3. наличие непреодолимых  входных барьеров на рынок, как искусственного, так и естественного происхождения

Наличие естественных барьеров Þ естественная монополия

Естественная  монополия – отрасли, в которых  развитие конкуренции либо невозможно с точки зрения здравого смысла, либо неэффективно с точки зрения ресурсовэкономической системы.

  1. монополист обладает безраздельной рыночной властью и контролирует цены, объемы поставок и т. д.
 

Пути  образования монополии:

  1. Отрасль может быть представлена только одним производителем изначально
  2. Тайный сговор производителей
  3. Поглощение конкурентов, слияние фирм.

    Такого  рода слияния могут быть горизонтальными (объединение предприятий одной отрасли), вертикальными (объединение предприятий, находящихся на разных стадияхпроизводства и реализации продукции) и диверсификационные (объединение предприятий различных сфер бизнеса; страхование риска – цель этого объединения). 

Таблица 4.

Организационные формы монополий 

Картель Þ Соглашение  между участниками о доле каждого в общем объеме производства, о ценах на товары, условиях найма рабочей силы, обмене патентами и разграничении рынков сбыта. Фирмы, входящие в картель, в административном и финансовом отношении остаются самостоятельными, однако условия соглашения для них являются обязательными.
Синдикат Þ В отличае от картеля здесь сбыт продукции  и закупки сырья осуществляются его участниками совместно. Вследствие этого участники синдиката утрачивают коммерческую, сохроняя однако, производственную и юридическую обособленность.
Трест Þ Монополистические объединения на основе совместной собственности  и общего управления производством и сбытом товаров. Предприятия, объединяющиеся в трест, утрачивают как коммерческую, так и производственную самостоятельность.
Концерн Þ Входящие в  концерн предприятия лишены самостоятельности  и находятся под единым контролем  со стороны головной фирмы. Концерн  объединяет предприятия различных  отраслей промышленности, а также  торговли, транспорта, финансовые компании, банки.
Консорциум Þ Временное соглашение между промышленными компаниями, банками, которое заключается для  осуществления крупных проектов, проведения значительных финансовых операций по размещению ценных бумаг, а также  совместных научных исследований. Участники  консорциума полностью сохраняют свою самостоятельность.
 
 
 

Политика  монополий в отношении  объема производства и цены

В условиях монополии объем производства, максимизирующий  прибыль монополиста, ниже, чем в  условиях свободной конкуренции, а  цены выше.

В ситуации неэластичного спроса у монополиста появляются дополнительные возможности получить сверхприбыль. 

Монопсония – рыночная власть одного покупателя. 

  • Олигополия

Олигополия  – рыночная ситуация, когда ограниченное количество фирм господствует на рынке, производя всю или почти всю продукцию отрасли и удовлетворяя спрос множества потребителей. 

Признаки:

  1. несколько суперпродавцов на рынке
  2. товар либо дифференцированный (автомобили), либо недифференцированный (нефть, газ, сталь)
  3. наличие серьезных препятствий для входа на рынок.

          Главное препятсвие связано с эффектом масштаба. Олипольные отрасли – это те отрасли, в которых сложно добиться низких затрат на единицу продукции путем созданияочень крупных производств.

    Юридические барьеры – лицензии, патенты, авторские  права.

    Для олигопольных отраслей характерным  видом препятствий для входа  на рынок является огромные расходы  на рекламу. 

Отношение олигополии к объему производства и цене

Относительно  тайного сговора олигополистов  ситуация двояка. С одной стороны, существует соблазн договориться  об уровнях цен и объемах продаж с целью максимизировать прибыль всей отрасли. С другой стороны, сущетсвует эгоистичная заинтересованность в максимизациисвоей своей собственной прибыли. Следовательно, сговор между олигополистами является очень непростым делом.

Для олигопольного  рынка характерна стратегия высоких  цен и чуткое реагирование на действия конкурентов. Кроме того, характерна политика жестких цен, что отражено в сломанной кривой спроса:

Рис.17 Кривая спроса в условиях олигополии 

Для олигопольного  рынка характерна политика «ценового  лидера». «Ценовой лидер» - наиболее крупная, наиболее успешно действующая фирма. Она устанавливает цену, максимизирующую ее собственную прибыль. Остальные фирмы отрасли следуют за лидером в ценообразовании, производя столько продукции, скольуо хотят производить по этой цене. 

Олигопсония – наличие нескольких крупных покупателей на рынке. 

  • Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – наиболее распространенный тип рыночной структуры. Монополистическая конкуренция – это ситуация на рынке, при которой относительно большое количество фирмпредлагает похожую, но не идентичную продукцию. 

Признаки:

  1. Каждая фирма на этом рынке обладает относительно небольшой долей рыночного объема и поэтому имеет очень ограниченный контроль над ценой.
  2. Наличие большого количества фирм гарантирует, что тайный сговор относительно цены, объема продаж практически невозможен.
  3. Нет взаимозависимости фирм, каждая фирма определяет свою политику на рынке, не учитывая реакцию конкурентов.
  4. Дифференциация продуктов (множество разновидностей)

    Направления дифференциации продуктов:

      • качество
      • сервис
      • дизайн
      • условия поставки
      • бренд
      • послепродажное обслуживание и т. д.
 
 

Таблица 5.

Характерные черты основных типов рынка 

Характерная черта Модель  рынка
Чистая  конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая  монополия
Число фирм Очень большое  число фирм Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизиро-ванный Дифференциро-ванный Стандартизиро-ванный или дифференциро-ванный Уникальный, нет  близких заменителей
Контроль  над ценой Отсутствует Некоторый, но в  довольно узких рамках Ограниченный  взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно  легкие Наличие существенных препятствий Блокировано вступление в отрасль
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительная Очень типична, особенно при дифференциации продукта Незначительная
Примеры Сельское хозяйство Производство одежды, обуви Производство  стали, автомобилей, с/х инвентаря Местные предприятия  общественного пользования

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"