Лекции по "Микроэкономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:35, курс лекций

Описание работы

Предмет и метод микроэкономики
Экономика и микроэкономика
Виды выбора как предмет микроэкономики
Метод микроэкономики

Работа содержит 1 файл

Шпоры по микроэкономике.doc

— 680.00 Кб (Скачать)

   Предмет и метод микроэкономики

  1. Экономика и микроэкономика
  1. Виды  выбора как предмет  микроэкономики
  1. Метод микроэкономики
 

   Вопрос 1. Жизнь человеческого общества связана с непрерывным потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

   Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоянная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редкости и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

   Экономика (ойкос, номос) – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих потребностей, следовательно, предметом экономики являются не деньки, не материальные блага, а люди, их действия, их выборы.

   Изучая  экономику наблюдаем (различаем) в  ней две ветви: микроэкономику и макроэкономику.

   Макроэкономика – это раздел экономики, изучающий крупномасштабные экономические явления, в основе которых лежат микроэкономические процессы, происходящие на уровне хозяйствующих субъектов.

   Микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совершаемые малыми экономическими единицами (фирмами, предпринимателями, отдельными госструктурами) в условиях редкости 

   Вопрос 2. Предметом микроэкономики, следовательно, являются выборы, совершаемые малыми экономическими единицами. Система выборов сводится к четырём выборам:

  • что
  • как
  • кто
  • для кого

   «Что» - означает выбор, какие товары и услуги возможно и необходимо производить. При решении выбора «что» всегда существует альтернатива типа «либо… либо…». Классическая альтернатива – «либо масло, либо пушки». Кривая производственных возможностей при выборе «что».

     

   Альтернативность  выбора «что» связана с ограниченностью производительных ресурсов. Они делятся на 3 категории:

  • труд (рабочая сила
  • капитал
  • природные ресурсы

   Труд – это рабочая сила, рассматриваемая, как совокупность способностей (физических, умственных, нервных) человека к труду.

   Капитал – это средство производства, деньги, производственная инфраструктура, которые созданы людьми и используются ими в производственном процессе.

   Природные ресурсы – это всё то, что используется (или может быть использовано) в производстве в натуральном состоянии без конструктивной переработки (пахотная земля, полезные ископаемые, древесина, лес, биомасса в воде, рыбные запасы).

   Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости ресурсов, производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за собой потерю возможностей производить другой товар там и в это время. Такая ситуация находит своё выражение в понятии «альтернативная стоимость».

   Альтернативная  стоимость товара или услуги – это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующих того же времени или тех же ресурсов.

   Выбор «как» производить характеризуется тем, что в любом производстве всегда есть n-ое число вариантов его организации. Выбор «как» всегда связан с проблемой эффективности производства.

   Экономическая эффективность – это ситуация, в которой при наличных производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некое количество другого товара.

   Производительные  ресурсы плюс знания образуют производственный потенциал (фирмы, региона, Украины и т.д.).

   В выборе «как» с производственной деятельностью связаны инвестиции и предпринимательство.

   Инвестиции – это увеличение объёма капитала и его технологическое совершенствование, осуществляемое людьми с целью повышения эффективности производства.

   Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей использования новых технологий и новых сфер вложения капитала в целях повышения эффективности производства.

   Выбор «кто» и какую роботу должен выполнять связан с организацией производства, построенного на разделении, кооперации и комбинировании труда.

   Высшее  достижение в разделении, кооперации и комбинировании труда достигается в результате научной организации труда.

   «Для кого» - есть два аспекта: для кого производятся товары и услуги, распределение произведённого продукта по стоимости, т.е. выбор «для кого» связан с распределением произведённой вновь созданной стоимости. Проблемой «для кого» и эффективности производства посвящает свои усилия научная школа праксеологии. Лозунг: больше производить чтобы лучше распределять, и лучше распределять чтобы больше производить.

   Все микроэкономические выборы осуществляются в двух основных способах координации действий миллионов людей в рамках двух моделей.

   Первая  модель – иерархическая модель выбора, характеризуется тем, что индивидуальные действия людей, а следовательно и их выборы подчинены указаниям, инструкциям и распоряжениям центральной власти.

   Вторая  модель – модель стихийного порядка. В этой модели индивидуумы приспосабливают свои действия и выборы реальным условиям, основываясь на информации и стимулах своего непосредственного окружения. 

   Вопрос 3. Основной метод всех экономических дисциплин: метод материалистической диалектики. Это означает, что все экономические процессы рассматриваются как реально существующие, т.е. материалистические и они рассматриваются в диалектике, в зарождении, в развитии и умирании.

   Специфические методы микроэкономики:

  • метод моделирования (связь фактов и ожидаемых результатов)
  • метод построения графиков (графическая интерпретация, кривая производственных возможностей)
  • эконометрический метод (т.е. метод анализа статистических данных)
  • метод построения прогнозов (т.е. на базе реалий строить какие-то модели, прогнозировать будущее развитие)
  • метод разработки экономической тактики (ценовая политика фирмы)
 

16 Февраля  1999 г.

   Лекция  №2

   Тема: РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

  1. Понятие рынка и его  основные функции.
  1. Рыночная  экономика ее принципы и элементы.
  1. Государственное регулирование рынка.
 

1. 

Рынок представляет собой совокупность отношений обмена, организованны по законности товарного производства и товарно-денежного обращения.

Рынок категория синтетическая, включающая в себя такие важные категории  как:

- стоимость,  цена, спрос и предложение, конъюнктура,  государственное регулирование.  

Рынок не терпит администрирования, он имеет собственную организацию, в основу которого положено индикативное планирование.

Основные  функции рынка:

  • обеспечение связи между производителями и потребителями;
  • обеспечение пропорциональности в структуре общественного производства;
  • признание общественно необходимых затрат труда на производство товаров;
  • формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и предложения, как выражение предельной полезности данного товара;
  • стимулирование издержек производства;
  • ускорение НТП.

Рынок выступает в двух формах:

  • рынок продавца (рынок производителя) - характеризуется монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся, неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг, ростом цен, разгулом спекуляции, развитием инфляции;
  • рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией производителей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка, бездефицитностью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.

Если  рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткого государственного администрирования, то рынок покупателя нормально функционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования.  

Рыночная  система, как само регулируемая система не застрахована от своего поражения, которое называется фиаско рынка.

Фиаско  рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов.

Причины фиаско рынка:

- внешние  эффекты - это эффекты, которые  не находят свое отражение  в цене блага;    

  • возрастание общественного блага;
  • недостаточная конкуренция.
 

2. 

Рыночная  система - представляет собой ассоциации свободных товаропроизводителей, работающих в условиях экономической свободы и риска, самостоятельно избирающих контрагентов производственной деятельности, самостоятельно определяющие объемы производства, самостоятельно распоряжающиеся собственными доходами и расходами, численностью занятых и оплаты труда.

Основные  характеристики рыночной системы:

  • углубление общественного разделения труда;
  • высокая степень развития общественных отношений;
  • денежная форма обменных отношений;
  • высокий уровень развития частных предприятий;
  • высоко развитая технология;
  • косвенное, регулирующее воздействия государства.

Основные  принципы рынка:

  • свобода предпринимательства (заинтересован частный экономический интерес);
  • свобода профессионального выбора (заинтересованность собственника ресурсов);
  • свобода потребительского выбора (выгода потребителя в рамках предельной полезности товаров и услуг);
  • свобода экономических интересов;
  • максимизация прибыли, достигаемая путем минимизации расходов на внедрения новых технологий, роста производительности труда;
  • максимизация доходов владельцев ресурсных факторов производства;
  • максимизация выгоды покупателя в процессе потребительского выбора;
  • конкуренция как состязательность всех участников рынка;
  • система рыночных цен, как стимул, и как координатор рыночного процесса. 

Наиболее  общими элементами рыночной системы является рыночная структура, состоящая из:

Информация о работе Лекции по "Микроэкономика"