Лекции по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:26, курс лекций

Описание работы

Краткий конспект по микроэкономики. Общее понятие экономики. Теория спроса. Теория предложения. Виды рынков и тд.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика краткий конспект.doc

— 602.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.

Гипотетические  данные для построения кривой спроса 

Цена Объем спроса,шт. Объем предложения,шт.
5 10 60
4 20 50
3 35 35
2 55 20
1 80 5
 

Рис. 5. Кривая спроса 

Рыночный  спрос является совокупностью спроса отдельных потребителей, а кривая рыночного спроса – это сумма кривых индивидуального спроса. 

Факторы спроса (неценовые)

  1. Потребительские вкусы и предпочтения, мода, качество, бренд...
  2. Число потребителей на рынке
  3. Денежный доход потребителей
  4. Цены на взаимосвязанные товары:
    1. Товары – заменители (субституты)

      Масло – маргарин

      Сахар –ксилит 

      áPмаргарин Þ áDмасло

      âPмаргарин Þ âDмасло

    1. Товары, дополняющие друг друга

      áPбензин Þ âDмашина

      âPбензин Þ áDмашина

  1. Потребительские ожидания в отношении изменения  доходов
 

Неценовые факторы вызывают изменения спроса и ведут к сдвигу всей кривой спроса. 

Рис.6 Графическое отражение воздействия  неценовых факторов спроса 

Тема 8. Теория предложения

Предложение (Supply=S) – это готовность производителя произвести и предложить к продаже товар или услугу.

Объем предложения – это количество товаров или услуг, которые производитель готов произвести и предложить к продаже по конкретной цене в определенный промежуток времени.

Закон предложения: с повышением цены объем предложения возрастает, снижение цены приводит к снижению объема предложения.

Таблица 3.

Гипотетические  данные для построения кривой предложения 

Цена, у.е. Объем спроса,шт Объем предложения,шт
5 10 60
4 20 50
3 35 35
2 55 20
1 80 5
     
 

Факторы предложения (неценовые)

  1. Цены на ресурсы
  2. Технологии производства
  3. Налоги и датации
  4. Цены на другие товары
  5. Ожидание изменения цен
  6. Число продавцов на рынке
 

Тема 9. Рыночное равновесие 

В реальной системе взаимоотношений экономических агентов спрос и предложение взаимолействуют между собой (рис.7).

Рис. 7 Взаимодейтсвие спроса и предложения

Этот  график представляет еще носитназвание  крест Маршала. 
 
 
 

Допустим, P=2 кроны за единицу товара, тогда QD>QS, 35 единиц не хватает = ситуация дефицита

P=4 кроны за единицу товара, тогда QD<QS, 30 единиц лишние = ситуация избытка, затоваривания

P=3 кроны за единицу товара – равновесная цена, а Q=35 единиц – равновесный объем.

Равновесие  рынка - это ситуация, при которой величина спроса равна величине предложения при определенной равновесной цене 

Дефицит - это ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение 

Избыток - это ситуация на рынке, когда предложение превышает спрос 

Изменение спроса и предложения  под влиянием неценовых факторов 

Рис.8,9. Графическое изменение рыночного равновесия  под влиянием неценовых факторов спроса 

Существует  прямая взаимосвязь между изменением спроса и изменением равновесной  цены и равновесного объема.

Рис.10, 11. Графическое изменение рыночного равновесия  под влиянием неценовых факторов предложения 

Итак, существует обратная взаимосвязь между изменением предложения и изменением равновесной  цены. А между изменением предложения и изменением равновесного объема взаимосвязь прямая.

Рис.12,13. Графическое изменение рыночной ситуации при одновременном воздействии неценовых факторов спроса и предложения 

При одновременном  воздействии неценовых факторов спроса и предложения изменение равновесной цены и равновесного объема будут зависить от того,какие процессы (изменение спроса или предложения) будут  проходить масштабнее и быстрее. 
 

Тема 10. Эластичность спроса и предложения 

Эластичность  – это степень реагирования одной величины в результате изменения другой величины.

Эластичность  спроса – это отношение изменения  объема спроса к изменению цены. 

Существует 3 вида эластичности спроса:

  1. Ценовая эластичность
  2. Эластичность спроса по доходу
  3. Перекрестная эластичность
 

Ценовая эластичность спроса определяется с помощью коэффициента по формуле:

Из-за разнонаправленности  изменений P и QD коэффициент всегда отрицательный (k<0), но в экономической практике принято «минус» опускать.

Значения  коэффициента ценовой эластичности:

  1. EDPॠ(абсолютно эластичный спрос)

     
     
     

Рис.14 Кривая абсолютно эластичного спроса 

    Сколь угодно малое повышение цены приводит к снижению объема спроса вплоть до нуля, а сколь угодно малое снижение цены ведет к росту объема спроса до бесконечности. 

  1. EDP = 0 (абсолютно неэластичный спрос: жизненноважные товары)

 

 

 

Рис. 15. Кривая абсолютно неэластичного  спроса 

  1. EDP>1 (эластичный спрос)

    Рост (снижение) цены на 1% приводит к снижению (росту) объема спроса более чем на 1%. 

  1. EDP<1 (неэластичный спрос)

    Рост (снижение) цены на 1% приводит к снижению (росту) объема спроса менее чем на 1%. 

  1. EDP=1 (унитарный, единичный спрос)

    Рост (снижение) цены на 1% приводит к снижению (росту) объема спроса на 1%.

 

Факторы эластичности:

  1. Доступность хороших субститутов
  2. Удельный вес цены данного товара в общей сумме доходов потребителя
  3. Наличие времени для принятия решения: чем больше период времени для принятия решения, тем более эластичен спрос.
  4. Насущность в данном товаре
 

Эластичность спроса по доходу

Эластичность  спроса по доходу – степень изменения  объема спроса в результате изменения  дохода потребителя.

Понятие эластичности спроса по доходу связано  с понятием нормальных и низших товаров.

Нормальные  товары:

áYÞáQD

Для нормальных товаров EDY>0 

Низшие  товары (товары низкого качества):

áYÞâQD

âYÞáQD 

Перекрестная  эластичность

(x, y – товары)

EDxy>0, то это субституты

EDxy<0, то это дополняющие друг друга товары

EDxy=0, то это независимые друг от друга товары 

Влияние эластичности на выручку 

 

Эластичный  спрос:

áP ∙ âQ – выручка снижается

âP ∙ áQ – выручка растет 

Неэластичный  спрос:

âP ∙ áQ – выручка снижается

áP ∙ âQ – выручка растет 

Эластичность  предложения

Эластичность  предложения – относительное  изменение величины предложения  товара, соотнесенное с изменением цены данного товара.

ES>1, то это эластичное предложение

ES<1, то это неэластичное предложение 

Факторы эластичности предложения:

  1. Возможность длительного хранения товара (нет такой возможности – низкая ES)
  2. Особенность технологического процесса
  3. Период времени для принятия решения

Принято выделять 3 основных периода времени  с точки зрения производителя:

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"