Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:36, курс лекций

Описание работы

Экономика – правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства» – хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Эконом – это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. Существует реальная и теневая экономика. В любом обществе решается проблема того, что, каким образом и для кого производить. При этом общество всегда располагает ограниченным количеством экономических ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Ekonomika.docx

— 780.31 Кб (Скачать)
  1. Изменение спроса и предложения: причины и графическая модель

На спрос помимо цены могут влиять такие факторы как:

  • изменение денежных доходов населения (например, рост доходов населения приводит к тому, что увеличивается спрос на различные виды товаров при любых ценах);
  • изменение структуры населения;
  • изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители;
  • экономическая политика правительства;
  • изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и других факторов.

Предложение может изменяться не только под воздействием изменения цены, а при:

  • изменении издержек производства в результате инноваций, технических нововведений, изменении источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
  • появлении на рынке новых предприятий;
  • изменении цен на другие товары, приводящее к переходу ресурсов;
  • природные катастрофы, политическая обстановка, войны, разрушают экономику и влияют на предложение в сторону сокращения.

  1. Эластичность спроса по цене: понятие, метод исчисления и графическое отображение

Эластичность спроса позволяет  измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов  или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится  величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров конкурентов или  товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти  замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

Незаметное для покупателя изменение  уровня цен;

Консерватизм покупателей во вкусах;

Фактор времени (чем больше у  потребителя времени на выбор  товара и обдумывание — тем  выше эластичность);

Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

  1. Понятие рынка труда. Механизм функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Составляющими элементами рынка труда  являются живые люди, которым присущи  различные человеческие качества (психофизиологические, социокультурные, политические, религиозные). Люди выступают носителями рабочей  силы. Разнообразие человеских качеств оказывает значительное влияние на мотивацию, интересы, трудовую активность людей, а соответственно отражается на состоянии рынка труда.

Таким образом, рынок труда – это рынок ресурсов труда, где труд выступает в роли товара, а равновесная цена и количество зависит от спроса и предложения. На рынке труда предприниматели и трудоспособное население вступают в определенные взаимоотношения.

Рынок труда можно охарактеризовать как такую экономическую среду  или пространство, в котором присутсвует  конкуренция между экономическими его участниками, существует спрос  и предложение, под влиянием которых  устанавливается уровень занятости  и заработной платы.

К особенностям рынка труда, в первую очередь, можно отнести продолжительный  характер взаимоотношений его участников. Если на рынке большинства потребительских  товаров контакт продавца и покупателя носит мимолетный характер и заканчивается  передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда  взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор  найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда.

Особую роль на рынке труда играют неденежные факторы, например, сложность  и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального  роста, моральный климат в коллективе.

Также среди особенностей, присущих рынку труда, является наличие на нем различных институциональных  структур, активно воздействующих на него. Это могут быть профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная  политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей.

Основными элементами механизма функционирования рынка труда являются спрос на труд, предложение труда и цена труда.

Спрос на труд определяется потребностями  работодателей в найме определенного  количества работников необходимой  квалификации для производства товаров  и услуг с учетом совокупного  спроса. Кривая спроса на труд D/ имеет  отрицательный угол: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Рыночное предложение труда  для определенного вида труда  при данной заработной плате есть сумма объемов предложения всех работников. Общее предложение труда  в экономике зависит от численности  работников, готовых продавать рабочую  силу работодателям. Численность таких  работников зависит от уровней рождаемости, смертности и миграции населения, физической способности быть производительным работником, доступности других источников существования (кроме зарплаты), личного  выбора между работой и досугом, альтернативной стоимости наемного труда. Другие источники существования  включают в себя пенсии, пособия, субсидии, проценты с вложенного капитала, дивиденды  и любые другие доходы, для получения  которых нет необходимости непосредственно  работать.

Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособного  возраста в нормальном воспроизводстве  своих способностей и поддержании  достаточного уровня благосостояния, а поэтому оно, так же как и  спрос, зависит от величины заработной платы. Но зависимость здесь другая. Кривая предложения труда SL имеет  положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение  труда увеличивается.

Ситуация совершенной конкуренции  на рынке труда практически не встречается. В условиях совершенной конкуренции на рынке большое количество фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда. При этом многочисленные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда. И, что самое главное, ни рабочие, ни фирмы не осуществляют контроля над ценой.

В таком случае объем спроса на труд будет находиться в обратной зависимости от величины заработной платы. Так как при повышении  ставки заработной платы предприниматель, при прочих равных условиях, будет  вынужден сократить использование  труда.

Кривая предложения в условиях совершенной конкуренции будет  плавно повышаться, что объясняется  тем, что при отсутствии безработицы  нанимающие фирмы будут вынуждены  платить более высокие ставки заработной платы, чтобы привлечь рабочих. Дело в том, что заработная плата  должна компенсировать возможность  альтернативного использования  времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве.

Равновесная ставка заработной платы  и равновесный уровень занятости  находятся на пересечении кривых спроса и предложения на труд (точка  Е на Рис. 1). Этой точке соответствует  определенный уровень заработной платы (WE) и заданное этим уровнем предложение  труда (LE).  В точке Е спрос  на труд равен предложению труда, а это означает, что рынок находится  в состоянии равновесия. То есть все работники, согласные на данную заработную плату, трудоустроены, а  все предприниматели, которые согласны платить заработную плату WE,находят  на рынке необходимое им количество рабочей силы. Поэтому точка Е  отображает положение полной занятости.

На конкурентном рынке труда  каждый предприниматель нанимает настолько  малое число работников, что не способен повлиять на ставку заработной платы. В случае с монопсонией  фирма обладает монополистическим  правом нанимать работников. В подобной ситуации занятые на данной фирме  составляют основную часть всех занятых  в отрасли. В итоге, фирма может  «диктовать заработную плату», т. к. ставка заработной платы будет находиться в прямой зависимости от числа  нанятых работников. Кривая спроса DL будет совпадать с кривой предельного  продукта в денежном выражении. Но, так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу товара, кривая предложения труда для него является кривой средних издержек (SL=AC). Привлечение каждого дополнительного работника означает повышение ставки заработной платы для всех работников, в том числе и для ранее нанятых. Поэтому кривая  предельных издержек MRCL лежит выше кривой средних издержек. При выборе числа работников монопсонист будет руководствоваться равенством предельного продукта и предельных издержек (точка Е1). Проведя вертикаль до кривой SL и обозначив точку M, можно определить уровень заработной платы WM, а также количество используемого труда LM. В то время как при совершенной конкуренции равновесная ставка заработной платы находилась бы на уровне WE, а равновесное количество занятых равнялось бы LЕ. 

Итак, при прочих равных условиях монопсонист  максимизирует свою прибыль путем  найма меньшего количества работников и при этом выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в  условиях конкуренции. В реальности ситуация монопсонии может сложиться  на рынке труда в небольшом  городе, где имеется, например, только один завод, одна больница, одна школа  и т.д.

  1. Основные положения кардиналистской теории предельной полезности

Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или  удовлетворение, которые потребитель  получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую  потребитель извлекает из потребления  блага.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835–1882), К. Менгер (1840–1921) и Л. Вальрас (1834–1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о  возможности соизмерения полезности различных благ. Сторонником этой теории был А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами  труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения  потребности в нем.

Количественный подход к анализу  полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в  ютилах, поскольку одно и то же благо  для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого  не представляет никакой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую  теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов  выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя  дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может  быть выражена в виде функции общей  полезности:

TU = F (QA, QB, …, Qz),

 где TU – общая полезность  данного набора благ; Q,A, Qв, Qz –  объемы потребления благ А,  В, Z в единицу времени. 

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и  предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного  количества блага данного вида и  неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 1, 2).

Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного  блага. Ценности различных благ, в  отличие от полезности, количественно  сравнимы, ибо выражаются в одних  и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного  количества блага. Стоимость данного  блага – это рыночная цена одной  единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель  был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую  цену, нежели та, которую он действительно  платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

Рис. 1. Общая полезность

Рис. 2. Предельная полезность

Большинство благ обладают свойством  убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление  некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного  блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный  наклон. На рис. 3 показано, что для  голодного человека полезность первого  потребляемого им ломтя хлеба  очень высока (QA), однако по мере насыщения  его аппетита каждый последующий  ломоть хлеба приносит все меньшее  и меньшее удовлетворение: пятый  ломоть хлеба доставит лишь Qв дополнительной полезности.

Рис. 3. Убывающая предельная полезность

  1. Основные положения ординалистской теории полезности

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Авторами теории можно считать  английского экономиста и статистика Ф. Эджуорт, итало-швейцарского социолога  и экономиста В. Парето, американского  экономиста и статистика И. Фишера. Теория приобрела широкое распространение  после систематизации, проведённой  в 30-х гг. XX века в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.

Согласно этой теории, невозможно измерить предельную полезность, так  как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов  благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор  набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация дает представление  о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

Информация о работе Лекции по "Экономике"