Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:36, курс лекций

Описание работы

Экономика – правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства» – хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Эконом – это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. Существует реальная и теневая экономика. В любом обществе решается проблема того, что, каким образом и для кого производить. При этом общество всегда располагает ограниченным количеством экономических ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Ekonomika.docx

— 780.31 Кб (Скачать)

3. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходима свобода предпринимательства и экономическая свобода в целом. Внерыночное регулирование неизбежно в любой системе, однако чем меньше ограничена экономическая свобода, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Рынок представляет собой систему  отношений, в которой связи покупателей  и продавцов столь свободны, что  цены на один и тот же товар имеют  тенденцию быстро выравниваться.

Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они  передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных  методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в  пользу лучше хозяйствующих субъектов.

В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями  и потребителями экономических  благ.

К числу функций, которые выполняет  современный рынок можно отнести  следующие:

1) Информационная функция.

Рынок представляет собой богатый  источник информации, знаний, сведений, необходимых всем его субъектам. Вся эта разнообразная информация воплощена в ценах, и позволяет  определять степень наполненности  или дефицитности товарных рынков, уровень производственных издержек, эффективность применяемых технологий и так далее. Таким образом, сущность этой функции заключается в информировании участников рыночных отношений о  сложившейся ситуации на конкретном рынке (цене, количестве и качестве товаров, предлагаемом ассортименте и  так далее). Производитель, появляясь  на рынке как продавец, имеет возможность  соизмерять свои индивидуальные затраты  на произведенные товары с конкурентами. Потребителю рынок позволяет  соизмерить величину своего дохода с  рыночными ценами, с возможностью удовлетворить свои потребности. Состояние  и динамика рыночных цен позволяет  строить и прогнозные оценки рыночной конъюнктуры.

Рынок воздействует и на потребителя. Он побуждает его выбирать такую  структуру потребления, которая  соответствует его доходу и рыночным ценам. Стремление потребителя к  увеличению своего дохода инициирует его производственную и творческую активность.

2) Посредническая функция.

Сущность посреднической функции  состоит в том, что рынок предоставляет  возможность товаропроизводителям найти покупателей, а соответственно потребителям найти необходимый  товар.

3) Ценообразующая функция.

Данная функция рынка возникает  при столкновении спроса и предложения  на конкретный товар, а также благодаря  конкуренции, в результате чего складываются определенные цены на товары и услуги.

4) Рынок обеспечивает окончательное признание общественной значимости произведенного продукта и затраченного на него труда. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, признание его общественной полезности.

5) В условиях углубления внутри- и межгосударственного разделения труда и расширения кооперационных связей рыночные отношения обеспечивают динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами. Развитие мирового рынка явилось основой создания нынешних международных экономических союзов и интеграционных группировок, объединяющих ряд стран мирового сообщества.

6) Регулирующая функция.

Рынок – наиболее совершенный инструмент саморегулирования товарного производства. Регулирующая функция заключается  в том, что происходит перераспределение  капиталов из менее выгодных отраслей (там, где присутствует перепроизводство продукции) в более прибыльные отрасли (недопроизводство). Эту функцию  рынок выполняет потому, что довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. Таким  образом, рынок способствует согласованию производства и общественных потребностей, поддержанию сбалансированности спроса и предложения.

7) Стимулирующая функция.

Стимулирующая функция рынка осуществляется при помощи рыночных цен. Ориентация рыночных цен на общественный уровень  затрат с учетом спроса, побуждает  товаропроизводителей минимизировать индивидуальные затраты, снижать издержки, представлять рынку и потребителям те товары, в которых они нуждаются. Если цена снижается, то производители  вынуждены не только сокращать производство, но и искать пути снижения издержек. Если цена повышается, то потребители  должны искать дополнительные доходы, что повышает их трудовую активность. Конкурентная борьба на рынке побуждает  производителей обновлять продукцию, улучшать ее качество.

8) Функция экономичности потребления.

Функция экономичности потребления  прежде всего проявляется в сокращении расходов в потребительской сфере, то есть выражается в минимизации  затрат покупателей, связанных с  приобретением товаров.

9) Созидательная функция.

Созидательная функция заключается  в том, что рынок динамически  изменяет хозяйственные пропорции  между отраслями и регионами, перестраивая старую структуру хозяйства, а на каждом этапе дальнейшего  развития формируется новая структура.

10) Санирующая функция.

Рынок выполняет санирующую функцию, очищая экономику от слабых, не приносящих прибыль хозяйст, то есть очищает  общественное производство от устаревших отраслей народного хозяйства, экономически невыгодных хозяйствующих субъектов, тем самым, активно поощряя развитие эффективных производств.

11) Дифференцирующая функция.

Рынок дифференцирует товаропроизводителей, то есть обогащает одних и разоряет других.

Структура рынка – система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, интересы, характер и формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей. Иными словами, структура рынка – это анализ рыночного механизма с точки зрения определенного критерия, необходимого для исследования какого-либо конкретного аспекта.

В зависимости от выбранного критерия выделяют различные структуры рынка. Так, по назначению объектов рассматривают рынки: потребительских благ, инвестиционных благ, труда, финансовый.

В качестве критериев также используют:

– географическое положение (локальный, региональный, национальный, мировой рынки);

– степень конкурентности (рынки совершенной и несовершенной конкуренции),

– отраслевой подход и т.д.

  1. Характеристика рынков в зависимости от объектов купли-продажи

По объектам рыночных отношений  выделяют такие рынки:

– товарный рынок, включающий в себя потребительский (рынок предметов потребления и услуг), рынок средств и факторов производства, рынок информации, интеллектуального продукта, инноваций, научно-технических разработок;

– финансовый, включающий в себя рынок  капиталов, инвестиций, рынок ценных бумаг, валютно-денежный рынок;

– рынок труда и рабочей силы.

Рынок потребительских товаров  и услуг, или потребительский  рынок возник одним из первых. В  процессе генезиса от рынка товаров  и услуг стали отделяться различные  рынки факторов производства, что  способствовало тому, что рынки становились  более совершенными и целесообразными. Целью потребительского рынка является достижение равновесия между спросом  и его товарным покрытием.

На рынке средств и факторов производства земля, рабочая сила, капитал  выступают в роли объектов купли-продажи, в соответствии, с чем различают  сегменты этого рынка, например, рынок  производственных зданий и сооружений, рынок орудий труда, сырья и материалов.

Особым рынком считается рынок  информации. В условиях все большего вовлечения в производственный процесс  научно-технических достижений, растущей интернационализации производства значение рынка информации неизмеримо возрастает. Его составляющие – рынок инноваций, изобретений, рынок продукта творческого труда 9книги, кинофильмы.

Рынок инноваций, то есть рынок нововведений, «ноу-хау», изобретений, предложений  рационализаторского характера, можно  сказать практически отсутствовал в нашей экономике. В связи  с переходом к рыночной экономике  инновации рассматриваются как  товар, который продают по рыночным ценам, что приводит к ускорению  НТП. К части рынка инноваций  можно отнести рынок лицензий, где объектом купли и продажи  служат различные лицензии.

Рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу инвестиций. Рынок капиталов имеет свои особенности: во-первых, спрос на капитал зависит  от прибыли, которую приносят ценные бумаги; во-вторых, рынку средств  производства присуща высокая неоднородность и разнообразие товаров. Инвестиционный рынок оказывает активное воздействие  на другие рынки, прежде всего на потребительский.

Финансовый рынок – рынок, где  происходит купля-продажа финансовых средств: денег, облигаций, акций, векселей. На финансовом рынке происходит формирование ссудного процента, курса валют и  ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг происходят процессы купли-продажи ценных бумаг. Рынки ценных бумаг подразделяются на первичные рынки и вторичные  рынки. Первичный рынок ценных бумаг  – это такой рынок, на котором  происходит размещение вновь выпущенных ценных бумаг, на вторичном рынке  осуществляется торговля уже выпущенными  ценными бумагами.

Рынок труда и рабочей силы –  общественно-экономическая форма  движения трудовых ресурсов, при которой  рабочая сила обращается как товар, то есть продается и покупается в  соответствии с законами рыночной экономики. Рынок труда организуются в форме бирж труда; эти рынки имеют сложную инфраструктуру, которая позволяет предоставлять информацию о имеющихся вакансиях наемным рабочим, а работодателям получать информацию о соискателях. Формирование данного рынка предполагает в качестве предпосылок реализацию ряда условий. Во-первых, должны быть созданы необходимые условия для свободы предложения рабочей силы, то есть для добровольного выбора между занятостью и незанятостью в общественном производстве, свободного выбора вида деятельности. Во-вторых, работодатель должен обладать реальным правом найма и увольнения работников, конечно, в рамках трудового законодательства. В-третьих, должны быть сняты всякие ограничения на движение заработной платы и других законных доходов при официальном установлении гарантированного минимума.

  1. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Виды рынков несовершенной конкуренции

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая  модель, идеализированное состояние  рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом  спроса и предложения. Другими словами  это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов  и покупателей заключается в  приспособлении к равновесному состоянию  рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

– бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

– однородность и делимость продаваемой продукции

– отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

– высокая мобильность факторов производства

– равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак  отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти  признаки искусственно удаляются с  целью занятия монопольного положения  на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Несовершенную конкуренцию принято  подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

Наличие множества продавцов и  покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной  конкуренции.

Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что  открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как  проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.

Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

Совершенная информированность продавцов  и покупателей об условиях рынка;

Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Олигополия – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Свойства олигополии

Информация о работе Лекции по "Экономике"