Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:36, курс лекций

Описание работы

Экономика – правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства» – хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Эконом – это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. Существует реальная и теневая экономика. В любом обществе решается проблема того, что, каким образом и для кого производить. При этом общество всегда располагает ограниченным количеством экономических ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Ekonomika.docx

— 780.31 Кб (Скачать)

– Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

– Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

– Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию

– Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора

– Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

– Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке

– В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

Монополия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

  1. Рыночный механизм: сущность и структурные элементы

Национальную экономику как систему связей можно представить в виде двух экономических механизмов – микро- и макроэкономического. Рыночная система отношений базируется на объективном механизме, доминантой которого является самокоррекция и самодостаточность. Микроэкономический рыночный механизм – система горизонтальных отношений между домашними хозяйствами и фирмами, т.е. однопорядковыми субъектами. Формально государство в этом механизме не представлено. Рыночная экономика по сути своей микроэкономическая. Но государство всегда было элементом национальной экономической системы.

В схематичной форме рыночный (микроэкономический) механизм можно описать как совокупность четырех основных элементов:

• спрос как характеристика поведения покупателя;

• предложение как характеристика поведения продавца;

• механизм ценообразования как взаимодействие покупателя и продавца;

• механизм конкуренции как условия этого взаимодействия.

Макроэкономический взгляд на национальную экономику различает четырех субъектов: государство; домашние хозяйства; предпринимательский сектор; заграница или внешний мир.

Включение четвертого субъекта (без институционального деления) в анализ макроэкономического механизма свидетельствует о том, что современная экономика не является закрытой (т.е. описывается взаимосвязями только первых трех субъектов), а имеет открытый характер.

Спецификой макроэкономического анализа является агрегирование основных параметров. Агрегированию подвергаются сами экономически субъекты и характер их поведения в хозяйственной жизни.

Участие государства в экономическом процессе представлено макромеханизмом как системой отношений единственного субъекта макроуровня с субъектами микроуровня. В отличие от микроуровня эти отношения строятся не по горизонтали, а по вертикали.

Иными словами государство обладает экономической властью. С этой точки зрения, макромеханизм выступает как система воздействия на микросреду. Государство влияет на условия, в которых субъекты микроуровня принимают самостоятельные решения, принимая законы, формирующие среду, создает соответствующие институты, способствующие реализации принятых законов и защищает экономические права субъектов. Таким образом, государство является внешним элементом, формирующим среду, а с другой стороны, является управляющим, т.е. внутренним, компонентом системы, поддерживающим ее целостность. Связи между субъектами приобретают характер не рыночный, а бюрократический. В отличие от линейных связей на микроуровне (покупатель – продавец, производитель – потребитель) макромеханизм представляет собой сложную нелинейную систему. По сути своей он является механизмом реализации общественных (национальных) целей, определения экономической роли государства и принципов ее реализации. Если исходить из того, что современная рыночная экономика смешанная, а государство является одним из внутренних элементов экономической системы, то при определении функций государства необходимо опираться не на оценку его «вмешательства», а на фактор органичного его включения в социально-экономические процессы.

  1. Спрос, функция спроса, закон спроса и его графическое отображение

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя  на приобретение товара по имеющимся  у него средствам, которые предназначены  для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность  покупателя в некоторых товарах  или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность  оплатить покупку по цене, находящейся  в пределах «доступного» диапазона.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение  определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов  покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные  блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Между рыночной ценой товара и его  количество соблюдается определенное соотношение. Обычно, чем выше цена товара, тем меньше на него уровень  спроса (при данном уровне доходов), и наоборот, чем ниже цена, тем  соответственно большее количество потребителей согласится купить товар.

P

0

D

P1

P2

Q1

Q2

Q

На рисунке  на оси абсцисс обозначено количество товара Q, который покупается на рынке, а на оси ординат – цена Р  и ее изменение. Кривая D в экономической  литературе называется кривой спроса. Методом проецирования на кривую спроса цен можно определить как  изменится спрос при изменении  цены.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и  ценой существует обратно пропорциональная зависимость.

То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма  денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар субститут.

  1. Предложение, функция предложения, закон предложения и методы его выражения

Предложение характеризует  возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает  предложение и отражает её суть с  качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется  по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или  производительными возможностями  предложить для продажи на рынке  в течение некоторого периода  времени при определённой цене.

Продавцы стремятся  получить на рынке высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее  количество товара, то есть увеличить  предложение.

Таким образом, для продавцов объем  предложения будет изменяться в  зависимости от цены (чем выше будет  цена, тем больше размер предложения  на рынке (при прочих равных условиях)).

Q

P

0

S

P2

P1

Q2

Q1

На рисунке  на оси абсцисс обозначено количество товара Q, доставленного на рынок, а  на оси ординат – цена P. Кривая S называется кривой предложения.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках  на единицу товара с увеличением  цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать  больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция  имеет место.

  1. Процесс взаимодействия элементов рыночного механизма и установление цен равновесия

На рисунке показано одновременное  поведение спроса и предложения, которое получено путем наложения  друг на друга графиков спроса и  предложения. В точке Е спрос  количественно равен предложению (Q1) и цена P1 соответствует как уравновешивающая цена, то есть цена равновесия. При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (отрезок АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов способствует снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх.

Q

P

0

S

D

E

Q1

P1

P2

А

B

C

F

P3

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от Р1, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Равновесная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров  и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители  желают предложить.

Равновесная цена, это:

– цена, при которой спрос и предложение равны;

– цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

– цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют  побуждающих мотивов к изменению  ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место  баланс. В случае формирования любой  другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный  стимул к трансформации положения  на рынке.

Цена является одним из элементов  управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного  рынка. Одновременно цена – важнейший  показатель для каждого конкретного  предприятия, т. к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т. е. финансовое благополучие.

Цена несет в себе свойство конкурентности, выступая инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов, перелива капиталов.

  1. Области экономической активности субъектов рынка

В современной экономической литературе непрерывность производства в масштабах  общества рассматривается в модели экономического оборота продуктов  и дохода, которую можно представить  следующим образом.

В модели экономической активности субъектов рынке правительство выполняет три функции.

Во-первых, он осуществляет на соответствующих  рынках государственные закупки  ресурсов и продуктов и вследствие этого несет соответствующие  расходы, которые влияют на совокупные расходы экономики. На рисунке  это  отображают потоки по вертикали.

Во-вторых, правительство предоставляет  домохозяйствам и предприятиям коллективные (общественные) блага, связанные с  содержанием бюджетной сферы (образования, науки, культуры, медицины, национальной армии, милиции и т.д.). Это отражают горизонтальные верхние потоки, которые  объединяют правительство с субъектами частного сектора экономики.

В-третьих, для осуществления своих  расходов правительство формирует  государственные доходы за счет сбора  налогов: налог на прибыль с граждан, налоги на прибыль с предприятий, косвенные налоги и т.д. Это все  есть валовые налоги. Но наряду с  этим правительство имеет дело с  налогами возвратными. К ним относятся  трансфертные платежи (пенсии, стипендии, выплаты по безработице и страхованию, дотации, субсидии).

Валовые налоги за минусом трансфертных платежей являются чистыми налогами.

В модели экономического кругооборота доходы правительства показаны с  помощью потоков чистых налогов, поскольку только они характеризуют  истинную величину доходов, которые  правительство может использовать для закупки ресурсов и продуктов  на соответствующих рынках. Что касается трансфертных платежей, то они не влияют на покупательную способность правительства (правительственный спрос), а есть инструментом перераспределения доходов (ресурсов и продуктов) между отдельными субъектами частного сектора экономики.

 Правительство взаимодействует  не только на рынке ресурсов  и продуктов. Он является также  активным участником финансового  рынка. Объясняется  это тем,  что он не всегда может сбалансировать  свой бюджет, то есть доходную  и расходную части  государственного  бюджета. Вследствие этого возникает  бюджетный дефицит, который должен  покрываться за счет ссуд на  финансовом рынке. Обычно эти  ссуды осуществляются через продажу  государственных облигаций и  других ценных бумаг, как финансовым  посредникам, так и непосредственно  домохозяйствам. Иногда чистые налоговые  поступления в бюджет могут  превышать правительственные расходы.  В этих условиях правительство  возвращает полученные ссуды  большей стоимости, чем получает  новые, обеспечивает чистый приток  денежных ресурсов на финансовый  рынок. Следовательно, государственные  закупки товаров и услуг зависят  не только от доходов правительства,  но и от его ссуд у субъектов  частного сектора экономики.

Информация о работе Лекции по "Экономике"