Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:36, курс лекций
Экономика – правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства» – хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Эконом – это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. Существует реальная и теневая экономика. В любом обществе решается проблема того, что, каким образом и для кого производить. При этом общество всегда располагает ограниченным количеством экономических ресурсов.
Таким образом, у физиократов существует раздвоение понятия богатства на реальное (физическое) и номинальное (ценностное). Эта двойственность порождается существованием такой функции денег, как мера ценности, благодаря которой все блага можно привести к общему знаменателю. Физиократы рассматривали в качестве богатства только реальные блага, причем исключительно произведенные в первичном секторе.
Классическую школу
Родоначальником классической школы считается Адам Смит. В одном из своих трудов – «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит утверждает, что экономика подчиняется определенным правилам и функционирует по определенным закономерностям, хотя и не имеет единого центра управления.
Также представители классической школы – А. Смит и Д. Рикардо – обосновывали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. Он разработал и представил экономическую картину общества как систему.
По мнению А.Смита, государство должно выполнять три основные обязанности:
– ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;
– ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;
– создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.
А. Смит, при описании системы рыночной экономики, доказал, тот факт, что стремление предпринимателя к достижению прежде всего личных интересов является основной движущей силой экономического прогресса, и в конечном итоге увеличивается благосостояние, не только его самого, но и общества в целом.
Согласно А. Смиту, рыночная система
имеет способность к
Одной из главных идей учения А. Смита была идея о сокращении влияния государства на экономику, что будет способствовать ее более эффективному функционированию. А. Смит считал, что рынку должна быть предоставлена полная свобода, поскольку он, то есть рынок, является главным регулятором.
Представители классической школы, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы, и считали помощь государства излишней. Логические заключения Смита и его последователей привели к заключению о том, что для стабильного функционирования экономики наиболее подходящей является политика «государственного невмешательства».
Учение Петти о стоимости. Источник
вещественного богатства
Петти заложил основы трудовой теории стоимости, он указал на труд как на естественную основу рыночной цены. Однако в трактовке стоимости Петти допускал меркантилистские колебания: он отождествлял стоимость с меновой стоимостью, а меновую стоимость с благородными металлами. Не понимая двойственной характеристики труда, Петти смешивал абстрактный труд с конкретным, причем под абстрактным трудом он в неявной форме подразумевал конкретный труд.
Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой эконом системы. Карл Маркс (1818 - 1883 г.г.) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд – «Капитал», 1 том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия:
1) учение об общественно-эконом формациях;
2) выявление исторически
3) теория воспроизводства и
4) учение о двойственном
5) учение о прибавочной
6) оригинальный анализ эволюции
форм стоимости и истории
7) сущность абсолютной ренты.
Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их.
В немарксистской
экономической науке конца XIX- начала
XX ст. сложился целый ряд новых
научных школ и направлений экономической
теории, которые получили признание
в современной науке: неоклассическая
школа, институционализм, кейнсианство,
монетаризм, неолиберализм. Такое разнообразие
направлений и школ в экономической
науке объясняется тем, что они
имеют разные подходы к пониманию
и задачам исследования, используют
разные методы анализа, имеют свои подходы
к анализу и решению
Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы.
Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Неоклассическое
направление исследует
Институционализм
— направление социально-
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Смысл
институционального подхода состоит
в том, чтобы не ограничиваться анализом
экономических категорий и
Кейнсианство — макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег Джона Мейнарда Кейнса.
Основные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:
Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
Рыночная
экономика не может саморегулироваться
и поэтому вмешательство
Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.
Введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, движется поток производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.
Основным инструментом регулирования экономики признавались бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.
Монетаризм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером.
Неолиберализм — направление политической экономики и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х — 1990-е.
Неолиберализм,
в отличие от либерализма, не отрицает
полностью государственное
Предмет науки - это то, что исследует, изучает та или иная наука.
Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой.
Но это определение предмета экономической теории является слишком общим. Все экономические науки с разных сторон изучают экономическую систему. В частности, среди экономических дисциплин, кроме экономической теории, есть бухгалтерский учёт, экономическая статистика, финансы и кредит, международные экономические отношения, экономика предприятия и многие другие. Но в отличие от экономической теории все эти науки являются специальными конкретно-экономическими науками.
Экономическая теория - это общетеоретическая дисциплина, являющаяся теоретической основой для всех других экономических наук.
Экономическая теория - это также общественная наука, она изучает поведение людей и организаций в экономической системе. Опираясь на всё вышесказанное, можно перейти от общего к более конкретному определению предмета экономической теории.
Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.
Существует несколько
- эта наука о видах
- эта общественная наука,
- эта наука о том, как