Курс лекций по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:55, курс лекций

Описание работы

1. Понятие МХ и МЭО. Факторы, определяющие развитие МХ и МЭО. 2
2. История становления МХ. Этапы развития современного мирового хозяйства. 4
3. Центропериферическое строение современного МХ. Центр и периферия. «Сущность понятия догоняющее развитие». 5
4. Субъекты МХ и МЭО. 7
5. Три группы стран: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой. Критерии такого выделения. 8
6. МРТ. Естественная и социально-экономическая основа МРТ. Основные типы МРТ. 10
7. СНС. Важнейшие показатели СНС: ВВП и ВНП 11
8. Отраслевая структура мирового хозяйства 13
9. Мировая и внешняя торговля. Структура. Основные критерии. Рынки товаров и услуг 14
10. Политика протекционизма и либерализма в мировой торговле на современном этапе 21
11. Торговый баланс России 23
12. ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле. ВТО – Всемирная торговая организация 24
13. ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию 26
14. Экспорт капитала. Сущность. Основные формы. 28
15. ТНК и их значение в МЭО 32
16. Международная миграция рабочей силы – важнейшая форма МЭО. Мировые рынки рабочей силы 35
17 Этапы развития мировой валютной системы 36
18. Евросоюз. Этапы формирования. Современное состояние. ЕВРО. 38
19. МВФ. Основные направления его деятельности. См 17 вопрос (33 стр.) 40
20. МБРР. Основные направления его деятельности. Там же.
21. ЕБРР. Основные направления его деятельности 42
22. Сущность международной экономической интеграции, её формы и уровни. Основные интеграционные группировки. 43
23. США – ведущее государство в мировой экономике
24. Экономическое развитие Японии
25. Экономическое развитие Китая
26. Место России в мировом хозяйстве

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по Мировой экономике.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

тарифных ограничений. Нетарифные ограничения  широко  используются  странами

Западной Европы и США. 

Протекционистские меры в развитых странах обходятся  в 300 млрд. $ 

Либерализм – основная тенденция м/н торговой политики в последние десятилетия 20 века. Мировое сообщество стремится ликвидировать преграды, имеющиеся на пути при м/н торговле товарами и услугами. В настоящее  время уровень пошлин – 5%. Эксперты ЕС полагают, что дальнейшая либерализация торговли принесет экономике  всех стран 400 млрд. $ , а унификация условий конкуренции еще 100 млрд. $. 

11. Торговый баланс России 

Торговый баланс - соотношение между поступлениями  по экспорту и платежам по импорту  товаров. Торговый баланс становиться  активным, если вывоз товаров превышает ввоз. Пассивное сальдо торгового баланса возникает когда импорт превышает экспорт товаров.

Для того, чтобы  торговый баланс был активным, государство стимулирует экспорт  на стадии реализации товаров путем воздействие на цены (налоговые, кредитные льготы, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоения внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала в обмен на обязательство выполнить определенную экспортную программу.

Активный торговый баланс присущ развивающимся странам, в период перехода к рыночной экономике. Пассивный торговый баланс развитых стран (США) объясняется активным внедрением импортных товаров стран - конкурентов. 

 

12. ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле

ВТО – Всемирная торговая организация 

Всемирная Торговая Организация (ВТО), правопреемник (с 1995) Генеральные соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), созданного в 1947 г. 23 странами как многостороннее межправительственное соглашение, направленное на снижение таможенных пошлин и др. барьеров в международной торговле. Основополагающим принципом ГАТТ был режим наибольшего благоприятствования в торговле, гарантированный всем его участникам. Правовыми основами ВТО являются ГАТТ в редакции 1994, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В ВТО входят 148 стран; 30 стран (в том числе Россия) намерены вступить в организацию (2005).  

     После 2-й мировой войны в 1947 году было подписано Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) и  вступило в действие 1948 году. Оно  касалось торговли только товарами в форме материального продукта, то есть торговлю услугами оно не затрагивало. В 1994 году было принято решение о создании Всемирной Торговой Организации (ВТО) и вступило в действие в 1995 году.

     ВТО отличается от ГАТТ тем, что включает в себя еще три соглашения, это: 1) По торговле услугами; 2) По торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, например, видеокассеты, аудиокассеты, книги и пр. (ТРИПС); 3) По торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС). В настоящее время в ВТО входят 149 членов, из них 148 государств и Европейский союз. Россия ведет переговоры о вступление в ВТО с 1995 года.

     ГАТТ  в свое время и ВТО в настоящий  момент занимается либерализацией международной  торговли. Либерализация коснулась  тарифного регулирования. 

Место расположения: Женева, Швейцария 
Основана: 1 января 1995 г. 
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94) 
Членство: 148 стран (по состоянию на февраль 2005 г.) 
Бюджет: 169 млн.швейцарских франков на 2005 г. (примерно 130 млн.долл США) 
Штат Секретариата: 500 сотрудников 
Глава: генеральный директор 
 
Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
 

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией  соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. 

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации  и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.  

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО  являются:  

- взаимное предоставление  режима наибольшего благоприятствования  (РНБ) в торговле;  
- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;  
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;  
- отказ от использования количественных и иных ограничений;  
- транспарентность торговой политики;  
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
 

Важнейшими функциями  ВТО являются: контроль за выполнением  соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров  и консультаций между заинтересованными  странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.  

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:  

- получение более  благоприятных условий доступа  на мировые рынки товаров и  услуг на основе предсказуемости  и стабильности развития торговых  отношений со странами-членами  ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- устранение  дискриминации в торговле путем  доступа к механизму ВТО по  разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов  в случае, если они ущемляются  партнерами;

- возможность  реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.  

Все страны-члены  ВТО принимают обязательства  по выполнению основных соглашений и  юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.  

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые  к нему МТС:

 

13. ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию 

Конференция ООН по торговле и развитию, орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Конференция создана в 1964 г. по инициативе социалистических и развивающихся стран. Насчитывает 168 государств-членов. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Основными задачами ее являются:

1) содействие  развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира  и равноправного, взаимовыгодного  сотрудничества между государствами; 

2) выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений;

3) участие в  координации деятельности других  учреждений системы ООН в области  экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли. 

В ЮНКТАД принят групповой принцип работы: государства-члены  разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу. Так, развивающиеся страны объединены в "группу 77". Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и, имея рекомендательный характер, не являются юридически обязательными. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Высший орган - Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции по регулированию отдельных рынков сырьевых и сельскохозяйственных товаров и др. СССР стал членом этой организации с 1964 года, Российская Федерация – с 1991. 

С созданием  ВТО (Всемирная Торговая организация) практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.      

                      

Решения, принимаемые  консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.     

В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран — получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии. 

Деятельность  ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков. 
14. Экспорт капитала. Сущность. Основные формы. 

В целом  капитал можно разделить на реальный и денежный. 

Реальный  капитал – это, прежде всего, средства производства и товарные запасы. Сегодня  мы будем говорить о денежном капитале, который представляет из себя финансовые ресурсы или активы.  

Основными участниками международной миграции капитала являются частные компании, государственные учреждения и международные  финансовые организации. 

Капитал вывозится в форме:

1) прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;

2)  портфельных  инвестиций (в иностранные облигации,  акции, ценные бумаги);

3)  среднесрочных  и долгосрочных международных  кредитов (или займов) ссудного капитала  государствам, промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям;

Информация о работе Курс лекций по "Мировой экономике"