Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:55, курс лекций
1. Понятие МХ и МЭО. Факторы, определяющие развитие МХ и МЭО. 2
2. История становления МХ. Этапы развития современного мирового хозяйства. 4
3. Центропериферическое строение современного МХ. Центр и периферия. «Сущность понятия догоняющее развитие». 5
4. Субъекты МХ и МЭО. 7
5. Три группы стран: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой. Критерии такого выделения. 8
6. МРТ. Естественная и социально-экономическая основа МРТ. Основные типы МРТ. 10
7. СНС. Важнейшие показатели СНС: ВВП и ВНП 11
8. Отраслевая структура мирового хозяйства 13
9. Мировая и внешняя торговля. Структура. Основные критерии. Рынки товаров и услуг 14
10. Политика протекционизма и либерализма в мировой торговле на современном этапе 21
11. Торговый баланс России 23
12. ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле. ВТО – Всемирная торговая организация 24
13. ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию 26
14. Экспорт капитала. Сущность. Основные формы. 28
15. ТНК и их значение в МЭО 32
16. Международная миграция рабочей силы – важнейшая форма МЭО. Мировые рынки рабочей силы 35
17 Этапы развития мировой валютной системы 36
18. Евросоюз. Этапы формирования. Современное состояние. ЕВРО. 38
19. МВФ. Основные направления его деятельности. См 17 вопрос (33 стр.) 40
20. МБРР. Основные направления его деятельности. Там же.
21. ЕБРР. Основные направления его деятельности 42
22. Сущность международной экономической интеграции, её формы и уровни. Основные интеграционные группировки. 43
23. США – ведущее государство в мировой экономике
24. Экономическое развитие Японии
25. Экономическое развитие Китая
26. Место России в мировом хозяйстве
Минеральное
сырье (Переход от потребления угля
к нефти и газу)
Нефть
Основные экспортеры – Саудовская Аравия (15%), Россия (11%), Норвегия (9%), Иран (6%), Мексика (5%), Нигерия (5%), Великобритания (5%), ОАЭ (4%), Венесуэла (4%), Ирак (4%), Канада (3%), Кувейт (3%), Ливия (2%), Оман (2%) (2002 г.)
Основные импортеры – США, ЕС, Япония
На
экспорт направляется
около половины всей
добываемой в мире нефти.
Доля стран — членов
ОПЕК в мировом экспорте
нефти составляет около 65%.
Основная
часть мощностей
Потоки
нефти по трубопроводам направляются
из Канады в США, из Западной Сибири
и Поволжья — в Центральную и Восточную
Европу, а в будущем трубопроводный транспорт
должен будет играть основную роль в поставке
нефти Каспия.
Однако
в последние десятилетия
Газ
На
экспорт поступает
около 15% всего добываемого
природного газа. Крупнейшим
экспортером газа является
Россия (около 30% мирового
экспорта), затем следуют
Нидерланды, Канада,
Норвегия, Алжир. Главные
импортеры газа — США,
Япония, Германия, Франция,
Италия. Около 75% поставляемого
на экспорт природного
газа транспортируется
по газопроводам, остальные 25%
— в сжиженном виде
специальными судами-газовозами (из
Индонезии — в Японию,
из Алжира — в Западную
Европу).
Уголь
На
экспорт ежегодно
поступает 8—9% мировой
добычи. Крупнейшими
экспортерами угля являются
Австралия, США, ЮАР,
Польша, а импортерами
— Япония, Южная Корея,
Италия. Германия и Великобритания
из экспортеров угля
превратились в импортеров,
так как австралийский
и южноафриканский уголь
стоит втрое дешевле
добытого на месте.
Электроэнергетика
К числу крупнейших производителей электроэнергии относятся: США (3600 млрд. кВт ч), Япония (930), Китай (900), Россия (845), Канада (530), Германия (500), Франция (440 млрд. кВт ч). На долю развитых стран приходится около 65% всей выработки, развивающихся стран — 22%, стран с переходной экономикой — 13%. В России и других странах — членах СНГ выработка электроэнергии в 90-х гг. снизилась.
В структуре мирового производства электроэнергии
62% приходится на тепловые электростанции,
20% — гидроэлектростанции,
17% — атомные электростанции и
1% —
на использование альтернативных источников
энергии (геотермальные, приливные, солнечные,
ветровые электростанции).
Химическая промышленность(включая фармацию)
Экспортеры – США, ЕС, Япония, Швейцария, Канада, Южная Корея, Китай, Сянган (особый район Китая)
Импортеры
– США, ЕС, Китай, Япония, Канада, Швейцария,
Мексика, о. Тайвань, Сянган (особый район
Китая)
Лесная промышленность
Главными
экспортерами и импортерами
лесных товаров были
и остаются промышленно
развитые страны. На
долю Канады приходилось 17,3%
мировой торговли
лесными товарами, США—12,7%,
Швеции—10%, Финляндии— 8,4%,
России - всего 2,3%. Крупнейшими
импортерами являются
страны Западной Европы,
Япония, страны Ближнего
Востока.
Россия на мировом рынке металлов
Россия в 90-е гг. стала мировым лидером по экспорту черных и цветных металлов. В середине этих годов на ее долю приходилось 14% мирового экспорта черных металлов, свыше 20% — алюминия, 17% — никеля, 11% — меди, 10% — титана. Значительное увеличение российского экспорта черных и цветных металлов объясняется довольно высоким спросом внешнего рынка по причине их дешевизны, падением спроса на внутреннем рынке из-за экономического спада, распродажей стратегических запасов. На экспорт направлялось около 60% продукции из черных металлов, 70% — олова и цинка, 80% — алюминия, никеля, меди.
В мировом
экспорте черных и цветных металлов,
руд и концентратов на долю промышленно
развитых стран приходилось 77,1%, развивающихся
стран—18,6, стран — членов СНГ и Восточной
Европы —2,4, Китая — 1,5%.
Международная торговля машинами и оборудованием
На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37%, в экспорте развитых стран — 43%, развивающихся стран — 19%. Доля машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта достигает: в Японии — 64%, в США и Германии — 48, Швеции — 44, Канаде — 42%.
Ускоренный рост мировой торговли машинами и оборудованием обусловлен углублением международного разделения труда, особенно в Западной Европе и Северной Америке; резким сокращением «жизненного цикла» большинства видов машин и оборудования, быстрым моральным старением их; стимулированием экспорта машин и оборудования.
Свыше
80% мировой торговли машинами и оборудованием
приходится на развитые страны. Доля развивающихся
стран в мировом экспорте машин
и оборудования составляет около 10%. На
Россию приходится менее 1% мирового экспорта
машиностроительной продукции.
Рынок услуг
Отрасли сферы услуг
К сфере услуг относят:
• традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;
• такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;
•
социально-культурные отрасли: наука
и научное обслуживание, образование,
медицина и физическая культура, социальное
обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное
и коммунальное хозяйство, искусство,
культура, туризм и другие рекреационные
услуги.
Туризм
По данным ВТО и МВФ, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания, компьютеров и офисного оборудования и топлива. В мировой сфере туризма работает 192 млн. человек, или 8 % от общих показателей занятости в мире. Средние темпы роста туризма составляют в 7 % в год, что намного выше среднегодовых показателей развития мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия эта тенденция сохранится. Объем рынка 625 млрд. долл. в 2004 г. Так, к 2020 году доходы от туризма должны увеличиться более чем в 3 раза и составить 2 трлн. долларов.
Доходы
от иностранного туризма в общих
поступлениях от экспорта товаров и
услуг составляют, %: в США и Великобритании
— 5; Франции и Дании — 7-8; Италии и Швейцарии
— 11-12; Португалии — свыше 20; Испании и
Австрии— 30-35. В России туризм как одна
из отраслей сферы услуг развит весьма
слабо. Число туристов, выезжающих из России
за рубеж, значительно превышает число
иностранных туристов, посещающих нашу
страну. Это означает неблагоприятный
для России баланс валютных поступлений
от туризма.
Международная торговля услугами
Мировой
экспорт услуг характеризуется
следующими данными трлн. долл.: 1970 г.
— 0,1; 1980 г. — 0,4; 1997 г. — 1,3, 2004 -2,1 млрд. долл.,
т.е. он постоянно возрастал. В 80—90-х гг.
на него приходилось 20—25% мирового
экспорта товаров и услуг. Одновременно
наметились большие изменения в структуре
мирового экспорта услуг: постепенно снижается
доля транспортных услуг (с 35% в до 24% 1975
г. в 1996 г.), продолжает расти доля международных
туристических услуг (соответственно
с 24 до 32%). Все более широкое распространение
получают деловые услуги.
На мировом
рынке услуг преобладают
Доля
развивающихся стран в мировой
торговле услугами постепенно увеличивается.
Некоторые из них стали крупными экспортерами
услуг: Южная Корея — инженерно-консультационных
и строительных, Мексика — туристических.
Доля
стран с переходной экономикой в
мировом экспорте услуг составляет
около 4%, в том числе доля России
— 1%. Эти страны располагают значительными
возможностями для развития туризма,
транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных
и строительных услуг.
10. Политика протекционизма
и либерализма в мировой
торговле на современном
этапе
Существует три вида внешнеторговой политики - либерализм, протекционизм и автаркия.
Автаркия – в настоящее время эта политика является пережитком прошлого.
Данная политика предполагает изоляцию страны, создание замкнутой, самообеспечивающейся экономики: самоизоляция или навязанная изоляция.
Например, Северная Корея – самоизоляция, Куба, Ирак – навязанная.
В современных
условиях внешнеторговая политика колеблется
между протекционизмом и
Протекционизм и методы его осуществления
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Способы осуществления политики протекционизма:
Тарифные и
нетарифные барьеры.
Система тарифных барьеров
Тарифные барьеры – включают в себя таможенные тарифы (пошлины)
Таможенно-тарифные
меры - это меры, увеличивающие импортную
или экспортную цену товаров при пересечении
ими границы
К таможенно-тарифным
мерам относятся дополнительные
импортные пошлины и, так называемые,
особые виды пошлин (антидемпинговые,
компенсационные и специальные, в том
числе временные).
Цели таможенных пошлин:
1. Ограничение импорта (в РФ – экспорта)
2. Фискальные цели (пополнение бюджета, налоговые цели)
3. Недопущение «недобросовестной
конкуренции»
Система нетарифных ограничений
Нетарифные ограничения включают в себя:
1) Квотирование (контингентирование) – количественные ограничения в торговле, установление квот на ввоз тех или иных товаров – прямое ограничение объемов иностранных товаров, импортируемых на внутренний рынок
2) Лицензирование
ввоза и вывоза –
3) Эмбарго – запрещение государством ввоза из какой-либо страны или вывоза в какую-либо страну золота, товаров или услуг, валюты, ценных бумаг.
4) Валютный контроль – предполагает отсутствие свободной обратимости национальной валюты и установление государственного контроля за движением иностранной валюты, поступающей в страну за счет экспорта, и использованием ее для импорта. Фирмы-экспортеры обязаны сдавать иностранную валюту в специально определенные государством банки для обмена ее на национальную валюту в установленном порядке.
5) Налог на экспортно–импортные операции
6) Субсидии
7) Административные
и экономические меры
В основе таких
мер лежит административное ограничение
экспорта или импорта (экспортные
и импортные квоты, лицензии, ограничения
и запреты).
В современном мире распространена система нетарифных ограничений. ВТО
активно борется за уменьшение роли нетарифных ограничений и увеличении роли