Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:55, курс лекций
1. Понятие МХ и МЭО. Факторы, определяющие развитие МХ и МЭО. 2
2. История становления МХ. Этапы развития современного мирового хозяйства. 4
3. Центропериферическое строение современного МХ. Центр и периферия. «Сущность понятия догоняющее развитие». 5
4. Субъекты МХ и МЭО. 7
5. Три группы стран: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой. Критерии такого выделения. 8
6. МРТ. Естественная и социально-экономическая основа МРТ. Основные типы МРТ. 10
7. СНС. Важнейшие показатели СНС: ВВП и ВНП 11
8. Отраслевая структура мирового хозяйства 13
9. Мировая и внешняя торговля. Структура. Основные критерии. Рынки товаров и услуг 14
10. Политика протекционизма и либерализма в мировой торговле на современном этапе 21
11. Торговый баланс России 23
12. ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле. ВТО – Всемирная торговая организация 24
13. ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию 26
14. Экспорт капитала. Сущность. Основные формы. 28
15. ТНК и их значение в МЭО 32
16. Международная миграция рабочей силы – важнейшая форма МЭО. Мировые рынки рабочей силы 35
17 Этапы развития мировой валютной системы 36
18. Евросоюз. Этапы формирования. Современное состояние. ЕВРО. 38
19. МВФ. Основные направления его деятельности. См 17 вопрос (33 стр.) 40
20. МБРР. Основные направления его деятельности. Там же.
21. ЕБРР. Основные направления его деятельности 42
22. Сущность международной экономической интеграции, её формы и уровни. Основные интеграционные группировки. 43
23. США – ведущее государство в мировой экономике
24. Экономическое развитие Японии
25. Экономическое развитие Китая
26. Место России в мировом хозяйстве
Национальный
доход— это вновь созданная за
год стоимость, характеризующая, что
прибавило производство данного
года к благосостоянию общества. Поэтому
при его подсчете, в отличие
от ВВП, в. него не включаются суммы
амортизации, косвенных налогов, государственных
субсидий.
Это чистый
"заработанный доход" общества, этим
и определяется важность НД как макроэкономического
показателя и его широкое применение
при сопоставительном анализе.
8.
Отраслевая структура
мирового хозяйства
Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей» (сельское хозяйство и добывающая промышленность), затем «вторичных» (промышленность и строительство), а в последний период – «третичных отраслей» (сфера услуг).
Важнейшей тенденцией изменения структуры ВВП промышленно развитых стран во второй половине XX в. явилось превращение непроизводственной сферы (третичного сектора) в преобладающую часть их экономики.
Новые индустриальные и постсоциалистические страны находятся примерно на одинаковом уровне экономического развития как по ВВП на душу населения, так и по отраслевой структуре экономики. В этих двух группах стран сохраняется относительно высокая доля с/х (6–10% ВВП), которая постепенно приближается к уровню развитых стран (2–4%). Удельный вес промышленности в ВВП обеих групп стран находится на уровне постиндустриальных стран и даже превышает его. Это связано со сравнительно невысоким уровнем сферы услуг.
В отраслевой
структуре ВВП развивающихся
стран по-прежнему велика доля с/х (20–35%).
Доля промышленности в ВВП этих стран
чаще всего небольшая (10–25%), причем она
выше главным образом в странах-экспортерах
минерального сырья и топлива, тогда как
доля обрабатывающей промышленности колеблется
в пределах 5-15%.
9. Мировая и внешняя
торговля. Структура.
Основные критерии
Традиционной
и наиболее развитой формой МЭО является
внешняя торговля. По некоторым оценкам
на долю торговли приходится около 80% всего
объема МЭО.
«экономический
успех любой страны мира зиждется
на внешней торговле. Еще ни одной
стране не удалось создать здоровую
экономику, изолировавшись от мировой
экономической системы».
Международная
торговля является формой связи между
товаропроизводителями разных стран,
возникающей на основе МРТ, и выражает
их взаимную зависимость.
Под термином
«внешняя торговля» понимается торговля
какой-либо страны с другими странами,
состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта)
и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Внешнеторговая
деятельность подразделяется по товарной
специализации на торговлю готовой
продукцией, машинами
и оборудованием, сырьем,
услугами, технологиями. В последние
десятилетия бурно развивается торговля
финансовыми инструментами (деривативами),
производными от финансовых инструментов,
обращающихся на наличном рынке, например
облигациями или акциями.
Международная
торговля предстает
как совокупный объем
торговли всех стран
мира.
Международная
торговля характеризуется тремя
основными показателями: товарооборотом
(общий объем), товарной
структурой и географической
структурой.
В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности (машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция). Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией.
Для географического
распределения мировой торговли
характерно преобладание стран с
развитой рыночной экономикой, промышленно
развитых стран. Развитые страны торгуют
больше всего друг с другом. Торговля
развивающихся стран
Внешнеторговый оборот
Объем
международной торговли
Факторы
роста международной
торговли.
с 1950 по
1994 г. мировой торговый оборот вырос
в 14 раз, период между 1950 и 1970 г, можно охарактеризовать
как «золотой век» в развитии международной
торговли. В 70-х гг. он несколько снизился
(до 5%). В конце 80-х гг. мировой экспорт продемонстрировал
заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После
временного спада в начале 90-х гг., во второй
половине 90-х гг., международная торговля
вновь демонстрирует высокие устойчивые
темпы (7—9%).
По данным
ВТО, объем торговли товарами в 2004 году
вырос в номинальных ценах на 21% - до $8.9
трлн. долл. (8,8% с/х продукция, 14,4
– топливные ресурсы, 73,8 – промтовары).
Рост коммерческих услуг в номинальных
ценах составил 18%, до $2.1
трлн. долл. (23,5% - транспортные, 29,4 –
туризм и путешествия).
На достаточно стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:
• стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира;
• развитие
МРТ и интернационализация
• НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
• активная деятельность международных корпораций на мировом рынке;
• возникновение новой коммерческой реальности — общемирового рынка для стандартизированных товаров;
• регулирование международной торговли посредством международных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;
• деятельность международных финансово-экономических организаций, например МВФ, поддерживающего относительную стабильность основных мировых валют торговых и платежных балансов многих стран;
• стабилизирующая деятельность Мирового банка в отношении мировой экономики;
• либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин — образование «свободных экономические зон»;
• развитие
процессов торгово-
• получение
политической независимости бывшими
колониальными странами. Выделение
из их числа стран с моделью
экономики, ориентированной на внешний
рынок.
Быстрый
рост мировой торговли в середине 90-х гг.
связан в основном с резким ростом импорта
США, Италии, Канады, Испании, расширением
торговли внутри группы стран ОЭСР, а также
с улучшением хозяйственной конъюнктуры
в развитых странах (кроме Японии) на Дальнем
Востоке и в Латинской Америке.
Если
ликвидация торговых барьеров успешно
продолжится, то емкость рынка товаров
будет расти в среднем на 6%
ежегодно в течение десяти ближайших
лет (с 1996 г.). Это будет самым высоким
показателем с 60-х гг. Торговля же
в сфере услуг будет увеличиваться
еще более высокими темпами, чему немало
способствуют успехи информатики и связи.
Рынки товаров и услуг
По данным
ВТО, объем торговли товарами в 2004 году
вырос в номинальных ценах на 21% - до $8.9
трлн (8,8% с/х продукция, 14,4 – топливные
ресурсы, 73,8 – промтовары). Рост коммерческих
услуг в номинальных ценах составил 18%,
до $2.1 трлн. (23,5% - транспортные, 29,4 – туризм
и путешествия).
Доля стран в мировой торговле товарами1:
Развитые – 63 %
Развивающиеся – 33,5 %
Страны СНГ
и Юго-восточной Европы – 3,5 %
Для сравнения:
в последней четверти XX столетия
на долю сырьевых товаров
приходилось около 2/3
экспорта и только 1/3
— на готовые изделия.
Основные экспортеры
и импортеры товаров, млн. долл., %
от мировых показателей:
Страны | Экспорт | % | Импорт | % |
Германия | 912,3 | 10 | 716,9 | 7,6 |
США | 818,8 | 8,9 | 1525,5 | 17 |
Китай | 593,3 | 6,5 | 561,2 | 5,9 |
Япония | 565,8 | 6,2 | 454,5 | 4,8 |
Франция | 448,7 | 4,9 | 465,5 | 4,9 |
Голландия | 358,2 | 3,9 | 319,3 | 3,4 |
Италия | 349,2 | 3,8 | 351 | 3,7 |
Великобритания | 346,9 | 3,8 | 463,5 | 4,9 |
Канада | 316,5 | 3,5 | 279,8 | 2,9 |
Бельгия | 306,5 | 3,3 | 285,5 | 3 |
РФ (13 и 24 место в мире) | 183,5 | 2 | 96,3 | 1 |
Мировая
торговля сельскохозяйственной
продукцией
Доля
сельскохозяйственной продукции в
мировом экспорте в последние
десятилетия неуклонно
В мировом экспорте продовольственных товаров доля развитых стран почти не изменилась (72,4% в 1970 г. и 72,1% в 1996 г.), тогда как доля развивающихся стран за это время возросла с 17,5 до 20,9%, а доля стран с переходной экономикой, наоборот, снизилась с 9,9 до 6,6%.
По данным ВТО мировой объем торговли сельскохозяйственной продукцией составляет $600 млрд. Крупнейшие мировые экспортеры сельскохозяйственной продукции: США (12.7% мирового экспорта), Франция (6.5%), Канада (6.2%), Нидерланды (6.1%), Германия (5%). Крупнейшие импортеры: США (11%), Япония (10.3%), Германия (6.9%), Великобритания (5.4%), Франция (5%). В этом перечне Россия занимает 15-е место (1.6%).
Основные производители пшеницы: Китай (объём производства составил 93,9 млн. тонн), ЕС (объём составил 91,2 млн. тонн), Индия (68,8 млн. тонн), США (53,3 млн. тонн), Россия (46,9 млн. тонн), Франция (31,6 млн. тонн), Центральная и Восточная Европа (34,7 млн. тонн), Австралия (24,0 млн. тонн), Канада (20,6 млн. тонн), Германия (2,8 мл. тонн). Казахстан (12,6 млн. тонн.
Основные экспортёры пшеницы: США (26,1 млн. тонн), Канада (16,7 млн. тонн), Австралия (16,4 млн. тонн), Аргентина (11,5 млн. тонн), Украина (5,5 млн. тонн), Россия (4,4 млн. тонн), Восточная Европа (4,1 млн. тонн), Казахстан экспортировал 4,0 млн. тонн, Индия -3,2 млн. тонн (график 3) .
Основные импортёры пшеницы: ЕС(9,8 млн. тонн), Бразилия (7,1 млн. тонн), Египет (7,0 млн. тонн), Япония (5,8 млн. тонн), Алжир (4,5 млн. тонн), Южная Корея (4,0 млн. тонн), Индонезия (3,7 мн. Тонн) Марокко (3,2 млн. тонн), Ирак (3,0 млн. тонн).
Основные поставщики говядины:США (коровье бешенство), Канада, Аргентина, Бразилия, Венгрия, ЕС, Индия, Китай, Австралия (на коне), Н. Зеландия,
Импортеры
– США, Канада, Мексика, Бразилия, ЕС,
Польша, Россия, Египет, ЮАР, Тайвань, Гонконг,
Япония и Корея.