Крупное и малое предпринимательство в сфере инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность крупных и малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства.
Объект - инновационная деятельность малого и крупного бизнеса.
Предмет - влияние инноваций на малый и крупный бизнес.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

    Кроме того, как показывает мировая практика, далеко не все монополии отличаются избыточной рыночной агрессией и нечистоплотным хозяйственным

 поведением. Некоторые из них (например, Microsoft и Intel), демонстрируя впечатляющие инновационные достижения и коммерческие успехи, не забывают о социально-этичном маркетинге, об уплате налогов, о социальных потребностях своего персонала и т.д.

    В данной связи большое значение имеет также действенный контроль со стороны государства за распределением корпоративных доходов, полученных от

инновационной деятельности. Это распределение  должно быть всесторонне обоснованным, учитывающим инновационные интересы корпораций и государства, положительно мотивирующим не только инвесторов и собственников, но и всех лиц, участвующих в создании и реализации нововведений.

    Особую  поддержку государства должны получать бренды крупнейших

    специализированных  субъектов инновационной деятельности (ведущих технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных компаний, государственных корпораций и др.). Это повысит внимание к данным субъектам со стороны возможных потребителей инноваций, потенциальных партнеров и инвесторов (включая зарубежных), будет способствовать развитию национальной инновационной системы и, как следствие, благоприятно отразится на инновационном «тонусе» всего нашего общества. 

    2.2. Государственное  регулирование инновационной  деятельности сферы  малого и венчурного  бизнеса 

      За рубежом, практически во  всех развитых индустриальных странах, есть система государственного стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования.

    Наиболее  яркий пример успешной инновационной  политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая МП, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили  эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности.12

    В этой связи большое значение имеет  активная структурная политика - постоянно  возобновляемый и осуществляемый процесс, немыслимый без активного государственного регулирования, которое должно и может содействовать оптимальному развитию и функционированию инновационных монополий

    Говоря  о государственном регулировании, можно отметить, что каковы бы ни были общие причины, все страны с рыночной экономикой сталкиваются с серьезными проблемами. Поэтому многие стоящие перед Россией проблемы обусловлены не особенностями трансформационного периода, а кардинальными пороками рынка, которые признаются всеми экономистами в мире. Современный кризис мировой рыночной системы свидетельствует о процессе кардинальных изменений в адаптации, в котором большое место отводится инновационным монополиям. Основной вектор движения стран с рыночной экономикой включает капиталистическое планирование в той или иной форме. Рынок на определенной стадии своего развития порождает объективную необходимость прогнозирования и планирования экономических процессов, выступающих отрицанием рынка. Как и в процессе развития командно-административной системы возникает необходимость в рыночных отношениях, которые выступают отрицанием системы, их порождающей. Все это выступает объективной реакцией систем на трудности, возникающие в процессе их функционирования. В самом общем виде прогнозирование и планирование становятся инструментами, позволяющими рыночной экономике преодолеть собственные органические недостатки за счет объединения негосударственного и государственного секторов. (Приложение1).

    В настоящее время ни одно общество, от самого централизованного до самого децентрализованного, не способно в настоящее время создать эффективно функционирующий механизм. Большое значение имеют социальные, политические и технологические факторы. Объективная реальность свидетельствует в пользу такого положения, что в общем и целом экономика является стройной и логичной системой, а реальные проблемы и сложности, стоящие перед любым обществом, как российским, так и американским выступают проявлением не только и, может быть, не столько экономических законов, а тех политических и моральных ценностей, которые господствуют в обществе, основой которого выступают политика и мораль в виде коллективной воли и личной системы ценностей. Кризис переживает вся человеческая цивилизация. Не существует; какого-то одного лекарства в виде рынка, плана, прогноза, закона спроса и предложения, а необходима их оптимальная комбинация в каждом конкретном этапе (временном промежутке), которая во многих случаях достижима в условиях именно инновационной монополии. В плане развития системы прогнозирования и планирования на уровне предприятия наибольшими возможностями обладают именно инновационные монополии.

    С позиций развития современных экономических  систем и достижения наибольшей эффективности их функционирования государственная политика в экономической сфере наряду с другими должна преследовать цели и задачи образования инновационных монополии, не допуская их превращения в «классические» монополии. В этом плане можно выделить два вида рынков:

    - традиционный - где в саду объективных  законов конкуренции происходят процессы концентрации и специализации капитала, приводящие в конечном итоге к образованию монополии. В этой ситуации правительство должно предпринимать весь комплекс мер, направленных на развитие конкуренции и ограничение монополистических тенденций;

    - новый - когда предприятие объективно  получает монопольное положение, обусловленное проведением эффективной инновационной деятельности. В этом случае государство уже имеет дело с инновационной монополией и должно поощрять сохранение ее инновационного характера.

    Существуют  следующие основные подходы, которые  можно принять, чтобы определить наличие или отсутствие на том  или ином рынке монополии.

    Во-первых, рыночные результаты, когда осуществляется сравнение идеального (гипотетического инновационно-монополистического) рынка с реально существующей ситуацией. Во-вторых, поведение экономических субъектов, когда рассматривается экономическое поведение монополии на предмет выявления ее инновационной сущности. Большое значение приобретают выявление, анализ и предупреждение элементов сговора и негласных соглашений между предприятиями. В-третьих, структура рынка, когда, вследствие ограничения возможности для предприятия свободного выхода из отрасли или вступления в нее, возникают серьезные проблемы с поощрением конкуренции.

    Государственная поддержка малого предпринимательства  в инновационной сфере в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов должна основываться на  взаимосвязи  осуществляющих ее федеральных и  региональных органов и выработке ими единой политики, адаптируемой в каждом конкретном случае к специфическим региональным условиям. Поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере на федеральном уровне предполагает определение государственных приоритетов его развития и формирование необходимого для инвестирования фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета. Учет реальных потребностей регионов требует, чтобы федеральная политика основывалась не на территориальной принадлежности малого предпринимательства, а на целевом подходе. Средства инвестирования на поддержку конкретных направлений развития малого предпринимательства должны выделяться на федеральном уровне по целевому принципу, исходя из того, насколько конкретная региональная программа или конкретный региональный проект поддержки малого предпринимательства отвечают общегосударственным задачам формирования конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест, конверсии, повышения научно-технического уровня производства, поддержки определенных категорий населения и улучшения экологической обстановки. Внутрирегиональная политика поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере должна включать два блока — программы и мероприятия, имеющие значение для развития данного конкретного региона, реализуемые непосредственно на региональном уровне за счет местных ресурсов; программы и мероприятия, имеющие межрегиональное значение и отвечающие задачам общегосударственной программы формирования системы поддержки малого предпринимательства. Взаимосвязь федеральных и региональных органов поддержки малого предпринимательства, выработка ими единой политики должны находить конкретное выражение в сбалансированности различных источников финансирования региональных программ развития малого предпринимательства.13

    Государственные инвестиционные ресурсы должны быть сконцентрированы на наиболее важных сферах функционирования малого предпринимательства, отвечающих как федеральным, так и  региональным интересам, а именно, в малом бизнесе в инновационной сфере. На федеральном уровне государственные функционально-целевые приоритеты в инвестировании малого предпринимательства в инновационной сфере должны включать обеспечение интересов последнего в ходе межведомственной координации деятельности федеральных ведомств, осуществляющих господдержку инновационной деятельности по следующим направлениям:

    -формирование  и реализация единой государственной  инвестиционной и инновационной  политики (согласование целей трех; основных агентов экономической  деятельности — собственно, «инноваторов», генерирующих идеи и проектирующих средства их реализации; предпринимателей; юридических лиц любых организационно-правовых форм, реализующих инновационные проекты; органов государственной власти, устанавливающих законодательные нормы и подзаконные стандарты и нормативы);

    - стимулирование активности участников  единой государственной инвестиционной  и инновационной политики, включая  прямую поддержку участников, обеспечивающих  «межпрограммную» координацию инновационной  деятельности в интересах оказания государственной поддержки малому предпринимательству.

    Достижение  обеспечения интересов малого предпринимательства  в инновационной сфере может  быть реализовано в рамках решения  на федеральном уровне следующих  основных задач.

    1.Планирование  отраслевой, функциональной, территориальной структуры развития инновационной деятельности и госбюджетных ресурсов на ее государственную поддержку.

    2.Организация  и ведение федерального реестра  по учету заявок на поддержку  инновационных проектов.

    3.Реализация  госзаказа на господдержку инновационной деятельности.

    4.Совершенствование  федеральной контрактной системы  по части селективного управления господдержкой.

    5.Содействие  развитию малого предпринимательства  в инновационной сфере и конверсии  оборонных предприятий, а также повышению научно-технического уровня производства.

    6.Содействие  кооперированию как самих инновационных  фирм(венчурных компаний), так и  их кооперированию и сотрудничеству  с крупными и средними предприятиями.

    7.Поддержка  в сфере внешнеэкономической деятельности.

    8.Формирование  социальной сферы.

    9.Поддержка  в улучшении экологической обстановки.

    10.Поддержание  определенных диспропорций и  неравновесных состояний в экономике  для перераспределения ресурсов  и организация перераспределения ресурсов в пользу инновационных монополий.

    11.Создание  и развитие инфраструктуры поддержки.

    12.Проведение  налоговой политики господдержки  в инновационной сфере.

    13.Проведение  инвестиционной политики господдержки  в инновационной сфере.

    1. Планирование отраслевой, функциональной, территориальной структуры развития инновационной деятельности.

    В соответствии с «Основами» основными  мерами государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в области совершенствования структуры государственного сектора науки и высоких технологий, укрепления материально-технической базы науки, повышения эффективности использования государственного имущества являются:

    -проведение  инвентаризации научно-технического комплекса, в том числе наукоградов, включая изменение (в необходимых случаях) организационно-правовой формы и формы собственности научных организаций;

    -совершенствование  академического сектора науки  за счет концентрации ресурсов на решении фундаментальных научных проблем, оптимизации системы управления научной и научно-технической деятельностью, уточнения количества подведомственных научных организаций и численности сотрудников;

    -придание  государственным научным центрам  Российской Федерации функций ведущих организаций по важнейшим направлениям развития технологий и техники;

     -реализация излишнего имущества  и незавершенных строительством объектов, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, с использованием получаемых средств для дополнительного финансирования мероприятий по укреплению материально-технической базы научных организаций;

    -использование  в установленном порядке части  основных фондов 
научных организаций, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, для поддержки малого научного и инновационного предпринимательства, создания научных и технологических парков, инновационно-технологических центров и других объектов инновационной деятельности;

Информация о работе Крупное и малое предпринимательство в сфере инноваций