Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа
Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность крупных и малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства.
Объект - инновационная деятельность малого и крупного бизнеса.
Предмет - влияние инноваций на малый и крупный бизнес.
2. По типу новизны для рынка инновации делятся на:
3.
По месту в системе (на
4.
В зависимости от глубины
5.
В Научно-исследовательском
По этому признаку выделяются инновации:
1)
регенирирование
2) изменение количества;
3)
перегруппировка или
4) адаптационное изменение;
5)
новый вариант (начало
6)
новое поколение (меняется
7) новый вид (качественное изменение функциональных свойств производственной системы, меняется первоначальная концепция, но функциональный принцип сохраняется);
8)
новый род (коренное изменение
функциональных свойств
А.И.Пригожин предложил достаточно полную классификацию инноваций: 1. По месту в производственном цикле:
2. По преемственности:
3. По охвату:
4. По инновационному потенциалу и степени новизны:
1.2.
Значение инновационной
деятельности для
развития предпринимательства.
Одним из главных факторов экономического развития регионов и в целом всей страны, коммерциализации творческой деятельности разработчиков новых технологий и новой техники в условиях рыночной экономики становится инновационное предпринимательство. Под инновационным предпринимательством принято понимать особый вид коммерческой деятельности, целью которой является получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах экономики страны. Данный вид деятельности предполагает поиск новых путей развития действующего предприятия и создания нового инновационно-ориентированного предприятия.
Результатом
вышеназванного вида бизнеса является
специфический товар –
Разновидностями
основных видов инновационной
- подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства, необходимых для создания нового технологического процесса;
- производственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;
-
маркетинг новых продуктов,
- приобретение не овеществленной технологии на стороне в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
-
приобретение овеществленной
-
производственное
Источниками инновационных продуктов являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в научных учреждениях. В индустриально развитых странах результаты научных исследований и разработок за счет коммерциализации превращаются в рыночный продукт через мелкие, средние и крупные инновационные фирмы. Как показала практика, количество инноваций в мелких фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных фирмах. Кроме того, мелкие фирмы почти на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств.
Малые
инновационные предприятия (МИП) представляют
собой специфическую
В сфере прикладной науки имеет место сочетание двух встречных тенденций, в организационном ее развитии – интеграционной и дезинтеграционной. В результате создаются новые организационные структуры – инкубаторы, технопарки и технополисы.
Инкубатор – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий и эффективной деятельности малых инновационных предприятий, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления предприятиям материальных (прежде всего научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг. Инкубатор – коммерческая организация: самоокупаемость обеспечивается за счет участия в той или иной форме в будущих прибылях инновационных фирм. Развитие инкубатора в перспективе инновационного бизнеса закладывает условия для появления технопарков.
Технопарк – это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, ВУЗы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и предполагает создание жилищно-бытовых комфортов. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства.
Наивысшим проявлением интеграционной тенденции является технополис. Технополис – это конгломерат, состоящий из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм, внедренческих, венчурных организаций, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации.
Приведенный состав инфраструктуры инновационного бизнеса выполняет задачу интеграции исследователя (изобретателя) с инвестором. Таким образом, процесс коммерциализации наукоемкой продукции становится менее стихийным и приобретает упорядоченную практику достижения рыночной пользы.6
Впервые за последние десятилетия развитие экономики предлагается обеспечить за счет внедрения отечественных и зарубежных научно-инновационных разработок, что предполагает коренное изменение отношения к развитию науки и инновационной деятельности, образованию и подготовке профессиональных кадров. 2010 год стал завершающей фазой первого этапа Программы, связанного главным образом с реализацией мероприятий подготовительного характера и направленного на усовершенствование государственной системы инвестирования проектов и проведение качественных изменений в структуре экономики. В соответствии с региональной Программой индустриально-инновационного развития, направленной на диверсификацию экономики, предусматривается создание ряда новых производств с применением современных технологий, модернизация действующих с использованием достижений науки и техники, что позволит осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции.
Проводятся
отбор перспективных научно-
Необходимо
увеличить количество структур, деятельность
которых будет направлена на поддержку
инновационного бизнеса. Ввиду возрастающей
роли банковского кредита следовало бы
существенно расширить спектр банковских
услуг, развивать и совершенствовать такие
виды кредитования, как лизинг, проектное
финансирование, заключение фьючерских
сделок по продаже результатов НИОКР7.
Глава 2 ИННОВАЦИИ В КРУПНОМ И МАЛОМ БИЗНЕСЕ
2.1. Государственное регулирование крупного инновационного бизнеса
Крупный бизнес традиционно выступает наиболее сильным негосударственным «игроком» в рамках национальной инновационной системы, что обусловливается рядом причин.
Во-первых, он располагает большим ресурсным потенциалом и, как следствие, возможностями генерации крупнейших, дорогостоящих и высокотехнологичных инноваций. Создание новой модели самолета или автомобиля, строительство новых космических кораблей и морских лайнеров, разработка и массовое распространение современных средств связи – все это под силу только крупному капиталу, хотя последний нередко и прибегает к услугам малого и среднего бизнеса.
Во-вторых, как показывает практика, само применение инноваций (особенно высокотехнологичных и дорогостоящих), обычно значительно целесообразнее и эффективнее в рамках крупных корпораций, имеющих большие объемы производства и сбыта, повышенные научно-технические потребности и более высокие темпы окупаемости инновационных расходов. Так, например, внедрение АСНИ (автоматизированных систем научных исследований), САПР (систем автоматизированного проектирования), ГАС и ГАП (гибких автоматизированных систем и производств) прежде всего обоснованно для предприятий, ориентированных на массовое серийное производство. При малых масштабах деятельности, незначительных объемах производства и сбыта получаемые от использования нововведений доходы часто не окупают расходов по внедрению инноваций.
В-третьих, значительный ресурсный потенциал крупного бизнеса позволяет ему легче справляться с повышенными «стартовыми» нагрузками особенно при реализации долгосрочных и дорогих инновационных проектов. Такой бизнес часто имеет возможность достаточно долго компенсировать повышенные стартовые расходы по данным проектам за счет накопленных резервов и доходов по другим направлениям своей деятельности. Малый бизнес, не располагая достаточными финансовыми резервами и «компенсирующими механизмами», объективно нуждается в быстром и постоянном доходе. Поэтому в интересах самовыживания он чаще «проходит мимо» инноваций требующих длительного затратного цикла.
Информация о работе Крупное и малое предпринимательство в сфере инноваций