Крупное и малое предпринимательство в сфере инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность крупных и малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства.
Объект - инновационная деятельность малого и крупного бизнеса.
Предмет - влияние инноваций на малый и крупный бизнес.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     2.     По типу   новизны   для   рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

     3.     По месту в системе (на предприятии,  в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

     4. В зависимости от глубины вносимых  изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

     5. В Научно-исследовательском институте  системных исследований разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия.

     По  этому признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

     6. По интенсивности  инновационного изменения Выделяют 8 порядков, предполагающие качественные, количественные целевые изменения.

     1) регенирирование первоначальных  свойств (восстановление). Целевое  изменение сохраняющее и обновляющее  функции производственной системы  или ее части; 

     2) изменение количества;

     3) перегруппировка или организационное  изменение;

     4) адаптационное изменение; 

     5) новый вариант (начало качественных  изменений);

     6) новое поколение (меняется большинство  первоначальных свойств системы,  но базовая структура сохраняется);

     7) новый вид (качественное изменение функциональных свойств производственной системы, меняется первоначальная концепция, но функциональный принцип сохраняется);

     8) новый род (коренное изменение  функциональных свойств производственной  системы, которая меняет основной  функциональный принцип).

     А.И.Пригожин предложил достаточно полную классификацию  инноваций: 1. По месту в производственном цикле:

    • сырьевые;
    • обеспечивающие (связывающие);
    • продуктовые.

     2. По преемственности:

    • замещающие;
    • отменяющие;
    • возвратные;
    • открывающие;
    • ретровведения.

     3. По охвату:

    • локальные;
    • системные;
    • стратегические;

     4. По инновационному потенциалу  и степени новизны:

    • радикальные
    • комбинаторные
    • совершенствующие

    1.2. Значение инновационной  деятельности для  развития предпринимательства. 
 

      Одним из главных факторов экономического развития регионов и в целом всей страны, коммерциализации творческой деятельности разработчиков новых технологий и новой техники в условиях рыночной экономики становится инновационное предпринимательство. Под инновационным предпринимательством принято понимать особый вид коммерческой деятельности, целью которой является получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах экономики страны. Данный вид деятельности предполагает поиск новых путей развития действующего предприятия и создания нового инновационно-ориентированного предприятия.

      Результатом вышеназванного вида бизнеса является специфический товар – инновации. Понятие «инновации» распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии4.

      Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:

      - подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства, необходимых для создания нового технологического процесса;

      - производственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

      - маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включающий предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, не исключая создание сетей распространения для реализации на рынке;

      - приобретение не овеществленной технологии на стороне в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

      - приобретение овеществленной технологии  – машин и оборудования, по  своему технологическому содержанию  связанных с внедрением на предприятии продуктовых или процессных инноваций5;

      - производственное проектирование, включающее подготовку планов  и чертежей для определения  производственных процедур, технических  спецификаций, эксплуатационных характеристик.

      Источниками инновационных продуктов являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в научных учреждениях. В индустриально развитых странах результаты научных исследований и разработок за счет коммерциализации превращаются в рыночный продукт через мелкие, средние и крупные инновационные фирмы. Как показала практика, количество инноваций в мелких фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных   фирмах. Кроме того, мелкие фирмы почти на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств.

      Малые инновационные предприятия (МИП) представляют собой специфическую организационную  форму инновационной деятельности, имеющую большое значение как  для развития экономики в целом, так и для удовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков готовой техники, создателей инноваций. Вместе с тем они имеют как сильные, так и слабые стороны. Анализ слабых и сильных сторон МИП объективно свидетельствует о том, что наиболее результативно сильные стороны его проявляются в связи с созданием и освоением новых изделий, технологий, материалов, систем менеджмента и его элементов, а также продвижением и освоением новых рынков. Несмотря на высокую степень риска, связанного с вероятностным характером самих инноваций, МИП имеют по сравнению с крупными инновационными предприятиями достаточно высокие шансы на предпринимательский успех. МИП осуществляют инновации, как правило, не требующие значительных инвестиций и привлечения существенных материальных, трудовых и энергетических ресурсов. В то же время МИП способны в наибольшей степени снижать социальную неопределенность в кризисных ситуациях, предоставляя рабочие места для классифицированных специалистов и рабочих.

      В сфере прикладной науки имеет  место сочетание двух встречных  тенденций, в организационном ее развитии – интеграционной и дезинтеграционной. В результате создаются новые организационные структуры – инкубаторы, технопарки и технополисы.

      Инкубатор – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий  и эффективной деятельности малых инновационных предприятий, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления предприятиям материальных (прежде всего научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг. Инкубатор – коммерческая организация: самоокупаемость обеспечивается за счет участия в той или иной форме в будущих прибылях инновационных фирм. Развитие инкубатора в перспективе инновационного бизнеса закладывает условия для появления технопарков.

      Технопарк – это компактно расположенный  комплекс, который в общем виде может включать в себя научные  учреждения, ВУЗы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные  комплексы, службы сервиса и предполагает создание жилищно-бытовых комфортов. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства.

      Наивысшим проявлением интеграционной тенденции  является технополис. Технополис –  это конгломерат, состоящий из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм, внедренческих, венчурных организаций, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации.

      Приведенный состав инфраструктуры инновационного бизнеса выполняет задачу интеграции исследователя (изобретателя) с инвестором. Таким образом, процесс коммерциализации наукоемкой продукции становится менее стихийным и приобретает упорядоченную практику достижения рыночной пользы.6

      Впервые за последние десятилетия развитие экономики предлагается обеспечить за счет внедрения отечественных и зарубежных научно-инновационных разработок, что предполагает коренное изменение отношения к развитию науки и инновационной деятельности, образованию и подготовке профессиональных кадров. 2010 год стал завершающей фазой первого этапа Программы, связанного главным образом с реализацией мероприятий подготовительного характера и направленного на усовершенствование государственной системы инвестирования проектов и проведение качественных изменений в структуре экономики. В соответствии с региональной Программой индустриально-инновационного развития, направленной на диверсификацию экономики, предусматривается создание ряда новых производств с применением современных технологий, модернизация действующих с использованием достижений науки и техники, что позволит осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции.

      Проводятся  отбор перспективных научно-технических  разработок и содействие в их финансировании в рамках научно-технических программ и программ развития технологических парков, работа по формированию единой базы данных перспективных отечественных научных разработок и инновационных проектов, рационализаторских предложений и идей для внедрения их в производство.

      Необходимо увеличить количество структур, деятельность которых будет направлена на поддержку инновационного бизнеса. Ввиду возрастающей роли банковского кредита следовало бы существенно расширить спектр банковских услуг, развивать и совершенствовать такие виды кредитования, как лизинг, проектное финансирование, заключение фьючерских сделок по продаже результатов НИОКР7. 

Глава 2 ИННОВАЦИИ В КРУПНОМ И МАЛОМ БИЗНЕСЕ

2.1. Государственное регулирование крупного инновационного бизнеса

    Крупный бизнес традиционно выступает наиболее сильным негосударственным «игроком» в рамках национальной инновационной системы, что обусловливается рядом причин.

    Во-первых, он располагает большим ресурсным потенциалом и, как следствие, возможностями генерации крупнейших, дорогостоящих и высокотехнологичных инноваций. Создание новой модели самолета или автомобиля, строительство новых космических кораблей и морских лайнеров, разработка и массовое распространение современных средств связи – все это под силу только крупному капиталу, хотя последний нередко и прибегает к услугам малого и среднего бизнеса.

    Во-вторых, как показывает практика, само применение инноваций (особенно высокотехнологичных и дорогостоящих), обычно значительно целесообразнее и эффективнее в рамках крупных корпораций, имеющих большие объемы производства и сбыта, повышенные научно-технические потребности и более высокие темпы окупаемости инновационных расходов. Так, например, внедрение АСНИ (автоматизированных систем научных исследований), САПР (систем автоматизированного проектирования), ГАС и ГАП (гибких автоматизированных систем и производств) прежде всего обоснованно для предприятий, ориентированных на массовое серийное производство. При малых масштабах деятельности, незначительных объемах производства и сбыта получаемые от использования нововведений доходы часто не окупают расходов по внедрению инноваций.

    В-третьих, значительный ресурсный потенциал  крупного бизнеса позволяет ему легче справляться с повышенными «стартовыми» нагрузками особенно при реализации долгосрочных и дорогих инновационных проектов. Такой бизнес часто имеет возможность достаточно долго компенсировать повышенные стартовые расходы по данным проектам за счет накопленных резервов и доходов по другим направлениям своей деятельности. Малый бизнес, не располагая достаточными финансовыми резервами и «компенсирующими механизмами», объективно нуждается в быстром и постоянном доходе. Поэтому в интересах самовыживания он чаще «проходит мимо» инноваций требующих длительного затратного цикла.

Информация о работе Крупное и малое предпринимательство в сфере инноваций