Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование методов и инструментов кредитно-денежной политики.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие кредитно-денежной политики;
изучить, какими методами и инструментами пользуется Национальный Банк РБ в настоящее время, их преимущества и недостатки;
рассмотреть результаты кредитно-денежной политики с точки зрения монетаристов и кейнсианцев;
рассмотреть кредитно-денежную политику зарубежных стран на примере наиболее развитых стран мира;
описать возможности использования опыта проведения денежно-кредитной политики развитых стран в условиях переходной экономики Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Денежно-кредитная политика, ее основные цели и
инструменты........................................................................................................6
2.Особенности реализации денежно-кредитной политики в
развитых странах, ее последствия для экономики………………………….15
3.Возможности использования опыта проведения
денежно-кредитной политики развитых стран в условиях
переходной экономики (на примере Республики Беларусь)………………..24
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников…...……………………………………..34
По мере снижения уровня инфляции Национальный банк последовательно снижал ставку рефинансирования со 175% (февраль 2000 г.) до 10,5% (октябрь 2006 г.). [19, c.55]. В соответствиями с основными направлениями денежно-кредитной политики на 2007 год, ставка рефинансирования должна быть снижена до конца года до 7-9% годовых [8,c. 91].
В экономике Беларуси функционирует подсистема неденежных (натуральных) отношений, которая ограничивает рост денежных доходов субъектов и влияет через показатель выручки от реализации предприятий на формирование натурализованной части ВВП. Натурализация экономики налагает значительные ограничения на функционирование банковской системы, так как банки не могут обслуживать неденежные расчеты предприятий. В экономике Беларуси из-за слабой работы механизмов конкурентных рынков труда, капитала и товаров в значительной степени деформированы товарно-денежные отношения. В этой связи цены не всегда адекватно отражают полезный эффект использования капитала, труда, земли. Стандартный показатель ВВП, с успехом применяемый в странах с конкурентной рыночной экономикой, при его неточном истолковании у нас вносит в оценку экономического роста искажения. У нас ВВП не является исключительно совокупностью заработанных и оплаченных доходов фирм и граждан. В белорусский ВВП включен ряд неденежных элементов, которые к денежным доходам не имеют никакого отношения. В показатель реализованной продукции включаются, кроме денежной выручки за проданный товар, еще и дебиторская задолженность, а также разнообразные неденежные формы прекращения обязательств, которые «закрываются» с помощью бартерных, зачетных сделок и квазиденежных суррогатов (например, векселей). Бартер, зачеты и дебиторская задолженность по своей сущности не являются денежными доходами, так как они отражают движение в экономике не товара, а натуральной продукции, рассчитанной по условным неденежным ценам.
В январе-августе 2002 г. по сравнению с январем-августом 2003 г. статистика показала рост денежной выручки с 65,2 до 70,3%, снижение доли товарообменных операций - с 20,7 до 14,9%, но дебиторская задолженность выросла с 14,1 до 14,8% [3. С. 33]. В январе-августе 2004 г. по сравнению с тем же периодом 2003 г. доля денежной выручки в общем объеме оплаченной выручки увеличилась с 74,1 до 83,4% [4 , с. 28].
За январь-август 2003 г. количество убыточных предприятий в республике достигло 38,3% против 34,6% за аналогичный период 2002 г. За 5 месяцев 2006 г. доля предприятий, имеющих чистый убыток, составила 18,5% против 24,2% за тот же период 2005г.
Опыт свидетельствует, что ни одна даже самая результативная рыночная экономика в мире, имеющая активно действующие механизмы «отсечения» фирм но признаку эффективности, не способна «переварить» подобное количество убыточных фирм, тем более в короткий и среднесрочный периоды времени. Поэтому процесс уменьшения числа убыточных предприятий должен осуществляться в долгосрочный период времени и иметь статус важнейшей государственной программы. Постепенная либерализация экономики позволит снять значительную перераспределительную нагрузку с прибыльных субъектов, которые пока являются донорами нерентабельных предприятий. Это ограничит уровень рисков проведения операций, снизит издержки и позволит удешевить кредиты банков предприятиям и гражданам [19 ,cтр.55].
При описании и анализе также нужно учитывать состояние денежного рынка в Республике Беларусь. Введем понятие нормы доходности рублевых процентных операций в иностранной валюте (для простоты — в долларах США), и нормы доходности долларовых операций в рублях (соответственно ДРД и ДДР). Иначе говоря, ДДР характеризует уровень реальной рублевой доходности следующей последовательности операции: обмен рублей на доллары по курсу на момент n, их инвестирование в валютный актив на срок т, перевод долларов в рубли по курсу на момент n+m. ДРД, соответственно, — уровень долларовой доходности последовательности операций: обмен долларов на рубли по курсу на момент n, их инвестирование в рублевый актив, обмен рублей на доллары по курсу на момент n+m.
Несколько упрощая ситуацию, эти величины можно определить следующим образом:
ДДР = id + dev – infl (3.1)
ДРД = ir – dev (3.2)
где:
ir — норма процента по рублевым операциям;
id — норма процента по валютным операциям;
dev — темп девальвации;
infl — темп инфляции.
Динамика ДРД и ДДР для периода с начала 1999 года приведена на рис. 3.1.
ДДР ДРД
Рисунок 3.1. Динамика ДДР и ДРД в процентах в год (выравнивание тренды)
Источник: Тихонов А.О. Анализ денежного равновесия и денежно-кредитной политики: теоретико-методологические аспекты, практические выводы и перспективы // Банковский вестник. – 2006. - № 21. – С. 21
Как видно из рисунка, соотношение этих показателей существенно изменялось. Но если в конце 90-х оно менялось циклически, то практически с 2000 года ДРД превышало ДДР. Это было связано, с одной стороны, с ужесточением денежно-кредитной политики Национального банка, с другой — с существенной ролью немонетарных факторов инфляции, темпы которой постепенно снижались. Поэтому в целом привлекательность рублевых операций для инвесторов была выше по сравнению с долларовыми, а кредиты в национальной валюте — относительно "тяжелы" для заемщиков (если же ДДР превышает ДРД, складывается обратная ситуация). Вместе с тем конъюнктура денежного рынка для банков характеризовалась относительным увеличением предложения рублевых ресурсов. Все это оказало соответствующее давление на норму процента по рублевым операциям. И начиная с 2000 г. наметилась тенденция к сближению ДДР и ДРД.
Это является весьма положительным симптомом, так как на протяжении периодов относительно высокой ДРД могут накапливаться девальвационные ожидания. Инвесторы, как правило, увеличивают свои рублевые активы, но ждут подходящего момента для того, чтобы перевести их (вместе с соответствующими рублевыми доходами) в СКВ. Поэтому одно из основных условий равновесия валютного и рублевого сегментов финансового рынка можно выразить следующим образом:
При условии, что оно выполняется, нет оснований для краткосрочных перемещений активов из рублевых в валютные и наоборот.
Исходя из соотношения (3.3), подставляя формулы (3.1.) и (3.2), можно определить значение равновесного темпа девальвации (РТД) на основе фактических или прогнозных значений темпов инфляции и процентных ставок по рублевым и валютным операциям.
Значения равновесного темпа девальвации и фактического темпа девальвации (ФТД) рыночного курса белорусского рубля за период с начала 1997 года представлены на рис. 3.2.
равновесный фактический
Рисунок 3.2. Динамика равновесного и
фактического темпов девальвации в
процентах в год (выравненные тренды)
Источник: Тихонов А.О. Анализ денежного равновесия и денежно-кредитной политики: теоретико-методологические аспекты, практические выводы и перспективы // Банковский вестник. – 2006. - № 21. – С. 24
Динамика равновесного и фактического темпов девальвации во многом схожа с характерной для ДДР и ДРД, представленной на рис. 3.1. В конце 90-х наблюдались периодические колебания в соотношении данных величин. С начала 2000 года в связи с ужесточением денежной политики и достигнутой стабилизацией рыночного обменного курса белорусского рубля равновесные темпы девальвации превышали фактические, причем абсолютные разрывы между ними несколько снизились по сравнению с предыдущим годом. С 2003 года наметилась тенденция к их сближению.
Следует отметить, что в теоретическом плане несовпадение фактических экономических тенденций на денежном рынке и их равновесных траекторий может сохраняться на протяжении очень длительного периода времени за счет действия определенных компенсирующих факторов внутреннего или внешнего характера. В частности, то, что в течение последнего пятилетия равновесные темпы девальвации практически постоянно превышали фактические, было обусловлено ужесточением политики Национального банка. Вместе с тем в случае ослабления этих компенсирующих факторов или неблагоприятного изменения внешних условий в экономике могут возникнуть нежелательные тенденции, связанные с возможным резким скачком актуального состояния рынка в сторону равновесного состояния. Причем нет никакой гарантии того, что актуальное состояние сравняется с равновесным, а не проскочит его. Наоборот, последнее — более вероятно (это своего рода эффект маятника).
Меры в области денежно-кредитной и валютной политики, осуществленные в 2000 – 2005 году, внушают определенный оптимизм. Очень важно то, что в текущем году удалось добиться стабилизации денежного рынка. Кроме того, существенно ограничен эмиссионный потенциал денежной политики, практически в течение всего пятилетия обеспечивался положительный уровень рублевых процентных ставок в реальном выражении. Все это позволяет положительно оценить итоги денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком в последнем пятилетии.
Вместе с тем жесткая денежно-кредитная политика должна дополняться активной структурной политикой, направленной на реформирование реального сектора экономики, ужесточение бюджетных ограничений, совершенствование системы ценообразования и социальной защиты населения, развитие экспортного потенциала республики, а также привлечение иностранных инвестиций. В обратном случае проблема инфляции может быть только смягчена, но не решена в достаточной степени. И здесь следует отметить, что переход к единому валютному курсу открывает хорошие перспективы для развития сотрудничества с международными финансовыми организациями, что является важным условием повышения инвестиционной привлекательности экономики республики, а также реализации Национальной программы развития экспорта [18, с. 9].
Вывод: Удержание низкого уровня инфляции в течение долгосрочного периода времени на отметке 3-5% в год - это очень сложная задача для экономики страны. Макроэкономические тенденции 2007 г. свидетельствуют о дальнейшем укреплении тенденции к снижению реального процента и маржи на финансовых и товарных рынках. Для того чтобы увеличить массу прибыли при снижающейся доходности финансовых операций, необходимо ужесточение конкуренции предприятий и банков. Фактором, который может оказать позитивное воздействие на улучшение состояния экономики и банковской системы, должно стать углубление рыночной реформы, где центральными звеньями являются снижение числа убыточных предприятий, рост капитализации банков на рыночной основе. Проанализировав вышеизложенный материал и учитывая мнение представителя Международного фонда Б.Хорвата можно сделать вывод, что экономика Беларуси, контролируемая в основном государством и отличающаяся высоким уровнем концентрации, явно нуждается в эффективной денежно-кредитной политике в качестве инструмента корректировки. Обеспечение эффективности денежно-кредитной политики требует решения первоочередной задачи - снижения инфляции за счет проведения взвешенной, прозрачной денежно-кредитной политики, обеспечения самостоятельности Национального банка Республики Беларусь при ее определении. Необходимы четкая иерархия целей денежно-кредитной политики, приоритетом в которой должен быть целевой показатель инфляции, и укрепление функционирования каналов монетарной трансмиссии [6 ,с.131].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы можно подвести следующие итоги: денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Результаты монетарного
регулирования по-разному
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком, экономика не может эффективно функционировать.
В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.
государству необходимо регулировать денежную политику, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе, как это произошло в Японии и Мексике, необходимо инвестировать те отрасли народного, которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.
Список использованных источников
Информация о работе Кредитно-денежная политика на примере Республики Беларусь