Кредитно-денежная политика на примере Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование методов и инструментов кредитно-денежной политики.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие кредитно-денежной политики;
изучить, какими методами и инструментами пользуется Национальный Банк РБ в настоящее время, их преимущества и недостатки;
рассмотреть результаты кредитно-денежной политики с точки зрения монетаристов и кейнсианцев;
рассмотреть кредитно-денежную политику зарубежных стран на примере наиболее развитых стран мира;
описать возможности использования опыта проведения денежно-кредитной политики развитых стран в условиях переходной экономики Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Денежно-кредитная политика, ее основные цели и
инструменты........................................................................................................6
2.Особенности реализации денежно-кредитной политики в
развитых странах, ее последствия для экономики………………………….15
3.Возможности использования опыта проведения
денежно-кредитной политики развитых стран в условиях
переходной экономики (на примере Республики Беларусь)………………..24
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников…...……………………………………..34

Работа содержит 1 файл

КДП.doc

— 524.50 Кб (Скачать)

Инструменты денежно-кредитной политики. К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

Эффективность  монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые (административные).

Основными экономическими инструментами денежно-кредитной  политики являются:

  • изменение учетной ставки;
  • изменение норм обязательных резервов;
  • операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Под ликвидностью понимается способность коммерческих банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит от объема имеющихся резервов, структуры депозитов, возможности получить заем, экономической конъюнктуры.

Один из путей повышения  ликвидности состоит в получении  банком кредита. Банк может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у центрального банка через так называемое учетное (дисконтное) окно. Центральный банк предоставляет ссуду, как правило, под залог государственных ценных бумаг и взимает с заемщика определенный процент. Норма этого процента называется учетной ставкой (дисконтом).

Коммерческие банки  прибегают к займам через учетное  окно в двух случаях. Во-первых, для пополнений обязательных резервов, если по каким-то причинам они стали меньше требуемого уровня. При этом коммерческий банк делает выбор в пользу центрального в том случае, если учетная ставка центрального банка ниже ставки процента на межбанковском рынке или если его возможности в получении займов у других банков ограничены.

 Во-вторых, в том случае, когда на денежные средства, взятые в центральном банке, коммерческий банк может получить прибыль. Это будет возможно, если разница между учетной ставкой и ставкой ссудного процента будет достаточно велика. Она должна покрыть все издержки банка на получение ссуды в центральном, оправдать риск, связанный с возможным невозвращением предоставленной экономическим субъектам ссуды, принести прибыль.

Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих  банков на ссуды центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики.

Изменение учетной ставки нельзя считать действенным инструментом денежно-кредитной политики по ряду причин. Во-первых центральный банк не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег. Во-вторых, учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, ибо для принятия решения  об ее изменении необходимо время. В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.

Инструментом, позволяющим  регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так для других депозитных институтов.

 Так, если целью является рост сбережений населения, то центральный банк может установить более низкие нормы  для срочных депозитов и более высокие для депозитов до вoстребования.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку  регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведет, во-первых, к изменению величины денежной базы, во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки, во-первых, могут оставить обязательные резервы прежними и, соответственно, уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить свои обязательные резервы в соответствии с требованиями центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги, потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в банках, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

Понижение резервной  нормы центральным банком переводит  часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческие банков к созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране.

При использовании такого инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесии экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Следует отметить также, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают все реже.

Наиболее важным инструментов контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране рынка ценных бумаг [11,c.161].

Операции  на открытом рынке — покупка и продажа национальным 
банком государственных ценных бумаг (облигаций) и других кредитных обязательств по рыночному (или заранее объявленному) курсу 
коммерческим банкам и населению в целом;

Так, для уменьшения количества денег в обращении  национальный банк продает ценные бумаги на открытом рынке. При их покупке у коммерческих банков становится меньше денег для кредитов. Если же Национальный банк покупает ценные бумаги, то денег для выдачи кредитов будет больше.

При этом различают политику дешевых денег: покупка национальным банком ценных бумаг на открытом рынке, уменьшение резервной нормы, снижение учетной ставки — все это удешевляет кредит, что тем самым увеличивает объем совокупных расходов и занятость.

Политика  дорогих денег состоит в продаже национальным банком государственных облигаций на открытом рынке, увеличении резервной нормы, повышении учетной ставки процента в целях ограничения предложения денег, чтобы тем самым снизить общие расходы и сдержать инфляционное давление [10,c.196]

Вывод: основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

 

 

2.Особенности реализации денежно-кредитной политики в развитых странах, ее последствия для экономики

Мировой экономикой накоплен огромный опыт  функционирования  денежно-кредитных  и финансовых институтов,  позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции.  В условиях  перехода  нашей страны  к  рыночной  экономике определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере наиболее развитых стран мира – Японии, США и Мексики, которая  является одной из самых развитых стран Латинской Америки.

Денежно-кредитная  политика в Японии

Обращаясь к опыту  японских экономистов в области  кредитно-денежного регулирования,  необходимо отметить следующие моменты,  которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования.

Производственные корпорации в  Японии  имели  слабые  финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла  огромную роль  в  формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.

Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты  Центрального Банка частному финансовому сектору на льготных условиях, государственная бюрократия фактически регулировала как  процентные ставки,  так  и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные  приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со  стороны  нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание  роли  самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского  кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального Банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.

В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности,  сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и  нажимом  извне,  а  ставки  долгосрочного  кредита не являются вполне рыночными по нынешней день.

Что касается  инструментариев  денежно-кредитной политики Центрального Банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных  бумаг  в  Японии,  в  течение нескольких  послевоенных десятилетий, имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию  кредита  в  условиях искусственно заниженного уровня процента.

В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление  альтернатив в виде растущего фондового рынка в  значительной  мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена  до рыночного  уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг  правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.  Все это говорит о качественной  смене  модели регулирования кредитно-финансовой сферы с упором на косвенные методы такого  регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков,  выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.

Рассмотрим конкретные цели и механизм денежно-кредитной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея  избирательной  поддержки  - своего рода «искусственной селекции предприятий». Инициативу в проведении  реформ  в  данной  сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления,  перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному Банку и правительству, в приказном по сути,  порядке, направлять  его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей.  Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному  рыночному  процессу. "Именно  способность высшего государственного  аппарата  избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления  и  использовать  всю  силу  государственного  принуждения  для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин  быстрого  и  здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы.

Информация о работе Кредитно-денежная политика на примере Республики Беларусь